Понятие социальной перцепции

Процесс восприятия одним человеком другого является обя­зательной составной частью общения. Эффективное общение не­возможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров.

 

Межличностное восприятие или социальная перцепция - это сложный процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с личностными характеристиками и ин­терпретацию на этой основе поступков и поведения.

 

Термин «социальная перцепция» ввел американский психо­лог Дж. Брунер (1947) для обозначения факта социального восприятия, и его зависимости не только от характе­ра стимула - объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, осознания значимости ситуации.

 

Позже под социаль­ной nерцеnцией стали понимать целостное восприятие субъек­том не только предметов материального мира, но так называе­мых социальных объектов (других людей, групп, классов, народ­ностей), социальных ситуаций.

 

В социальном восприятии человека в целом всегда присутст­вуют оценка других людей и отношение к ним в эмоциональном и поведенческом планах.

 

На основе восприятия человека человеком формируется представление о

- намерениях,

- мыслях, способностях,

- эмоциях,

- установках партнера по общению

и определяется собственное поведение.

Процесс социальной перцепции может быть представлен в виде схемы (схема 1).

Этот процесс в межличностной перцепции осуществ­ляется с двух сторон: каждый из партнеров по общению уподоб­ляет себя другому.

 

Следовательно, при взаимодействии людей в совместной деятельности должны быть приняты в расчет не только потребности, мотивы и установки одного человека, но и всех людей, участвующих в общении.

 

В целом в ходе социальной перцепции осуществляется:

Ø эмо­циональная оценка другого,

Ø попытка понять причины его по­ступков и прогнозировать поведение,

Ø создание собственной стра­тегии поведения.

Можно также выделить четыре основные функции социальной перцепции:

1. познание себя,

2. познание партнера по общению,

3. организация совместной деятельности на основе взаимо­понимания,

4. установление эмоциональных отношений.

 

При изучении процессов межличностного восприятия выде­ляют два главных аспекта:

1) психологические и социальные особенности субъекта и объекта восприятия;

2) механизмы и эффекты межличностного отражения.

 

В восприятии и оценке людьми друг друга существуют индивидуаль­ные, половые, возрастные, профессиональные различия.

Но наи­большее значение в формировании оценки партнера по обшению имеют психологические качества человека и имеющаяся у него система установок.

 

Внутренние психологиче­ские и социальные установки субъекта восприятия как бы «запускают» определенную схему социальной перцепции.

 

Особенно значительна работа таких установок при формировании первого впечатления о незнакомом человеке.

 

К наиболее существенным свойствам наблюдаемого человека можно отнести:

Ø выражение лица,

Ø способы выражения экспрессии (чувств),

Ø жесты и позы, походка,

Ø оформление облика (одежда, прическа),

Ø особенности голоса и речи.

 

Воспитываясь в определенной культурной и национальной среде, ребенок усваивает набор экспрессивных средств, с помо­щью которых среди взрослых принято выражать свои состояния и желания, и одновременно учится «считывать» с поведения и внешности других людей признаки, с помощью которых можно их понять и оценить.

 

Вместе с тем можно выделить ряд универсальных психоло­гических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека, позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

Остановимся на описании работы механизмов социальной пер­цепции.