Информатика как отрасль народного хозяйства

Информатика как прикладная дисциплина

Информатика как наука

Информатика как фундаментальная научная дисциплина включает в себя следующие понятия:

· информация и информационные ресурсы;

· технические средства обработки информации;

· информационные технологии;

· информационные системы.

Эти понятия рассматриваются подробно ниже в п. “Основные понятия экономической информатики”.

Информатика исторически возникла и развивалась как естественная дисциплина, в состав которой входила разработка:

· методов и правил рационального проектирования устройств и систем обработки информации;

· технологии использования этих устройств и систем для решения научных и практических задач;

· методов взаимодействия человека с этими устройствами и системами.

Рассматривая информатику как отрасль народного хозяйства, можно выделить в ней три составные части:

· производство технических средств обработки и передачи информации;

· обработку информации;

· производство и реализацию программных средств и систем.

Особое значение приобретает информатика в подготовке специалистов экономического профиля. Это связано с тем, что развитие информационных технологий свидетельствует о том, что выпускнику экономического вуза приходится:

· работать как конечному пользователю на персональном компьютере (ПК) (автоматизированном рабочем месте – АРМ, рабочей станции и т.п.) в условиях “электронного офиса”, интегрированной информационной системы, элeктpoннoй почты, в локальных и глобальных телекоммуникационных компьютерных сетях;

· совершенствовать технологические и управленческие процессы на своем рабочем месте на основе автоматизации управленческих задач с использованием новейших технических и программных средств.

Комплекс этих условий отражает социальный заказ на специалиста и диктует требования необходимого уровня его информационной культуры. От того, насколько специалисты хорошо знают и владеют современными методами и средствами информатики, зависит эффективность функционирования производственного подразделения (организации) в целом.

В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной 10 июля 1998 года Министерством образования Российской Федерации, отмечено, что в настоящее время “в обществе существует достаточно серьезная и устойчивая социальная потребность в изучении информатики, а главное - в использовании информационных технологий в повседневной деятельности. Эта потребность обусловлена стремительным развитием средств информационно-вычислительной техники и связи, проникновением информационных технологий практически во все сферы социальной практики и настоятельной необходимостью их эффективного использования в интересах решения целого ряда актуальных социально-экономических проблем”.

Учебный курс “Информатика” ориентирован на то, чтобы в результате его освоения:

· сформировать у студента фундамент современной информационной культуры;

· обеспечить устойчивые навыки работы на персональном компьютере в условиях локальных и глобальных вычислительных сетей и систем телекоммуникаций, новых информационных технологий в экономической деятельности;

· освоить основы современной методологии разработки компьютерных информационных систем и практической реализации ее основных элементов с использованием персональных компьютеров и типовых программных продуктов.

В результате изучения дисциплины студент должен:

· иметь представление о национальных и мировых информационных ресурсах как экономической категории;

· знать основы новых информационных технологий и их влияние на успех в бизнесе;

· знать современное состояние и направление развития компьютерной техники и программных средств;

· владеть основами автоматизации решения экономических задач;

· уверенно работать на персональном компьютере в качестве конечного пользователя информационных систем;

· знать основы создания информационных систем и использования передовых информационных технологий переработки информации, в т.ч. уметь работать с программными средствами, соответствующими современным требованиям мирового рынка программных продуктов;

· иметь представление о работе в локальных и глобальных компьютерных сетях, иметь навыки работы с электронной почтой, телеконференциями, электронной доской объявлений, средствами создания электронного офиса;

· знать наиболее важные информационные ресурсы, программные средства информационного поиска, а также экономические и правовые основы использования информационных ресурсов.