Информатика как отрасль народного хозяйства
Информатика как прикладная дисциплина
Информатика как наука
Информатика как фундаментальная научная дисциплина включает в себя следующие понятия:
· информация и информационные ресурсы;
· технические средства обработки информации;
· информационные технологии;
· информационные системы.
Эти понятия рассматриваются подробно ниже в п. “Основные понятия экономической информатики”.
Информатика исторически возникла и развивалась как естественная дисциплина, в состав которой входила разработка:
· методов и правил рационального проектирования устройств и систем обработки информации;
· технологии использования этих устройств и систем для решения научных и практических задач;
· методов взаимодействия человека с этими устройствами и системами.
Рассматривая информатику как отрасль народного хозяйства, можно выделить в ней три составные части:
· производство технических средств обработки и передачи информации;
· обработку информации;
· производство и реализацию программных средств и систем.
Особое значение приобретает информатика в подготовке специалистов экономического профиля. Это связано с тем, что развитие информационных технологий свидетельствует о том, что выпускнику экономического вуза приходится:
· работать как конечному пользователю на персональном компьютере (ПК) (автоматизированном рабочем месте – АРМ, рабочей станции и т.п.) в условиях “электронного офиса”, интегрированной информационной системы, элeктpoннoй почты, в локальных и глобальных телекоммуникационных компьютерных сетях;
· совершенствовать технологические и управленческие процессы на своем рабочем месте на основе автоматизации управленческих задач с использованием новейших технических и программных средств.
Комплекс этих условий отражает социальный заказ на специалиста и диктует требования необходимого уровня его информационной культуры. От того, насколько специалисты хорошо знают и владеют современными методами и средствами информатики, зависит эффективность функционирования производственного подразделения (организации) в целом.
В Концепции информатизации сферы образования Российской Федерации, утвержденной 10 июля 1998 года Министерством образования Российской Федерации, отмечено, что в настоящее время “в обществе существует достаточно серьезная и устойчивая социальная потребность в изучении информатики, а главное - в использовании информационных технологий в повседневной деятельности. Эта потребность обусловлена стремительным развитием средств информационно-вычислительной техники и связи, проникновением информационных технологий практически во все сферы социальной практики и настоятельной необходимостью их эффективного использования в интересах решения целого ряда актуальных социально-экономических проблем”.
Учебный курс “Информатика” ориентирован на то, чтобы в результате его освоения:
· сформировать у студента фундамент современной информационной культуры;
· обеспечить устойчивые навыки работы на персональном компьютере в условиях локальных и глобальных вычислительных сетей и систем телекоммуникаций, новых информационных технологий в экономической деятельности;
· освоить основы современной методологии разработки компьютерных информационных систем и практической реализации ее основных элементов с использованием персональных компьютеров и типовых программных продуктов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
· иметь представление о национальных и мировых информационных ресурсах как экономической категории;
· знать основы новых информационных технологий и их влияние на успех в бизнесе;
· знать современное состояние и направление развития компьютерной техники и программных средств;
· владеть основами автоматизации решения экономических задач;
· уверенно работать на персональном компьютере в качестве конечного пользователя информационных систем;
· знать основы создания информационных систем и использования передовых информационных технологий переработки информации, в т.ч. уметь работать с программными средствами, соответствующими современным требованиям мирового рынка программных продуктов;
· иметь представление о работе в локальных и глобальных компьютерных сетях, иметь навыки работы с электронной почтой, телеконференциями, электронной доской объявлений, средствами создания электронного офиса;
· знать наиболее важные информационные ресурсы, программные средства информационного поиска, а также экономические и правовые основы использования информационных ресурсов.