Лекция 2. Финансовая политика государства
Финансовая политика – совокупность мероприятий государства по разработке общей концепции, основных направлений и целей использования финансовых отношений для создания финансового механизма и управления финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов.
Иначе, финансовая политика – деятельность государства по использованию финансовых отношений для выполнения им своих функций.
Практические она реализуется через систему разработанных на определенный период времени государственных мероприятий по мобилизации части финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию для выполнения государством своих функций.
Цель финансовой политики – повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов.
В условиях глобализации финансов в современном мире относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов финансовая политика любого государства не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние экономики, она также должна быть ориентирована на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.
Содержание финансовой политики определяется:
· соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепций регулирующей роли государства в области финансов;
· разработкой основных направлений и целей для достижения сбалансированности макроэкономических показателей, обеспечивающих пропорциональность роста доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
· осуществлением практических мер по реализации указанных целей с помощью всей совокупности финансовых инструментов и государственных институтов.
Классификация видов финансовой политики. Виды финансовой политики в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач:
· финансовая стратегия – долгосрочная политика, рассчитанная на длительный период и осуществление крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. Намечает принципы организации финансовых отношений, позволяет разрабатывать целевые программы в составе федерального бюджета.
· финансовая тактика – политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей.
Виды финансовой политики в зависимости от поставленных задач:
· политика экономического роста – система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости (рост государственных расходов и снижение налогового бремени);
· политика стабилизации – правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объемы выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен;
· политика ограничения деловой активности – направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом.
Типы финансовой политики (в традиционном понимании):
· классическая – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов;
· регулирующая – вмешательство в регулирование государством циклического развития экономики, а финансовый механизм используется для регулирования социальных отношений, достижения полной занятости населения;
· планово-директивная – государственная собственность на средства производства, плановая система управления, максимальная концентрация финансовых ресурсов у государств.
Типы финансовой политики (в современном понимании):
· дискреционная политика (проводимая правительством) – сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста;
· недискреционная (политика «встроенных стабилизаторов») политика - способность налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. правильно функционирующая налоговая система в состоянии автоматически регулировать экономику. Другие стабилизаторы: социальные выплаты, программы помощи фермерам, эффект надежности компаний и др.
В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса, стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Финансовая политика включает следующие направления:
· налоговую политику;
· бюджетную политику;
· денежно-кредитную политику;
· институциональные преобразования;
· инвестиционную политику;
· социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
· снижение социальной напряженности;
· оздоровление государственных финансов;
· восстановление нормального функционирования банковской сферы;
· сбалансированность товарных и денежных потоков;
· разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
· искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
Налоговая политика направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
· комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
· пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
· введение единого реестра налогоплательщиков;
· ужесточение налогового администрирования;
· реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Бюджетная политика направлена на разрешение бюджетного кризиса. Наиболее актуальные задачи в этой области:
· реализация программ экономии государственных расходов;
· проведение бюджетной реформы, позволяющей более эффективно управлять ограниченными бюджетными ресурсами и обеспечить сбалансированность бюджетной системы в долгосрочной перспективе;
· формирование бюджета исходя из долгосрочных приоритетов развития страны;
· обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти;
· проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
· устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики и бюджетного процесса;
· создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышение степени автономности налоговых полномочий;
· обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд;
· повышение качества «человеческого капитала» и т.д.
Денежно-кредитная политика направлена на преодоление банковского кризиса, восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Политика формируется Правительством РФ и Банком Росси. Задачи денежно-кредитной политики:
· реструктуризация банковской системы;
· поддержание уровня инфляции на определенном уровне;
· совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
· достижение конвертируемости рубля;
· сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
· пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
· создание новых систем, основанных на расчетах в режиме реального времени;
· развитие безналичных расчетов, в т.ч. за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет, расширения использования платежных карт;
· усиление таможенного контроля.
Институциональные преобразования вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
· приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
· передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
· инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
· вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
· приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
· структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса, железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
· совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий; разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
· усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством, погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
Социальная направленность. К задачам в этой области относятся:
· выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов, а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
· сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
· реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием; внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
· увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
· разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
· упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
· регулирование вынужденной миграции.
Инвестиционная составляющая включает:
· повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
· создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
· развитие ипотечного кредитования;
· привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
В реализации финансовой политики более полно будут учитываться возможности финансового рынка в активации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стимулов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов
С одной стороны, финансовая политика становится более предсказуемой и целенаправленной, но с другой стороны в ее реализации есть много противоречивых моментов:
· ориентация на сравнительно краткосрочный период;
· предпочтение стабилизации макроэкономических показателей;
· увеличение профицита бюджета и стабилизационного фонда;
· крайне медленное снижение налогового бремени;
· сохранение минимального уровня оплаты труда ниже прожиточного минимума и т.д.