Третья группа методов – частнонаучные
Новизна 2. Незавершенность 3. Объективность 4. Эмпирическая и теоретическая воспроизводимость 5. Согласованность и целостность 6. Внутренняя непротиворечивость и внешняя оправданность 7. Операциональность 8. Общедоступность и универсальность
Важнейшие черты научных знаний
Формы познания окружающего мира
Терминология и пр.
Концепция – определенный способ понимания, основная точка зрения.
Есть несколько определений науки:
Наука - сфера деятельности человека, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности.
Наука –особая система знаний, включающая в себя методы познания мира и способы мышления (умозаключения, концепции, законы), развивающиеся как по мере развития самой науки, так и всей человеческой цивилизации
Цель науки – благоденствие человечеству (Г. Лейбниц) (1646-1716 г.г.)
Задачи науки– формирование теоретической и методической основ для практической деятельности людей и развития материального производства
(Ф. Бэкон)(1561-1626 г.г.)
Функции науки:
- теоретико-познавательная;
- логическая;
- методологическая;
- практическая;
- мировоззренческая
Обыденное знание | Научное знание |
– неспециализированная познавательная деятельность человека в процессе его жизнедеятельности, продуктом которой является жизненно-практический опыт | – вид познавательной деятельности, включающий постоянно развивающиеся системы знаний, связанные с открытием новых законов и научных теорий |
1. Объект рассматривает в совокупности | 1. Объект рассматривается на эмпирическом и теоретическом уровнях |
2. Для фиксации объектов и их состояний использует средства естественного (разговорного) языка | 2. Для фиксации объектов и их состояний разрабатывает комплекс специфических терминов |
3. В процессе познания применяет обычные методы: созерцание, умозаключения и выводы | 3. В процессе познания использует специальные средства |
4. Достоверность полученных знаний устанавливает только опытническо-практической деятельностью (производством) | 4. Достоверность полученных знаний устанавливается специфическими средствами проверки на истинность (эксперимент, модели) |
5. Не требует особой подготовки | 5. Требует особой теоретической, практической, методологической подготовки |
Основные способы научного познания
Эмпирическое познание | Теоретическое познание |
Предмет – реальные объекты мира, процессы, явления, события, происходящие в них Средства – непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемым объектом в форме наблюдения или эксперимента Результат – простые причинные и необходимые связи | Предмет – идеализированные модели Средства – мысленные эксперименты и логические выводы Результат – сложные существенные и закономерные связи |
Методология – это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их эффективности, сущности и применимости в процессе научного исследования
Первая группа методов – всеобщие методы: метафизический и диалектический
Вторая группа методов – общенаучные методы: эмпирические и теоретические