Основные понятия ГРЭ
Лекция 1. Методологические основы государственного регулирования экономики
Семантический (Общественный) интерфейс.
Этот вид интерфейса возник в конце 70-х годов XX века, с развитием искусственного интеллекта. Его трудно назвать самостоятельным видом интерфейса - он включает в себя и интерфейс командной строки, и графический, и речевой, и мимический интерфейс. Основная его отличительная черта - это отсутствие команд при общении с компьютером. Запрос формируется на естественном языке, в виде связанного текста и образов. По своей сути это трудно называть интерфейсом - это уже моделирование "общения" человека с компьютером.
С середины 90-х годов XX века авторы же не встречал публикаций, относящихся к семантическому интерфейсу. Похоже, что в связи с важным военным значением этих разработок (например, для автономного ведения современного боя машинами - роботами, для "семантической" криптографии) эти направления были засекречены. Информация, что эти исследования продолжаются, иногда появляется в периодической печати (обычно в разделах компьютерных новостей).
Контрольные вопросы:
- Что такое операционная система
- Какие функции выполняет операционная система
- Периоды эволюции операционных систем
- Что из себя представляет многозадачность
- Примеры многопользовательских операционных систем
- Чем отличается вытесняющая многозадачность от не вытесняющей
- Что такое многонитевость
- Какие бывают аппаратные платформы
- Какие системы разделяются по областям использования
- Что отличает методы построения ОС
- Назовите виды современных интерфейсов.
- Какой интерфейс у OS Windows.
Литература:
1. Н. А. Олифер, В. Г. Олифер. Сетевые операционные системы. М: Статистика, 1997.
2. Б. Богумирский. Эффективная работа на IBM PC./СПб.:Питер, 1995.
3. Эско Валтанен. Дисковые операционные системы для ПЭВМ. - К.: Региональный центр перевода и информационных услуг. 1992.
4. В.Э. Фигурнов. IBM PC для пользователя. Изд. 7-е. - М.: ИНФРА-М, 1997.
Государственное регулирование экономики в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему государственных мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и развития экономики, приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни.
Важнейшей характеристикой национальной экономики являются сложившиеся макроэкономические пропорции - количественные соотношения между:
- различными подразделениями и сферами общественного производства;
- отраслями;
- территориальным распределением производительных сил.
Макроэкономические пропорции предполагают такое распределение общественного труда между отраслями и сферами экономики, которое обеспечивает их сбалансированное развитие и удовлетворение общественных потребностей. Поэтому пропорциональность национальной экономики проявляется в соответствии: между объемом и структурой общественных и личных потребностей, с одной стороны; объемом и структурой национального продукта - с другой.
Установление, поддержание и изменение сложившихся пропорций представляет собой сложный экономический процесс. Эта сложность обусловлена не только большим многообразием пропорций в народном хозяйстве, но и тем, что пропорции формируются под воздействием множества факторов.
Макроэкономические пропорции образуют систему, в которой можно выделить следующие виды пропорций:
1) общеэкономические - между наиболее крупными сферами национальной экономики;
2) межотраслевые - между взаимосвязанными отраслями национальной экономики;
3) внутриотраслевые - между взаимосвязанными производствами внутри одной отрасли;
4) территориальные - общеэкономические, межотраслевые и внутриотраслевые, рассматриваемые в границах определенной территории;
5) межгосударственные - между отдельными государствами на основе международного разделения труда.
Макроэкономические пропорции можно также классифицировать по форме измерения на натурально-вещественные, стоимостные, распределения трудовых ресурсов.
Натурально-вещественные пропорции характеризуют соотношение между производством и потреблением отдельных видов продукции. Анализ натурально-вещественных пропорций осуществляется с помощью материальных балансов.
Стоимостные пропорции показывают соотношения между отдельными элементами стоимости валового национального продукта - денежной выручкой и доходами в сфере производства товаров и услуг; доходами предприятий, государства и населения; обращением товаров и денег в национальной экономике.
Пропорции распределения трудовых ресурсов характеризуют соотношения трудовых ресурсов между сферами деятельности, городом и деревней, отдельными отраслями и регионами и т. п. Пропорции в национальной экономике объективны. Пропорции динамичны, в ходе развития экономики они меняются количественно и качественно. Пропорции не постоянны, они могут нарушаться. Различают общие и частные диспропорции:
- общие связаны с нарушением пропорциональности во всем народном хозяйстве и носят, как правило, долгосрочный характер;
- частные имеют локальный характер, могут охватывать отдельные части общественного производства.
В устранении диспропорций большую роль играют текущие запасы и государственные резервы.
Несбалансированность экономики России проявляется в диспропорциях:
- материально-вещественных;
- стоимостных;
- структурных;
- трудовых ресурсов и рабочих мест;
- региональных и др.
Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, объемами производимых продуктов и потребностями в них, выступает в форме равновесия, прежде всего, спроса и предложения. Различают равновесие частичное и общее.
Частичное равновесие достигается на макроуровне посредством ценового механизма и предполагает равенство спроса и предложения применительно к товарам, услугам и ресурсам.
Общее равновесие требует согласования деятельности всех сфер экономики. Для стабилизации экономики, преодоления ее разбалансированности широко применяется государственное регулирование.
Объектами государственного регулирования экономики являются сферы, отрасли, регионы, социально-экономические процессы, т.е. то на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения условий эффективного функционирования экономики.
К основным объектам, на которые направлено воздействие государства, относятся:
1. секторальная, отраслевая, региональная, воспроизводственная и социальная структуры хозяйства;
2. экономический цикл;
3. занятость;
4. уровень жизни;
5. образование и подготовка кадров;
6. денежное обращение;
7. НИОКР и инвестиции;
8. платежный баланс;
9. социальная сфера, трудовые отношения, механизм защиты населения;
10. окружающая среда;
11. цены, антиинфляционные процессы;
12. государственный сектор экономики;
13. финансовые ресурсы и межбюджетные отношения;
14. процессы разгосударствления, приватизации, демонополизации;
15. формы собственности в разных отраслях экономики;
16. внешнеэкономическая деятельность и др.
Субъектами государственного регулирования являются законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти. В Российской Федерации это:
- Президент РФ;
- Федеральное Собрание - парламент;
- Правительство РФ;
- федеральные суды.
В современном мире, когда произошел переход передовых стран к информационному укладу, выделился самостоятельный и независящий от национальных государств транснациональный капитал, он стал играть не менее важную роль в государственном регулировании, чем само государство. «Транснациональные корпорации» (ТНК) контролируют до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новые технику, технологии и ноу-хау. Ядро мировой хозяйственной системы составляют около 500 ТНК, сосредоточивших большую власть в своих руках. Нередко они диктуют свою волю другим странам. С позиций регулирования следует учитывать, что законы свободного рынка не полностью работают внутри ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые не рынком, а стратегией корпорации.