Негативные факторы среды обитания современного человека.

Курс лекций

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Имени В.И. Разумовского

(ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России)

Медицинский колледж

 

 

САРАТОВ 2013 год

Тема № 1: Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности. Общая характеристика негативных воздействий среды обитания человека».

 

Учебные вопросы:

 

1. Предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

2. Негативные факторы среды обитания современного человека.

3. Общая характеристика чрезвычайных ситуаций (ЧС). Их классификация.

 

1. Предмет и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

 

В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный вред окружающей среде.

Формирование современного уровня культуры безопасности является

задачей изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Под «культурой безопасности» следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья

и целостности окружающего мира.

«Безопасность жизнедеятельности» представляет собой область научных знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасностей

и вредных факторов во всех сферах человеческой деятельности, сохранение безопасности и здоровья в среде обитания.

Изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» направлено

на решение следующих задач:

§ формирование научных представлений о принципах и путях защиты

от факторов риска в жизни и деятельности человека;

§ выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противостоять им;

§ формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни, профессиональной деятельности и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учётом своих возможностей.

 

 

Современный человек в процессе жизнедеятельности находится в различныхсредах: природной, социальной, бытовой, производственной. Человек и среда его обитания образуют систему «человек – среда обитания», которая оказывает влияние как на самого человека, так и на среду обитания.

Среда обитания неразрывно связана с понятиями: «биосфера», «техносфера», «ноосфера».

§ Биосфера – природная область распространения жизни на Земле, не испытавшая техногенного воздействия;

§ Техносфера – регион биосферы, преобразованный людьми в целях наилучшего соответствия своим потребностям;

§ Ноосфера – сфера господства разума человека, в которой люди должны принять на себя ответственность за дальнейший ход эволюции на Земле.

Негативные воздействия в системе «человек – среда обитания» принято называть «опасностями».

Все опасности, преследующие человека в современных условиях , можно

разделить на:

§ опасности , имеющие естественное (природное происхождение);

§ антропогенные – вызванные деятельностью человека;

§ опасности, сопровождающие человека в области общественных отношений.

Одним из главных понятий «безопасности жизнедеятельности» является

«аксиома о потенциальной опасности» - любая деятельность потенциально опасна. Исходя из этого различают понятия: «безопасность» и «приемлемый риск».

§ Безопасность – состояние деятельности, при котором с определённой вероятностью исключено проявление опасностей;

§ Приемлемый риск – риск, при котором защитные мероприятия позволяют поддерживать достигнутый уровень безопасности.

По степени и характеру действия на организм все негативные факторы

окружающей среды условно подразделяют на «вредные» и «опасные»:

§ Вредные – те, которые при определённых условиях могут стать причиной снижения работоспособности или даже заболеваний;

§ Опасные – которые в определённых условиях приводят к травматическим повреждениям или внезапным и резким нарушениям здоровья.

Опасные и вредные факторы по происхождению можно подразделить на:

§ физические - повышенная и пониженная температура, шум, вибрация, повышенное или пониженное барометрическое давление, радиация, другие виды электромагнитного излучения и т.п.;

§ химические - промышленные, сельскохозяйственные и бытовые ядохимикаты, боевые отравляющие вещества, лекарственные средства и т.п.;

§ биологические - патогенные микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, растения и животные;

§ психофизиологические - организация и условия труда, производственная среда, психоэмоциональные перегрузки и т.п.

Какая- то часть опасных и вредных факторов имеет внешне определённые пространственные области проявления, которые называются «опасными зонами». Они характеризуются увеличенным риском возникновения несчастного случая. Однако, даже если человек находится в опасной зоне, но правильно организует свою деятельность, соблюдает условия безопасности –

нарушения здоровья или несчастный случай не возникают.

Условия, при которых появляется возможность для реализации существующих опасностей подразделяют на:

§ Опасные ситуации -при которых создаются предпосылки несчастного случая или внезапного заболевания;

§ Экстремальные ситуации –когда физические и психологические нагрузки достигают таких пределов, при которых индивидуум теряет способность к рациональным поступкам и адекватным действиям;