Общая характеристика ЧС природного происхождения.
Общая характеристика чрезвычайных ситуаций (ЧС). Их классификация.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) – нарушение нормальных условий жизнедеятельности на определённой территории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием, в результате чего возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.
Авария – опасное техногенное происшествие, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, нарушению
производственного или транспортного процесса, а также создающее угрозу жизни и здоровью людей, наносящее ущерб окружающей среде.
Катастрофа –внезапное, быстротечное событие, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, разрушение или уничтожение объектов и других материальных ценностей в значительных размерах, а также наносящее серьёзный ущерб окружающей среде.
Катастрофа отличается от аварии большими трагическими последствиями.
Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) считает, что катастрофа – это непредвиденная и неожиданная ситуация, с которой пострадавшее население не способно справиться самостоятельно: если 2 и более погибших или 10 и более пострадавших – речь идёт о катастрофе.
В зависимости от происхождения различают следующие виды чрезвычайных ситуаций (ЧС):
§ Природные : землетрясения, наводнения, извержения вулканов, сели, оползни, ураганы, бури, смерчи, природные пожары и т.п.
§ Техногенные: пожары, взрывы, транспортные происшествия, аварии на промышленных объектах и системах жизнеобеспечения и т.п.
§ Экологические: разрушение озонового слоя, загрязнение атмосферы и вод Мирового океана , изменение климата, исчезновение видов растений и животных, опустынивание земель и т.п.
§ Социальные: войны, межнациональные конфликты, терроризм, общественные беспорядки, экономические потрясения и кризисы,
голод и т.п.
В зависимости от масштабов распространения различают ЧС:
§ Локальные: последствия ЧС не распространились за пределы
промышленного объекта;
§ Местные: распространение последствий ограничено пределами населённого пункта, города, района;
§ Территориальные: в пределах субъекта РФ(области, края и т.п.);
§ Региональные: в пределах двух субъектов РФ;
§ Федеральные (национальные): последствия захватывают более чем два субъекта РФ;
§ Трансграничные: последствия выходят за пределы одного государства.
В зависимости от числа пострадавших:
§ Малые: пострадавших – 25-100 чел., нуждающихся в
госпитализации – 10-15 чел.;
§ Средние: соответственно – 101- 1000 чел. и 51- 250 чел.;
§ Большие: 1000 чел. и более чел. и более 250 чел.
Заключение:
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях.
Вопросы обеспечения безопасности - насущная необходимость каждого человека, общества в целом и важнейшая государственная задача.
Граждане РФ имеют право на защиту их жизни, здоровья, благоприятную
безопасную среду существования.
Это законодательно закреплено Конституцией РФ, Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и другими законодательными актами.
Будущая профессия студентов - медиков имеет особое социальное значение в области защиты человека от негативных воздействий и достижения комфортных условий жизнедеятельности.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что означает понятие «безопасность жизнедеятельности»?
2. Возможные опасности для человека, имеющие естественное (природное) происхождение ?
3. Как влияет технический прогресс на безопасность жизнедеятельности ?
4. Каковы могут быть последствия антропогенного воздействия человека на окружающую среду ?
5. Опасности, сопровождающие человека в области общественных отношений ?
6. Обязанности каждого человека перед обществом в области безопасности жизнедеятельности ?
7. Роль каждого человека в достижении собственной безопасной среды существования ?
8. Привести пример из жизни, связанный с угрозой личной безопасности, раскрыть пути и способы, способствующие его благополучному разрешению.
9. Какова основная цель изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ?
10. Какую особую роль выполняют медицинские работники в области защиты человека от негативных воздействий и достижения комфортных условий жизнедеятельности ?
Тема № 2: «Безопасность жизнедеятельности в условиях ЧС природного характера».
Учебные вопросы: