Место психологии в системе других наук

Пять научных направлений, ставшие базой для развития психологии как науки.

Связь психологии с другими науками.

Предмет изучения. Структура современной психологии.

Психология и педагогика как отрасли знания.

Лекция №1

Литература:

Психология в переводе на русский язык буквально означает “наука о душе” (гр. psycheа — “душа” + logos — “понятие”, “учение”) - наука о душе; наука о закономерностях развития и функционирования психики, как особой формы жизнедеятельности.

Психика – системное свойство высоко организованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчужденной от него картины и саморегуляции на этой картины своего поведения и деятельности.

Педагогика – (гр. peidа — “дитя” + goges — “вождение”) это наука о воспитании и активной передачи информации от одного поколения к другому с целью саморазвития, самосовершенствования на разных этапах профессионального становления личности.

 

Основные категории педагогики:

Развитие; Воспитание; Обучение; Образование.

 

1. Экспериментальная физиология (изучает органы чувств: Г.Гольц, Фехтман, Фехнер);

2. Учение Ч. Дарвина («Происхождение видов», «Выражение эмоций о животных и человеке»);

3. Учение Гальтона. Гальтон – основоположник «евгеники». Он впервые заговорил о влиянии наследственности на творческие способности и криминальное поведение, а также как оказывает влияние среда в которой развивается ребенок на формирование его психики)

4. Психоневрология (Гипноз и внушение)

5. Учение И.М.Сеченова. И.М. Сеченов считается основоположником отечественной научной психологии. В его книге «Рефлексы головного мозга» основные психологические процессы получают физиологическую трактовку. Их схема такая же как и у рефлексов: они берут начало во внешнем воздействии, продолжаются центральной нервной деятельностью и заканчиваются ответной деятельностью – движением, поступком, речью. Такой трактовкой Сеченов предпринял попытку «вырвать» психологию из круга внутреннего мира человека. Однако при этом недооценена специфика психической реальности в сравнении с физиологической ее основой, не учтена роль культурно-исторических факторов в становлении и развитии психики человека.

Кедров в своей работе классификации наук отводил психологии промежуточное место между 3 дисциплинами:

1. Философия (с которой психологию связывает логика).

2. Естественные науки (через физиологию высшей нервной деятельности и биологию).

3. Социальные науки (через педагогику).

 

Особенности психологии как науки.

В системе наук психологии должно быть отведено совершенно особое место, и вот по каким причинам.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Ведь психика — это “свойство высокоорганизованной материи”. Если же иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя” нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека — это самая высокоорганизованная материя, известная нам.

Во-вторых, психология находится в особом положении потому, что в ней как бы сливаются объект и субъект познания.

Чтобы пояснить это, воспользуюсь одним сравнением. Вот рождается на свет человек. Сначала, пребывая в младенческом возрасте, он не осознает и не помнит себя. Однако развитие его идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психические способности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир; начинает действовать в нем; расширяется круг его общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепенно нарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного “Я”. Где-то в подростковом возрасте оно начинает приобретать осознанные формы. Появляются вопросы: “Кто я? Какой я?”, а позже и “Зачем я?”. Те психические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средством для освоения внешнего мира — физического и социального, обращаются на познание самого себя; они сами становятся предметом осмысления и осознания.

Точно такой же процесс можно проследить в масштабе всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Люди добывали огонь, охотились на диких животных, воевали с соседними племенами, получали первые знания о природе.

Человечество того периода, подобно младенцу, не помнит себя. Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическим способностям люди создали материальную и духовную культуру; появились письменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себе вопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить, исследовать и подчинять себе мир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя, душевная, жизнь?

Этот момент и был рождением самосознания человечества, т. е. рождением психологического знания.

Событие, которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать само мышление.

Итак, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя. Только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

Наконец, в-третьих, особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто — значит овладеть этим “нечто”, научиться им управлять.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями — задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим: меняет его отношения, цели, его состояния и переживания. Если же снова перейти к масштабу всего человечества, то можно сказать, что психология — это наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

И хотя это мнение не является сейчас общепринятым, В последнее время все громче звучат голоса, призывающие осмыслить эту особенность психологии, которая делает ее наукой особого типа.