Федеральные нормативные акты о местном самоуправлении

Федеральные нормативные акты о местном самоуправлении

1) общепризнанные принципы и нормы международного права;

2) международные договоры Российской Федерации;

3) Конституция Российской Федерации;

4) федеральные конституционные законы;

5) федеральные законы;

6) указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

7) постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

8) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти;

9) конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;

10) законы субъектов Российской Федерации;

11) иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

12) уставы муниципальных образований;

13) решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;

14) иные муниципальные правовые акты.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 2 ст. 3, ст. 12) местное самоуправление является самостоятельным видом публичной власти, обеспечивающим решение населением вопросов местного значения. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, обладают собственным объемом полномочий.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 130, ч. 1 ст. 132) местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, к которым непосредственно Основным Законом отнесены: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка и иные вопросы.

Основным законодательным актом, регулирующим рассматриваемую сферу общественных отношений, является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

– упорядочено бюджетное устройство Российской Федерации;
– разграничены полномочия между органами государственной власти Российской Федерации, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
– установлены стабильные долговременные доходные источники бюджетов;
– определены принципы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
– созданы дополнительные стимулы к увеличению налоговых и неналоговых доходов на региональном и муниципальном уровнях;
– принят ряд мер, направленных на стимулирование субъектов РФ и муниципалитетов к повышению качества управления общественными финансами.

Потребность в финансовых ресурсах целиком и полностью определяется объемом выполняемых функций расходных обязательств

В Федеральном законе N 131-ФЗ четко прописаны полномочия органов местного самоуправления по формированию местных бюджетов.

В собственности муниципальных образований может находиться лишь имущество для решения вопросов местного значения, обеспечения деятельности органов власти и работников, а также выполнения отдельных государственных функций

Заключение целевых контрактов, предусматривающих непосредственное участие местных администраций в реализации инвестиционных проектов.

Территориальной структуры местного самоуправления: создание двухуровневой модели, выделение пяти типов муниципальных образований (городские и сельские поселения, муниципальные районы, городские округа и внутригородские территории городов федерального значения) и определение принципов установления их границ, низовым территориальным звеном которой являются городские и сельские поселения, а вышестоящим - муниципальные районы и городские округа. Каждый из видов муниципальных образований призван решать присущие только ему вопросы местного значения, то есть вопросы местного значения поселения не совпадают с вопросами местного значения муниципального района и городского округа. Важным является также то, что различные муниципальные образования имеют различные доходные источники, рассчитываемые исходя из их потребностей.

Закон подробно регулирует систему органов местного самоуправления, вплоть до определения численности депутатов представительных органов местного самоуправления и порядка занятия должности главы местной администрации. Закон 2003 г. запрещает совмещение главой муниципального образования функций главы администрации и председателя представительного органа. Он передает представительному органу большие полномочия, в том числе право определять главу администрации, заключать с ним договор, контролировать его деятельность и в случае необходимости отстранять его от должности. Впервые введена контрактная система для главы местной администрации.

Закон 2003 г. значительно расширяет перечень форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления, включая в него многие формы, существующие и в настоящее время, например: голосование по отзыву депутата, сход граждан, публичные слушания, конференция граждан, опрос и т.п.

Детально прописаны вопросы финансового обеспечения деятельности органов местного самоуправления. Впервые закрепляется возможность проведения банкротства муниципального образования.

Федеральный закон 2003 г. также упорядочивает систему ассоциаций муниципальных образований, предполагается обязательность вступления муниципальных образований в региональные ассоциации, которые, в свою очередь, должны объединится в Единое общероссийское объединение муниципальных образований.

 

 

Унификация организационных форм местного самоуправления.

 

Законы о местном самоуправлении приняты практически во всех субъектах Российской Федерации. В них, как правило, устанавливаются:

1) общие принципы и формы осуществления местного самоуправления;

2) предметы ведения муниципальных образований;

3) территориальная основа местного самоуправления;

4) экономическая база местного самоуправления;

5) финансовые средства местного самоуправления;

6) система органов местного самоуправления;

7) порядок и способы формирования органов местного самоуправления;

8) полномочия органов местного самоуправления;

9) формы взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти;

10) гарантии местного самоуправления;

11) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.

В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие порядок проведения муниципальных выборов и местных референдумов. Осуществляется наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации законами устанавливаются конкретные виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законодательства.