Социальный контроль.
Девиантное поведение и его виды.
Гендер как форма социального контроля.
Социальный контроль и его средства.
Важнейшим условием социального взаимодействия и эффективного функционирования социальной системы является предсказуемость в действиях и поведении людей. Отсутствие предсказуемости ведет общество (социальную общность) к дезорганизации и распаду. Поэтому общество создает различные механизмы социального контроля для того, чтобы координировать поведение своих членов.
Социальный контроль – это совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации) посредством которых обеспечивается следование определенным «образцам» деятельности, соблюдение ограничений в поведении, нарушение которых отрицательно сказывается на функционировании системы.
Социальный контроль – это воздействие общества на индивида или группы с тем, чтобы они следовали нормам с целью поддержания стабильности
Образцы:
ценности, правовые и моральные нормы
административные предписания, решения
обычаи
привычки
Социальные нормы – это социально одобряемые и/или законодательно закрепленные правила, образцы, стандарты, регулирующие поведение людей.
Их (нормы) можно разделить на два основных вида:
1. Правовые нормы - это нормы, формально закрепленные в различного рода законодательных актах (например, Конституции, Уголовном кодексе, Правилах дорожного движения)
Нарушение правовых норм предполагает юридические, административные и иные виды наказания;
2. Нормы морали - это неформальные нормы, функционирующие в виде общественного мнения. Главным инструментом в системе норм морали является общественное порицание (осуждение) или общественное одобрение.
Чтобы люди всегда вели себя в соответствии с существующими в обществе нормами, необходимо, во-первых, обучать людей соответствующему поведению и. во-вторых, осуществлять контроль за соблюдением норм.
Социальный контроль обеспечивает определенную организацию общественной жизни, адекватность поведения членов общества взаимным ожиданиям.
Принуждение к должному поведению наблюдается уже у животных, особенно живущих в стаях (обезьяны должны ухаживать за вожаком).
Есть и специальные институты – судебные, карательные органы.
В качестве механизмов социального контроля выступают различные социальные институты. Например, институт семьи осуществляет первичный социальный контроль и регулирует поведение людей в брачно-семейной сфере общества; политические институты осуществляют социальный контроль политическими методами, мораль, обычаи, право и т.д.
Чтобы поведение людей соответствовало социальным ожиданиям, в обществе создаются (формируются) определенные стандарты поведения — социальные нормы.
Они очень разные и разной степени строгости.
Нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, которые регулируют взаимодействие людей.
Образец – культурное образование, которое определяет, как индивид должен реагировать на ситуацию, важную для него и его окружения. Наиболее часто повторяющийся способ поведения в определенных ситуациях.
Цель социального контроля – ограничение девиантного поведения.
Средства обеспечения социального контроля:
- социализация
- групповое давление (вознаграждение/улыбки, кивки, повышение в должности/, наказание, убеждение)
- принуждение государственного аппарата
Методы социального контроля:
· изоляция – отлучение индивида от других
· обособление – ограничение контактов
· реабилитация – возвращение к нормальной жизни
Одна из форм социального контроля — представления о гендере.
Субординация женщин и мужчин – важнейший элемент, на котором держится социальный порядок. Социальные условия для одних благоприятны, для других – нет. Они подчиняются, другие – командуют. Люди неравны, почему же они мирятся с таким положением дел. Почему соблюдается социальный порядок? Добровольное подчинение объясняется тем, что оно воспринимается как естественное, обусловленное самой природой.
П. Бурдье показывает на примере мужского доминирования (этнографический материал крестьяне – берберы в Алжире)
Во-первых, природа интерпретируется через бинарные оппозиции: высокое/низкое, сухое/влажное, светлое/темное, и т.д.
Все они пронизаны ассоциациями с мужское/женское. Женское связывает с теплом очага, терпением, слабостью.
Представления/стереотипы о полах настолько вплетены в нас в процессе социализации, что мы этого можем и не осознавать. Мы даже не замечаем, как влияют половые различия на наше поведение. Они укореняются в нас с первых дней жизни.
ПР. Джен Морис, знаменитая писательница, была Джеймсом Морисом. Она описала опыт человека, который изменив свой пол, ощутил себя в разных мирах. Она сделала такое наблюдение – менялась не только реакция окружающих людей, но и ее собственная. Если ее считали некомпетентной в открывании пробок, или тонкостях вождения автомобиля, она начинала вести себя соответственно.
ПР. Г. Гарфинкель посвятил работу анализу «индивидуального случая» изменения полового статуса. Основной эмпирический материал – интервью с Ангнессой, девятнадцатилетней девушкой, рожденной и воспитывавшейся до 17 лет как мальчик и сознательно сменившей пол. С токи зрения генетики Агнесса представляла редкий случай гормональной феминизации в подростковом возрасте. Мужские органы соседствовали с женскими вторичными половыми признаками. Внешне – привлекательная девушка. До момента поступления в клинику Агнесса жила уже два года в облике девушки и ощущала себя женщиной. Был жених. Сделала операцию. Позже призналась, что никаких биологических дефектов, которые бы вели к феминизации в подростковом возрасте не имела. Она тайно с 12 лет принимала экстрогены (женские половые гормоны), прописанные матери после серезной хирургической операции.
В 50-х гг. Х. Беньямин впервые описал трансексуализм с научной точки зрения как патологическое состояние личности, заключающееся в расхождении между биологическим и психическим полом.
С 60-70 хх. начали разделять понятия «пол» (в англ. sex) – биологический пол, физические признаки и «гендер» (в англ. gender) – социальный пол, обусловленный социо-культурными особенностями, обусловленные культурой половые различия. Как сказала Симона де Бовуар «Женщинами не рождаются, ею становятся». Тоже можно сказать и о мужчине. Поведение связано с усвоением комплекса норм, привязанных в культуре к определенному полу. Таким образом, существует два пола (мужской и женский) и два гендера (маскулинный и феминный). Они формируются через изучение женской и мужской идентичности – феминности и маскулинности.
Если пол человека определяется биологически, то гендер – культурная и социальная конструкция. Основной политический и теоретический вопрос заключается в том, связан ли гендер с биологией и определяется ли ею. Всегда ли отличия в поведении связаны с биологией. На сегодня не установлено однозначно степень влияния биологии на идентификацию.
Например, в ХIХ веке медицинские теории утверждали, что личность женщины определяется анатомией и женскими воспроизводящими функциями. Диагноз «истерия» считался женским и связывался с наличием матки. Эти взгляды были оспорены феминистками
ПР. в большинстве культур женщины большую часть своей жизни отдают детям, поэтому не могут принимать активное участи в войне или охоте.
ПР. родились близнецы, но одному повредили орган и решили реконструировать ему половые органы, чтобы они стали женскими. После этого, воспитывали как женщину. Росли типичные мальчик и девочка. Куклы, замуж, помощь по хозяйству и машинки, милиционер. Но когда узнала о происхождении своего пола, то высказала неуверенность в гендере.
Т.е. идентификация зависит от ярлыка, который дали человеку с детства. В нормальной ситуации эти ярлыки соответствуют биологическим отличиям в хромосомах, гормонах и анатомии.
Научение гендеру происходит в процессе социализации. С девочками и мальчиками по-разному разговаривают, разные игрушки.
ПР. изучение сказок показало, что там в качестве героев значительно чаще выступают мужчины. А если принять во внимание зверей с гендерними признаками, то соотношение 95 к 1. Там мужчины в авантюрных приключениях, а женщины – дома, ждут их, пассивны, или баба-яга.
Т.е. уже в сказках отражено отношение к гендеру и распределение гендерных ролей. Поэтому феминистки переписывают известные сказки (Золушка разочарована в принце и решает притворится, что туфелька ей давит).
ПР. тоже и в мультиках. Активные преследователи и герои – мужчины.
ПР. Изучали, каким игрушкам дети отдают предпочтение. Анализировали отношение к игрушкам, которые традиционно являются женскими, мужскими, нейтральными. И дети, и взрослые одинаково относили игрушки к соответствующему полу. В Италии дети выбирали дифференцированные по полу игрушки чаще, чем в Голландии, что связано с большей традиционностью итальянской культуры. В обоих обществах девочки высказывали желание поиграть с мальчиковыми и нейтральными игрушками намного чаще, чем мальчики выбирали девочковые.
Поэтому многие авторы говорят о том, что маскулинность – это испытание, а не только власть, за что критикуют феминистки западную культуру – за андроцентризм современной культуры. Т.е. за то, что реальный социальный мир культуры ориентирован на мужчину.
Признаки:
•отождествление понятия «человек» и «мужчина» (во многих языках обозначаются одним словом)
•разделение языка на мужской и женский основано на реальной социальной ассиметрии
•мужская физиология определяет большее количество видов спорта
•женщина «выпадает» из социальной жизни в связи с рождением ребенка
•неудобная одежда (короткие юбки сковывают движения и заставляют постоянно контролировать себя)
Общество ожидает определенного поведения. Гендер не просто существует, мы каждый день «подтверждаем» свой гендер во взаимодействиях. Польза от ликвидации гендерных различий, к чему стремятся феминистки – вопрос (дать эссе).
Все социальные нормы сопровождаются санкциями и направлены на поощрение общепринятого поведения, общепринятых образцов действия и предотвращение отклонений от него (девиации, «девиантности», от лат. «отклонение»).