Научное познание иначе называют научным исследованием.

Кроме того, для науки характерны свои методы исследований, использование приборов и оборудования, особый язык.

 

Таким образом, специфика науки как отрасли культуры заключается в следующем:

• наука познает реальность посредством изучения отдельных ее частей;

• результаты науки требуют эмпирической проверки.

 

Наука как составляющая общечеловеческой культуры от других отраслей культуры отличается целым рядом признаков. В отличие от техники целью науки является познание мира, а не использование полученных знаний о мире для его преобразования. Наука отличается от искусства своей рациональностью,не останавливающейся на уровне образов, а доведенной до уровня теорий. Наука отличается от философии тем, что ее выводы требуют эмпирической проверки и отвечают не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?», «каким образом?». В отличие от идеологии научные истиныобщезначимы и не зависят от интересов определенных слоев общества. От религии наукаотличается тем, что опирается не на веру, а на чувственнуюреальность и разум. Наука отличается от мифологии тем, что стремится не к объяснению мира в целом, а к формулированию законов развития природы, допускающих эмпирическую проверку. Наука отличается от мистики тем, что стремится не к слиянию с объектом исследования, а к его теоретическому пониманию и воспроизведению.

Два уровня научного исследования (научного познания)

и краткий путь формирования научного знания.

Наука – не только результат научного исследования, но и само исследование. Она имеет определенную структуру. Выделяют два уровня научного исследования (научного познания) – эмпирический и теоретический (схема 3.13, стр. 21 - Грядовой; стр. 226 - Романов).

Эти уровни различаются, прежде всего, по предмету исследования.

Эмпирическиe исследования направлены на изучение явлений объективного мира, материальных процессов, в то время как теория ориентируется на познании сущности объективных процессов (природных и социальных).

Различаются уровни познания и по методам исследования.

На эмпирическом уровне познания используются наблюдение, эксперимент, описание, составление графиков, таблиц. На теоретическом уровне применяются идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматический и гипотетико-дудуктивный методы.

По результату.

Результат эмпирического исследования – простые причинные и необходимые связи.

Результат теоретического – сложные существенные и закономерные связи.

Теория представляет собой систему логически взаимосвязанных утверждений, презентирующих тот или иной фрагмент изучаемой действительности. Любая теория должна обладать определенным прогностическим потенциалом.

 

Диалектический подход к взаимодействию теоретического и эмпирического уровня исследований раскрывает их взаимосвязь и взаимообусловленность и указывает путь формирования научного знания.

В естественнонаучном познании следует различать такие элементыего структуры, как фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; результаты первоначально концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях; основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из них законы, принципы и теории, картины мира; философские установки (основания); социокультурные, ценностные и мировоззренческие основы; методы, идеалы и нормы научного познания, его эталоны, регулятивы; стиль мышления.

На основе эмпирических исследований могут быть сделаны эмпирические обобщения. На основе эмпирических обобщений формируется гипотеза (от гр. hypothesis – основание, предположение) – научное предположение. Для формулировки гипотезы, объясняющей эмпирические факты, необходимо все предшествующее знание, касающееся данной проблемы. Научное предположение остается гипотезой до эмпирического подтверждения. После выдвижения определенной гипотезы с целью ее проверки исследование опять возвращается на эмпирический уровень. Для проверки научной гипотезы проводятся новые эксперименты. Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус законаили закономерности, если нет – считается опровергнутой, и поиски иной, более приемлемой, гипотезы продолжаются.

Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области знания, называется теорией. В случае, если теория в целом не получает убедительного эмпирического подтверждения, она может быть дополнена новыми гипотезами. Подтвержденная на практике теория считается истинной до тех пор, пока не будет предложена новая теория, лучше объясняющая известные эмпирические факты, а также новые эмпирические факты, которые стали известны уже после принятия первоначальной теории и оказались противоречащими ей. Основной смысл, суть той или иной теории, выражается в концепции. Когда теория еще не выработана, а имеется только главная идея для объяснения определенных событий, то такую идею тоже называют концепцией.

Концепция (от лат. сonceptio – понимание, система) – это определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, процесса, явления либо ведущий замысел, конструктивный принцип научной деятельности.

Таким образом, каждая теория или гипотеза имеет свою концепцию, свой смысл и свой принцип научной деятельности.