Эффекты межличностного восприятия

 

В процессе восприятия возможны искажения воспринимае­мого образа, которые обусловлены социально-психологическими эффектами межличностного восприятия, носят объективный ха­рактер и требуют определенных усилий воспринимающей личности.

 

Наиболее значимой информацией о ком-то является первая и последняя, это выражается в эффекте первичности и новизны.

 

Эффект первичности и новизны подчеркивает важность определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Ø при противоречивой информации о незнакомом человеке боль­ший вес придается данным, полученным вначале,

Ø при общении со старыми знакомыми больше доверяем последней информации.

 

Важной сферой исследования социальной перцепции являет­ся изучение процесса формирования первого впечатления о дру­гом человеке.

 

На то, каким оно будет, могут оказывать влияние многие факторы, наиболее существенные из них:

§ превосходство партнера по общению,

§ привлекательность партнера по общению,

§ и отношение к наблю­дателю.

Ø Фактор превосходства - «запускает» схему социально­го восприятия в ситуации неравенства партнеров (наблюдатель ощущает превосходство партнера по какому-то важному для не­го параметру - уму, материальному, социальному положению и др.).

 

Ø Фактор привлекательности - реализует схему, связанную с восприятием партнера как чрезвычайно привлекательного внешне.

 

Ø Фактор отношения к наблюдателю - ставит в зависи­мость восприятие партнера по общению от его отношения к на­блюдателю: людей, которые к нам хорошо относятся или разде­ляют важные для нас идеи, мы склонны оценивать позитивно.

 

Большое значение на формирование первого впечатления о человеке оказывает эффект положительного или отрицательного ореола.

Эффект ореола заключается в приписывании несущест­вующих черт человеку в зависимости от полученной информа­ции.

Австралийский психолог Пауль Р. Уилсон провел экспери­мент. Он представил пяти группам студентов Мельбурнского университета одного и того же человека, каждый раз присваивая ему новые звания и титулы, а затем попросил студентов опреде­лить на глаз его рост. Результаты оказались поралельными. Ко­гда человек был представлен студентом, его рост определялся в среднем 171 см, ассистентом кафедры - до 176. При звании старший лектор ему был приписан рост 180 и наконец, рост профессора равнялся 184 см.

 

Таким образом на восприятие дру­гого человека часто оказывает влияние занимаемое им положение.

 

Эффект проекции связан с приписыванием собеседнику сво­их достоинств или недостатков.

Например. когда у человека за­мечательное расположение духа, все окружаюшие кажутся ему милейшими людьми.

 

Эффект стереотипизации обусловлен наличием специфических образов, имеющихся в опыте человека, - стереотипов.

Это чрез­мерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на отношения человека, суждения, способы поведения и т.д.

Они играют как положительную, так и отрицатель­ную роль:

Ø помогают принимать решения в типичной, повторяющей­ся ситуации, сокращая время реагирования и ускоряя процесс по­знания.

Ø в то же время стереотипное поведение препятствует приня­тию новых решений.

 

Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием социальной адаптации.

 

В результате стереотипизации формируется социальнаая уста­новка - предрасположенность, готовность человека восприни­мать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом.

 

Сформировавшиеся социальные установки обладают устойчивостью и ведут к облегчению, алгоритмизации познания, а также приобщению индивида к системе норм и ценностей дан­ной социальной среды.

 

Ж. Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации:

 

I. Первый этап - период детства до 12 лет. Уста­новки, развивающиеся в этот период, соответствуют родитель­ским моделям.

 

II. Второй этап с 12 до 20 лет установки приобретают более кон­кретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей.

III.Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений.

К 30 годам установки человека приобретают стабильность и фиксированность.

 

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что на форми­рование модели партнера по общению влияют субъективные факторы (схема 2).

 

Процесс общения и отношение к партнеру задается целью об­щения.

 

Ø Если общение нужно нам, то происходит «подстройка к партнеру снизу» (взгляд снизу вверх). Очень часто идет преувели­чение качеств партнера

Например, студент обращается к препода­вателю с просьбой пересдать экзамен, считая, что он справедливый, значит, разрешит.

Возникает эффект ореола - перенос уже извест­ных качеств на всю личность, что искажает восприятие.

 

Ø Если обще­ние нужно партнеру, то мы подстраиваемся к нему сверху (взгляд сверху вниз).

При этом предполагается, что тот, кому нужно, дол­жен вести себя соответственно, то есть смотреть на нас снизу вверх, в интонации должна слышаться просьба.

 

На формирование впечатления о партнере определенное влияние оказывает соотношение ролей и статусов.

Например, роль преподавателя, студента, декана.

Чем больше различия в статусах, тем больше искажается восприятие.

 

За счет установки идет достраивание образа партнера и по­строение своих ожиданий.

 

Посредством механизмов социальной перцепции (идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипиза­ция, рефлексия, каузальная атрибуция) мы интерпретируем действия, понимаем и оцениваем другого человека.

 

Например: успех на экзамене однокурсника

§ мы можем приписывать его высоким умственным способностям (личностная атрибуция),

§ а можем приписывать факту, что билет достался легкий (объективная

ат­рибуция),

§ или что во время экзамена удалось воспользоваться шпаргалкой (обстоятельственная атрибуция).

 

Знание закономерностей влияния субъективных факторов на восприятие партнера по общению помогает эффективному нала­живанию отношений.