Эффекты межличностного восприятия
В процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный характер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.
Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.
Эффект первичности и новизны подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Ø при противоречивой информации о незнакомом человеке больший вес придается данным, полученным вначале,
Ø при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке.
На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них:
§ превосходство партнера по общению,
§ привлекательность партнера по общению,
§ и отношение к наблюдателю.
Ø Фактор превосходства - «запускает» схему социального восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для него параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).
Ø Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.
Ø Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависимость восприятие партнера по общению от его отношения к наблюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разделяют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.
Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола.
Эффект ореола заключается в приписывании несуществующих черт человеку в зависимости от полученной информации.
Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел эксперимент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов определить на глаз его рост. Результаты оказались поралельными. Когда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 176. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 и наконец, рост профессора равнялся 184 см.
Таким образом на восприятие другого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение.
Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику своих достоинств или недостатков.
Например. когда у человека замечательное расположение духа, все окружаюшие кажутся ему милейшими людьми.
Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов.
Это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д.
Они играют как положительную, так и отрицательную роль:
Ø помогают принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания.
Ø в то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений.
Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.
В результате стереотипизации формируется социальнаая установка - предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.
Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды.
Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:
I. Первый этап - период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям.
II. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей.
III.Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений.
К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на формирование модели партнера по общению влияют субъективные факторы (схема 2).
Процесс общения и отношение к партнеру задается целью общения.
Ø Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувеличение качеств партнера
Например, студент обращается к преподавателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит.
Возникает эффект ореола - перенос уже известных качеств на всю личность, что искажает восприятие.
Ø Если общение нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз).
При этом предполагается, что тот, кому нужно, должен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.
На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов.
Например, роль преподавателя, студента, декана.
Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.
За счет установки идет достраивание образа партнера и построение своих ожиданий.
Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека.
Например: успех на экзамене однокурсника
§ мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция),
§ а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная
атрибуция),
§ или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).
Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному налаживанию отношений.