СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Выбор сетевой операционной системы

 

При выборе сетевой операционной системы необходимо учитывать:

Ø совместимость оборудования;

Ø тип сетевого носителя;

Ø размер сети;

Ø сетевую топологию;

Ø требования к серверу;

Ø операционные системы на клиентах и серверах;

Ø сетевая файловая система;

Ø соглашения об именах в сети;

Ø организация сетевых устройств хранения.

 

 

В настоящее время наибольшее распространение получили три основные сетевые ОС — UNIX, Windows NT и Novell Netware.

ОC UNIX применяют преимущественно в крупных корпоративных сетях, поскольку эта система характеризуется высокой надежностью, возможностью легкого масштабирования сети. В Unix имеется ряд команд и поддерживающих их программ для работы в сети. Во-первых, это команды ftp, telnet, реализующие файловый обмен и эмуляцию удаленного узла на базе протоколов TCP/IP. Во-вторых, протокол, команды и программы UUCP, разработанные с ориентацией на асинхронную модемную связь по телефонным линиям между удаленными Unix-узлами в корпоративных и территориальных сетях.

ОС Windows NT включает серверную (Windows NT Server) и клиентскую (Windows NT Workstation) части и, тем самым, обеспечивает работу в сетях "клиент/сервер". Windows NT обычно применяют в средних по масштабам сетях.

ОС Novell Netware состоит из серверной части и оболочек Shell, размещаемых в клиентских узлах. Предоставляет пользователям возможность совместно использовать файлы, принтеры и другое оборудование. Содержит службу каталогов, общую распределённую базу данных пользователей и ресурсов сети. Эту ОС чаще применяют в небольших сетях.

 

Учебники:

  1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: ВШ, 1987.
  2. Современный русский язык / Под ред. Л.Л. Касаткина. – М., 2002.; 2004.
  3. Современный русский язык. В 3 ч. Часть 1. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. /Н.М.Шанский, В.В.Иванов. - М.: Просв., 1987.
  4. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи. – М.: Владос, 2000.

Сборники упражнений:

  1. Валгина Н.С. и др. Сборник упражнений по современному русскому языку. – М., 1987.
  2. Ермакова О.П. Практические занятия по современному русскому языку. – М., 1985.
  3. Кузнецова Л.К. Контрольно-тренировочные вопросы и задания для самостоятельной работыпо современному русскому языку. Учебно-методическое пособие для студентов факультета начальных классов. – Псков, 1999.
  4. 555 упражнений по русскому языку: Обучающие упражнения. – М., 1997.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. - Л.: ЛГУ, 1981.
  2. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. - М., 1970.
  3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Вып. 1. Фонетика и морфология. – Самара, 1997.
  4. Де Соссюр Ф. Курс общей лингвистики // Де Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М.: Наука, 1977.
  5. Журавлев А.П. Звук и смысл. - М., 1981.
  6. Лебедева Ю.Г. Звуки, ударение, интонация. - М.: Рус.яз., 1996.
  7. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.: Просв., 1976.
  8. Творческое наследие А.Н.Гвоздева и актуальные проблемы лингвистики. - Самара, 1997.
  9. Харченко В.К. Словарь детского языка. – М.: Астрель, 2005.
  10. Черкасов Л.Н. О классификации согласных русского языка по способу образования // Вопросы языкознания, 1980, № 3. - С.36-45.
  11. Шапошников В.Н. Современные проблемы фонетики // РЯШ, 1996, № 6.

1. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: СЭ, 1990.

2. Русский язык. Энциклопедия. – М.: СЭ, 1979.

3. Энциклопедический словарь юного филолога / Сост. М.В.Панов. – М., 1984.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ

1. Предмет фонетики и ее направления (сообщение).

2. Звуковая сторона речи. Аспекты изучения звука.

3. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

 

Фонетика – наука о звуковой стороне языка, от греч. phone – звук.

 

Три аспекта изучения звука: а/ акустический (физический); б/ артикуляционный (биологический, физиологический); в/ функциональный (социальный, коммуникативный, собственно лингвистический – он будет изучен позже).

АКУСТИЧЕСКИЙ (физический) аспект

Вспомните из школьного курса физики, что с акустической точки зрения звук представляет собой результат колебательного движения, передаваемого через упругую среду, воспринимаемый человеческим слухом. Акустическая характеристика звука включает такие параметры, как высота, сила, длительность и тембр. Необходимо осмыслить, какие физические свойства колебаний (частота, амплитуда, резонанс) определяют эти параметры.

Понятия тона и шума некоторые авторы относят к области физиологической акустики, которая изучает как акустические, так и физиологические (биологические) аспекты звука.

 

БИОЛОГИЧЕСКИЙ (артикуляционный)

Приступая к изучению этого аспекта, проверьте, правильно ли Вы поняли термин артикуляция (= произношение звуков). Ее нельзя рассматривать в отрыве от человеческого организма. Речевые органы образуют речевой аппарат. Это не особые органы, звукообразующую функцию они осуществляют как дополнительную. Ознакомьтесь с устройством речевого аппарата, и будьте готовы рассказать о нем с использованием схемы, уясните роль дыхательных органов (легкие, бронхи) в произнесении звука, роль гортани и голосовых связок (голосообразующий орган), надгортанных полостей – глотки, носовой и ротовой полостей (обратите внимание, что в ротовой полости органы речи делятся на активные и пассивные.

В артикуляции каждого звука выделяют 3 фазы – экскурсия (приступ) – переход органов речи из нейтрального полож. в рабочее полож.; экспозиция (выдержка) – основная фаза, органы речи установлены именно для данной позиции; рекурсия (отступ) – возвращение органов речи в нейтральное полож. или переход к артикуляции следующего звука.

 

Описание артикуляции звука (фаза экскурсии) необходимо для постановки правильного произношения, исправления произносительных ошибок.

Образец подробного описания артикуляции звука:

[А] – вся масса языка – на дне ротовой полости. Кончик языка – у основания нижних зубов. Края языка касаются нижних зубов. Задняя часть спинки языка незначительно поднимается. Средняя часть спинки языка слегка прогибается. Мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость. Челюсти раскрыты (1,5 – 2 см между ними). Губы нейтральны.

Говоря об артикуляционно-акустических различиях гласных и согласных нужно остановиться на следующих параметрах: отсутствие/наличие преграды в полости рта, характер и степень напряженности речевого аппарата, сила напора воздушной струи, характер движения языка, соотношение тона и шума.

 

4. Классификация гласных и согласных звуков (см. таблица 1).

 

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Русские гласные классифицируются по ряду, подъему, лабиализации. Приступая к изучению классификации, необходимо четко уяснить эти основания классификации, в основе которых – характер движения языка в ротовой полости – по горизонтали (вперед – назад), и по вертикали, а также положение губ (нейтральное, о-образное).

СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

Согласные классифицируются:

а/ по соотношению голоса и шума: сонорные – шумные (звонкие/глухие),

б/ по месту образования и соотношению активного и пассивного органов речи: губные (губно-губные, губно-зубные) и язычные: переднеязычные (зубные и передненебные), среднеязычные и заднеязычные;

в/ по способу образования (по характеру преграды и способу ее преодоления): смычные (взрывные, аффрикаты, носовые), щелевые и дрожащие /в разных учебниках может встретиться и другая трактовка носовых и дрожащих/;

г/ по твердости/мягкости.

Параллельно с классификацией гласных и согласных осваиваются основные принципы фонетической транскрипции.

5.Фонетические единицы и их освоение ребенком.

При восприятии и в продуктивной речи среди гласных сначала противопоставляются гласные нижнего и верхнего подъема, затем переднего и заднего ряда, последним формируется противопоставление гласных верхнего и среднего подъема.

Согласные (восприятие)

  • Сначала осознается наличие/отсутствие согласного (бак – ак)
  • Затем различия м/у сонорными и шумными (бак-мак)
  • Затем – твердые и мягкие
  • Затем – глухие и звонкие
  • Последними – свистящие и шипящие

Согласные (в продуктивной речи)

· Губные – появляются раньше язычных

· Твердые губные – раньше мягких губных

· Мягкие зубные – раньше твердых зубных

· Смычные – раньше щелевых

· Свистящие – раньше шипящих

· Очень сложен механизм вибрации

Подобный порядок освоения согласных отмечен и в других языках мира, он универсален.

При неосвоенности звука в речи происходит его замена. Это явление – СУБСТИТУЦИЯ. Общие правила субституции:

1) на месте отсутствующего звука возникает звук, наиболее близкий по артикуляции;

2) чем раньше слово попало в речь с субституцией, тем труднее оно преобразуется в нормативное

 

Термины:Тон, шум, тембр звука, речевой аппарат, экскурсия (приступ), выдержка, рекурсия (отступ), артикуляционная база языка, кинема, гласные переднего (среднего, заднего) ряда, гласные верхнего (среднего, нижнего) подъема, лабиализация, лабиализованный согласный, назализация, чистый гласный, носовой гласный, сонорный согласный, шумный согласный, губной (лабиальный) согласный, губно-губной (билабиальный) согласный, губно-зубной (лабио-дентальный) согласный, переднеязычный согласный, зубной (дентальный) согласный, альвеолярный согласный, фарингальный (глоточный) согласный, гортанный согласный, смычный согласный, взрывной согласный, аффриката, щелевой (фрикативный) согласный, боковой согласный, дрожащий (вибрант) согласный, палатализация.

 

6.Понятие звуковой закономерности, позиционные и комбинаторные изменения звуков.

7.Фонетические закономерности в области гласных: а/ позиционные - редукция, б/ комбинаторные - переход И в Ы.

8.Фонетические закономерности в области согласных: а/ позиционные - оглушение в конце слова, протеза, б/ комбинаторные – ассимиляция (типы по х-ру изменения звука, по направлению, по степени полноты), диссимиляция, аккомодация, диэреза, эпентеза, метатеза.

Все видоизменения (модификации) звуков в потоке живой речи могут считаться позиционными в широком смысле слова, но более традиционным является употребление этого термина в узком смысле - как обозначения изменений, связанных с позицией звука в конце слова (оглушение звонких согласных), в начале слова (протеза) или в безударном слоге (качественная и количественная редукция гласных).

Второй тип модификаций звуков - комбинаторные изменения - результат взаимодействия соседних звуков. Основные виды таких изменений имеют дополнительные характеристики: аккомодация - прогрессивная и регрессивная; ассимиляция прогрессивная и регрессивная, контактная и дистантная, полная и частичная; диссимиляция - прогрессивная и регрессивная, контактная и дистантная.

Обобщить сведения о фонетических закономерностях в области гласных Вам поможет таблица из учебно-методического пособия:

Большакова Н.В. Введение в языкознание.

Учебно-методическое пособие. – Псков, 2004.

По ходу освоения материала Вы можете дополнить таблицу своими примерами.

В современном просторечии наблюдается действие и других позиционных и комбинаторных звуковых закономерностей. Однако такое произношение слов не является нормативным с точки зрения орфоэпии:

Позиционные звуковые изменения в просторечии:

· Протеза (вставка звука в начале слова): * вулица – улица, *Воля – Оля.

Комбинаторные звуковые изменения в просторечии:

· Эпентеза (вставка слова внутри слова): *какава - какао, * радива - радио.

· Метатеза (перестановка звуков): *талерка – тарелка, *калбуки – каблуки, *тубаретка – табуретка.

 

  1. Звуковые закономерности при модификации слов в детской речи.

 

Особенности диэрезы, ассимиляции и метатезиса при модификации слов в детской речи описаны С.Н.Цейтлин («Язык и ребенок», 2005, с.78-80). Обратите внимание на основные характеристики этих явлений и подготовьтесь к анализу материала детской речи при выполнении практических заданий:

· при сокращении групп согласных (кластеров) сонорный + шумный устраняется сонорный (кука – кукла); в сочетании шумный щелевой + шумный смычный устраняется щелевой (десь – здесь)

· группы звуков в начале слова сокращаются чаще;

· в ранней речи детей часто наблюдается дистантная ассимиляция по месту и/или способу образования (Наня – Надя);

· дистантная ассимиляция может носить как прогрессивный, так и регрессивный характер;

· особенно активна в детской речи метатеза (гофли – гольфы, баклуки – каблуки); механизм метатезиса до сих пор не совсем ясен.