Цветовые модели

РАБОТА С ЦВЕТОМ

Выбрать цвета для объекта можно целым рядом способов, например, применить цвет непосредственно из палитры или создать пользовательский цвет, используя несколько различных методов. Пользователь может создать свои собственные палитры или применить одну из палитр, предоставляемых CorelDRAW. К выбору или созданию цветов обычно прибегают при назначении цвета контура или однородной заливки объектов документа: графических объектов, текста.

Бесконечная природа позволяет создавать бесконечное число цветов. Художник получает цвета смешением красок в своей палитре, и точность подбора оттенка здесь всецело определяется такими субъективными составляющими, как индивидуальное восприятие цветов, талант и опыт мастера. При работе же с цветами в графических программах требуются точные методы для описания каждого цвета. Например, если пользователь нашел удачный оттенок, он должен иметь возможность многократно воспроизвести этот цвет и, возможно, сообщить другим, как это сделать. Точно определять цвета, разбивая их на составляющие, позволяют цветовые модели.

Монитор компьютера формирует цвета, объединяя красные, зеленые и синие точки люминофора, излучающие свет. Это означает, что миллионы цветов, которые создаются в мониторе, могут быть описаны в виде чисел, определяющих количество красного, зеленого и синего цветов. Эти три цветовых компонента составляют основу цветовой модели RGB (Red (красный), Green (зеленый), Blue (синий)). Величина каждого из этих цветов, составляющих цветовую модель RGB, определяется значениями в пределах от 0 до 255.

Так как модель RGB основана на излучении света,то более высокие значения RGB соответствуют большей «освещенности». Следовательно, чем выше значения RGB, тем более светлыми получаются тона цветов. Когда для всех трех цветовых компонентов установлены максимальные значения (255), то, как и следовало ожидать, результирующий цвет – белый. Так как в модели RGB цвета создаются добавлением света, она еще называется моделью добавления, или аддитивной моделью.

Цвета, которые можно видеть на экране монитора, воспроизводятся на бумаге с использованием красок вместо света. Наиболее часто используемый метод репродуцирования цветных изображений на бумаге – объединение голубой, сиреневой, желтой и черной красок. Эти четыре цвета – компоненты цветовой модели CMYK (Cyan (голубой), Magenta (красный), Yellow (желтый), ВlасК (черный)). Количество каждого из цветов, составляющих цветовую модель CMYK, описывается в виде процентов (от 0 до 100).

Краски создают цвет, отражая некоторые из цветов спектра света и поглощая при этом другие. Более темные краски поглощают большее количество света. Так как цветовая модель CMYK основана на поглощении света, то более высокие проценты цветов приводят к более темным («густым») оттенкам. Теоретически в случае объединения 100% голубого, 100% красного и 100% желтого результирующим цветом должен быть черный. В действительности же к цветовой модели должна быть добавлена еще черная краска. Это связано с необходимостью компенсировать некоторые оптические ограничения материала красок. Так как цветовая модель CMYK создает цвета, поглощая свет, ее можно назвать моделью вычитания цветов (субтрактивная).

Цветовая модель CMYK очень популярна. Пример широкого использования палитры CMYK – подготовка иллюстраций для четырехцветной печати. При этом можно либо сразу передать на принтер файл CorelDRAW, либо создать пользовательские цветоделения для каждого из четырех цветов для последующей производственной печати.

Обе эти цветовые модели – RGB и CMYK – основаны на практических методах репродуцирования цвета. Существуют и другие цветовые моде­ли, которые не базируются на физических методах воспроизведения цветов: в них реализованы другие способы описания цвета. Таких альтернативных моделей, которые также вполне можно использовать, имеется несколько. Наиболее известна из них цветовая модель HSB.

Цветовая модель HSB основана на значениях оттенка, насыщенности и яркости (Hue, Saturation, Brightness). Оттенок – основной цвет, определяемый расположением цвета на цветовом круге или в спектре. Например, оттенки 0 и 359 здесь представляют красный цвет, 240 – синий. Насыщенность управляет объемом оттенка. Установка насыщенности в 40 добавляет в цвет 60% белых пикселов. Значение насыщенности 0 означает 100% белых пикселов и никаких цветных. В этом случае, независимо от того, какое значение введено для оттенка, создается оттенок серого (от белого до черного). Яркость – доля белого, который содержит данный цвет. При этом любой цвет с яркостью 0 – черный, а цвет с яркостью 100 – белый. Так как цветовая модель HSB не основана на смешении цветов, она позволяет очень легко подбирать требуемый цвет.

В каждом виде оборудования, используемого для создания документов – от сканеров до принтеров – управление цветами осуществляется по-разному. Если эти различия не учитывать, цвета на экране могут совершенно не соответствовать цветам на напечатанной странице.