Правовые основы инвестиционной деятельности

Понятие и виды инвестиций. Понятие инвестиционной деятельности. Источники правового регулирования. Субъекты, объекты и формы инвестиционной деятельности. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. Инвестиционный договор. Осуществление инвестиционной деятельности на основе концессий. Виды концессионных договоров. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности. Защита инвестиций в Республике Беларусь.Правовое положение иностранных инвестиций. Субъекты и формы иностранных инвестиций. Коммерческие организации с иностранными инвестициями: виды, особенности создания, формирования уставного фонда. Представительства иностранных организаций на территории Республики Беларусь.

Основным нормативно-правовым актом регулирующим инвестиционную деятельность в Республике Беларусь является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Важным источником правового регулирования является также международные договоры и соглашения Республики Беларусь в частности договоры о взаимной защите инвестиций, об освобождении от двойного налогообложения. Кроме того инвестиционная деятельность регулируется Гражданским Кодексом Республики Беларусь валютным законодательством, законодательством о ценных бумагах.

В Республике Беларусь разработана Национальная программа привлечения инвестиций. В статье 1 и 2 Инвестиционного Кодекса РБ дается определение «инвестиций» и «инвестиционной деятельности».

Инвестиции – любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащее инвесторам на праве собственности или ином вещном праве, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли или достижения иного значимого результата.

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли или иного значимого результата.

Классифицировать инвестиции можно по различным основаниям:

1. По объектам вложения:

· Реальные

· Финансовые

2. По цели инвестирования:

· Прямые

· Портфельные

3. По срокам вложения:

· Краткосрочные

· Среднесрочные

· Долгосрочные

4. По формам собственности:

· Частные

· Государственные

· Смешанные

5. По территориальному признаку:

· Национальные

· Иностранные

6. По рискам:

· Агрессивные

· Умеренные

· Консервативные

Субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы и пользователи - объектами инвестировании.

Инвестор – юридические и физические лица, государство, осуществляющие инвестиционную деятельность в формах предусмотренных законодательством.

Иностранные инвесторы – иностранные государства международные организации, иностранные юридические лица, иностранные граждане РБ без гражданства, постоянно проживающие за пределами РБ.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности являются: те лица, которые имеют объекты инвестиционной деятельности к ним относятся юридические и физические лица, государственные органы власти иностранные государства международные организации.

Субъекты инвестиционной деятельности вправе самостоятельно выбрать объекты инвестирования и как собственники владеть, пользоваться, распоряжаться или осуществлять реинвестирование.

Объектами инвестиционной деятельности является: недвижимое имущество (предприятия, в том числе), ценные бумаги и интеллектуальная собственность.

В соответствии с Инвестиционным Кодексом РБ государство гарантирует инвесторам право собственности и иные вещные права, имущественные права, и защищает эти права, гарантируется равенство прав инвесторов не зависимо от формы собственности, а также стабильность прав инвесторов.

Инвестор в праве самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с законодательством РБ свои действия, вправе самостоятельно распоряжаться прибылью полученной в результате инвестиционной деятельности. Иностранному инвестору гарантируется беспрепятственный перевод за пределы РБ прибыли после уплаты налоговых платежей и других обязательных платежей.

В соответствии с законодательством РБ инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, а также и инвестиции не могут применяться иные равные по последствиям меры. Действия государственных органов или их должностных лиц, акты государственных органов, нарушающие права инвестора или причиняющие ему убытки может быть обжалованы инвестором в суд. Причиненные убытки возмещаются по решению суда из соответствующего бюджета.

Инвестиционный Кодекс предусматривает форму государственного регулирования инвестиционной деятельности.

1) Прежде всего это прямое участие в инвестиционной деятельность оно выражается в принятии инвестиционных программ, их финансированию предоставление гарантий правительства по кредит проведении государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов, предоставления концессий.

2) Государство создает благоприятные условия для развития инвестиционной деятельности путем оказания государственной поддержки инвесторам созданием СЭЗ, принятие антимонопольных мер, пересечением недобросовестной конкуренции, проведением приватизации, развитие ценных бумаг.

В целях оказания государственной поддержки для реализации отдельных инвестиционных проектов с инвестором заключается инвестиционный договор.

Сторонами инвестиционного договора является РБ в лице правительства РБ и национальные или иностранные инвесторы.

В качестве обязательных условий инвестиционный договор включает срок действия договора, объект и объем инвестиционной деятельности, права и обязанности сторон, дополнительные гарантии РБ по данному проекту, ответственности сторон, порядок и орган рассмотрения споров.

В договор могут включаться условия по развитию производственной и социальной инфраструктуры региона порядок изменения инвестиционного договора, право инвестора на вывоз произведенной продукции и полученной прибыли, обязательства инвестора по найму и обучению работников и др. Инвестиционные договоры заключаются в порядке предусмотренном Инвестиционным Кодексом. Проект инвестиционного договора должен быть рассмотрен и утвержден правительством РБ, подписывается договор на основании решения правительства согласованного с президентом РБ инвестиционный договор должен быть зарегистрирован в государственном реестре инвестиционных договоров.

 

Инвестиционный Кодекс содержит нормы регулирующие цели и порядок заключения концессионных договоров их содержание и виды.

Концессия - договор, заключаемый РБ с концессионером о передаче на возмездной основе на определенный срок права на осуществление на территории РБ отдельного вида деятельности, либо право пользования имуществом, находящимся в собственности РБ.

В качестве концессионеров выступают национальные инвесторы и иностранные инвесторы объекты концессий – право на осуществление отдельных видов деятельности, права пользования недрами, водами, лесами, землей, объектами, находящимися только в собственности государства.

Инвестиционный Кодекс называет 3 вида концессионных договоров:

ü Полный концессионный договор (за концессионером сохраняется право собственности на произведенную продукцию)

ü Концессионный договор о разделе продукции (продукция делится между сторонами и концессионер полностью или частично освобождается от оплаты обязательных платежей)

ü Концессионный договор об оказании услуг (выполнению работ). В этом случае право собственности на продукцию передается РБ, а концессионер получает вознаграждение.

Порядок заключения к концессионного договора.

Правительство РБ на основании решения Президента РБ готовит концессионные предложения. Концессионер определяется по средствам проведения конкурсов и аукционов.

После определения победителя концессионный договор должен быть заключен в сроки, не превышающие 3 месяца. Инвестиционный кодекс подробно регламентирует содержание этих договоров, называя обязательные факультативные и специальные условия договора.

Концессионный договор может заключаться на срок до 99 лет. Добросовестный концессионер по истечению срока договора имеет преимущественное перед остальными право по перезаключению договора.

 

Законодательство РБ помимо общих норм, регулирующих инвестиционную деятельность содержать специальные нормы, определяющие особенности правового положения иностранных инвесторов.

Иностранный инвестор вправе осуществлять инвестиционную деятельность в форме создания юридического лица, а также приобретении имущества или имущественных прав.

Коммерческими организациями с иностранными инвестициями признаются юридические лица в установленном фонде, которых доля иностранного инвестора составляет не менее чем 20000$ США и который в качестве основной цели деятельности преследуют получение прибыли. Могут создаваться в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством.

По особенностям создания коммерческие организации с иностранными инвестициями подразделяются на: коммерческие совместные и коммерческие иностранные.

Уставный фонд коммерческой совместной состоит из доли иностранного инвестора и доли национального инвестора.

Уставный фонд коммерческих иностранных предприятий полностью состоит из иностранного капитала.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями создаются путем:

1. Учреждения.

2. Приобретения иностранным инвестором доли участия в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций.

3. Приобретение предприятия как имущественного комплекса в целом или его части на сумму не менее 20000$США.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями регистрируются облисполкомами или администрациями СЭЗ.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых иностранный капитал составляет не менее 30%, пользуется льготами. Товары, ввозимые в качестве оклада в уставный фонд, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и НДС.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями в праве без лицензии экспортировать продукцию собственного производства, а также импортировать продукцию для собственного производства.

Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в добровольном порядке.

 

3.15. Правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства)

Понятие, признаки и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства). Способы предупреждения экономической несостоятельности (банкротства). Досудебное оздоровление. Основания признания субъектов хозяйствования экономически несостоятельными (банкротами). Процедуры банкротства. Защитный период, конкурсное производство, мировое соглашение. Органы управления в процедуре банкротства. Правовое положение антикризисного управляющего. Собрание кредиторов. Особенности банкротства организаций. Упрощенные процедуры банкротства.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими экономическую несостоятельность (банкротство) являются: ГК РБ, ХПК РБ, Закон РБ «Об экономической несостоятельности, банкротстве» от 18.07.2000 г. № 423-3, Указ Президента РБ «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 г. № 508.

Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника.

Банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника.

Целью института банкротства является защита прав и законных интересов имущества кредиторов, должника, иных заинтересованных лиц.

Дела о банкротстве рассматриваются хозяйственными судами, согласно нормам законодательства. В соответствии со статьёй 61 ГК РБ экономически несостоятельными (банкротами) могут быть признаны коммерческие организации за исключением казенных предприятий, потребительских кооперативов, фондов. Указ Президента РБ №508 содержит специальные нормы, которые не допускают применения процедуры банкротства к субъектам естественных монополий, режимным объектам, объектам, находящимся только в собственности государства.

Дело о банкротстве возбуждается на основе письменного заявления, подаваемого в хозяйственный суд.

Заявление о банкротстве может подать сам должник, кредиторы, уполномоченные государственные органы, прокурор. Не может обратиться в хозяйственный суд с заявлением кредитора граждане, перед которым должник несет ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, а также учредители должника юридические лица, перед которыми должник несет ответственность по обязательствам, вытекающим из такого участия.

В зависимости от субъекта, инициирующего возбуждение дела о банкротстве, выделяют: заявление должника и заявление кредитора.

Лица, инициирующее возбуждение дела о банкротстве обязаны направить копии заявления всем лицам, участвующим в деле о банкротстве.

Основанием обращения в хозяйственный суд с заявлением должника является его устойчивое или потенциальная неплатежная способность, даже если он находиться в процессе ликвидации. В заявлении должника должны быть указаны:

1. сведения по некоторым категориям задолженности.

2. обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

3. сведения об исках и исполнительных документах в отношении должника.

4. сведения об активах должника.

5. сведения о банковских счетах должника.

И иные сведения, подтверждающие основания для подачи заявления должника.

К заявлению должника следует прилагать документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основывается заявление должника.

Основаниями для подачи заявления кредитора могут быть:

· наличие у кредитора достоверных данных об устойчивой или потенциально-устойчивой неплатежеспособности должника.

· либо применение к должнику принудительного исполнения, не произведенного в течение 1 месяца за неимением имущества, либо выявление в процессе принудительного исполнения, что должник не обладает имуществом, достаточным для удовлетворения предъявленных к нему требований.

· неисполнение должником платежного обязательства в течение срока, установленного кредитором для погашения задолженности.

· невыплата денежных средств кредитору по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений.

· недостаточность стоимости имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

· сообщение должником кредитору в хозяйственный суд или СМИ о своей устойчивой или потенциальной неплатежеспособности.

Все или несколько кредиторов может обратиться в хозяйственный суд с совместным заявлением объединив свои требования к должнику.

Вопросы о принятии заявления о банкротстве решается не позднее 5 дней со дня поступления указанного заявления в хозяйственный суд в судебном заседании с участием кредитора, должника и иногда представителей специального уполномоченного органа.

закон обязывает собственника, учредителей, государственные органы принимать своевременные меры по предотвращению банкротства. С этой целью проводятся досудебные оздоровления. Порядок его проведения установлен в Указе Президента РБ №508.

В период досудебного оздоровления возможны изменения состава и структуры управления юридическим лицом, взысканию дебиторской задолженности, привлечение инвестиций, реструктуризация кредиторской задолженности, представление кредитов в суд, реорганизация юридических лиц и иные меры.

цель досудебного оздоровления не допустить банкротства субъектов хозяйствования.

Закон предусматривает следующие процедуры банкротства:

1. защитный период.

2. конкурсное производство.

3. мировое соглашение.

защитный период применяется к должнику с момента принятия судом заявление о банкротстве. Срок защитного периода до 3 месяцев. Если не завершено судебное оздоровление – до 3 лет.

Суд назначает временно управляющего. Права и обязанности временного управляющего определены законом в статьях 75,76.

Хозяйственная деятельность должника в защитный период не прекращается. Органы управления продолжают деятельность, но с ограничениями. В процессе защитного периода управляющий проводит анализ финансового состояния, и платежеспособности должника с целью выяснить имеются ли основания для возбуждения конкурсного производства и возможно ли восстановить платежеспособность. По окончанию защитного периода хозяйственный суд рассматривает заявление о банкротстве и отчет управляющего. Если в защитный период платежеспособность удаётся восстановить, то суд прекращает производство по делу о банкротстве. Если платежеспособность имеет устойчивый характер, то суд выносит определение о возбуждении конкурсного производства.

Конкурсное производство – собственная процедура банкротства. Она включает в себя санацию и ликвидационное производство.

Цель конкурсного производства – максимальное удовлетворение требований кредиторов, защита прав должника, кредиторов. Сроки конкурсного производства составляют при проведении санации 22 месяца, при ликвидационном производстве 16 месяцев.

После открытия конкурсного производства:

o органы управления должника отстраняются, и управление делами возлагается на конкурсного антикризисного управляющего, который назначается хозяйственным судом.

o Право управления имуществом переходит к управляющему.

o Назначается время и место первого собрания кредиторов. Кредиторы составляют реестр требований. Свои требования кредиторы должны защитить в хозяйственном суде.

o В течение 30 дней после открытия конкурсного производства конкурсный управляющий должен разработать и представить собранию кредиторов план санации, либо разработать план ликвидации. Эти планы могут быть разработаны как альтернативные.

Собрание кредиторов рассматривает предложение управляющего и принимает решение, либо об утверждении плана санации, либо об утверждении плана ликвидации, либо заключении мирового соглашения и так далее.

Хозяйственный суд на основании решения собрания кредиторов может принять одно из решений:

1. Об экономической несостоятельности с санацией.

2. О банкротстве и открытии ликвидационного производства.

3. Об утверждении мирового соглашения.

Санация – процедура конкурсного производства, которая предусматривает переход права собственности, изменение договорных обязательств, реорганизацию, реструктуризацию, оказание финансовой помощи должников.

Цель санации: восстановление устойчивой платежеспособности и урегулирование отношений должника с кредиторами. В процессе конкурсного производства интересы кредиторов представляет собрание и комитет кредиторов.

В законе о банкротстве предусматривается примерный перечень мер по восстановлению платежеспособности должника, к ним относятся:

· Ликвидация дебиторской задолженности.

· Исполнение обязательств должника унитарного предприятия или третьим лицом.

· Предоставление должнику финансовой помощи из специализированного фонда при департаменте по санации и банкротству.

· Перепрофилирование производства.

· Закрытие не рентабельных производств.

· Продажа части имущества должника.

· Уступка требования должника.

· Предоставление должнику в установленном порядке дотаций, субсидий, субвенций.

· Продажа предприятия должника и другие меры, не противоречащие законодательству.

в ходе санации управляющий ежеквартально представляет комитету кредиторов отчет по своей деятельности. По требованию суда управляющий должен также предоставлять сведения о ходе санации в хозяйственный суд. По истечении срока санации управляющий должен отчитаться перед собранием кредиторов. Отчет управляющего вместе с реестром требований кредиторов, балансом должника на последнюю отчетную дату и протокол собрания кредиторов и отправляется в суд для рассмотрения.

По результатам рассмотрения суд выносит одно из следующих решений:

· Об утверждении отчета. В этом случае процедура санации прекращается в связи с восстановление платёжеспособности, и должник обязан рассчитаться с кредиторами в течение 12 месяцев.

· Об отказе утверждения отчета. И открытии ликвидационного производства.

· О продлении срока санации.

· Об утверждении мирового соглашения.

Ликвидационное производство открывается судом после принятия решения об открытии ликвидационного производства. Ликвидационное производство не применяется в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих обязательства по государственным и международным заказам.

Управляющий осуществляет продажу имущества, а также требований должника на торгах.

Расчеты с кредиторами осуществляются в порядке, предусмотренном законом. Вне очереди производятся выплаты судебных издержек, вознаграждение управляющему, а также все платежи по обязательствам, возникшим в период санации. Затем в соответствии с реестром требований производятся расчеты с кредиторами. Требования кредиторов и каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

При недостаточности денежных средств должника эти средства распределяются между кредиторами соответствующей очереди, пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению.

Требования не удовлетворенные в связи с недостаточностью имущества должника, признается судом погашенным. Управляющий ежемесячно представляет отчеты о ходе ликвидационного производства, собранию кредиторов по требованию суда также в суд.

По завершению расчетов с кредиторами управляющий предоставляет в хозяйственный суд отчет по итогам ликвидационного производства, к которым прилагаются:

· Документы, подтверждающие продажу имущества должника.

· Реестр требований кредитора с указанием размера погашенных требований.

· Документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

· Документы, содержащие сведения об оставшемся после погашения требований кредиторов имущества должника.

Хозяйственный суд рассматривает отчет управляющего по итогам ликвидационного производства. В случае, если отчет признается обоснованным хозяйственный суд выносит определение о завершении ликвидационного производства. На основании этого определения в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вноситься запись о ликвидации должника.

Мировое соглашение – процедура банкротства в виде соглашения между должником и кредиторами об уплате долгов.

Мировое соглашение может быть соглашено на любой стадии дела о банкротстве после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди.

Требования к содержанию и форме мирового соглашения содержаться в законе. Мировое соглашение заключается в письменной форме и подлежит обязательному утверждению хозяйственным судом.

После утверждения мирового соглашения суд прекращает производство по делу о банкротстве.

Односторонний отказ от выполнения мирового соглашения не допускается. Хозяйственный суд вправе отказать в утверждении мирового соглашения по основаниям, содержащимся в законе. Мировое соглашение может быть признано также не действительным по заявлению должника кредитора и других заинтересованных лиц. В этом случае производство по делу о банкротстве возобновляется.

Мировое соглашение может быть расторгнуто по решению хозяйственного суда в случае неисполнения должником условий мирового соглашения в отношение не менее 1\3 требований кредитора.

Расторжение мирового соглашения в отношении отдельного кредитора не влечет расторжение мирового соглашения в отношении отдельных кредиторов.