Экономические санкции к субъекту хозяйствования применяются как правило непосредственно, без суда, в случаях прямо установленных законом.

Экономические санкции могут носить имущественный и неимущественный характер и взыскиваться в виде штрафов, пени, денежных начетов, изъятия стоимости продукции не соответствующей требованиям стандартов, изъятия необоснованно полученной выручки от завышения цен, изъятия суммы завышения стоимости объемов работ и услуг, сокрытой от налогообложения суммы доходов, изъятия кратной стоимости причиненного ущерба от хищения материальных ценностей или их безлицензионного вывоза (ввоза), досрочного взыскания кредитных и бюджетных средств, использованных не по целевому назначению и др.

В частности, Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2002г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений»установлена экономическая ответственность за использование не по назначению или с нарушением законодательства материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств. За данное правонарушение предусмотрен штраф на юридических лиц в размере от 50 до 100 процентов стоимости соответствующих материальных ресурсов, использованных не по назначению или с нарушением законодательства (п. 1.1.Указа). За нарушение порядка сбора, учета, хранения, транспортировки, использования или реализации черных и цветных металлов, изделий, их содержащих, а также лома и отходов предусмотрен штраф в размере от 100 до 300 процентов стоимости черных и цветных металлов (п.1.4 Указа).

Нарушение законодательства о залоге, аренде или ином распоряжении государственным имуществом влечет наложение штрафа на юридических лиц в размере от 50 до 500 базовых величин (п.1.5. Указа).

Осуществление незаконных финансовых операций влечет наложение штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в двукратном размере сумм таких операций (п.1.7. Указа).

Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов) , а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля влекут конфискацию товаров (выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг) (п.1.9. Указа).

Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2002г. № 40 предусмотрены и иные экономические правонарушения, за которые к субъектам предпринимательской деятельности применяются экономические санкции. Экономические санкции , предусмотренные данным Указом вправе применять должностные лица Комитета государственного контроля, органов внутренних дел, налоговых органов, Министерства финансов и финансовых управлений местных исполнительных и распорядительных органов.

Составленный по результатам проверки (ревизии ) акт , направляется должностному лицу контролирующего органа, уполномоченному рассматривать материалы о совершении правонарушения.

Лица, проводившие проверку (ревизию) обязаны не позднее 30-дневного срока со дня получения материалов проверки( ревизии) вынести в пределах своей компетенции решение о применении к субъекту предпринимательской деятельности экономических санкций, обеспечить контроль за выполнением этого решения, а также принять меры по устранению выявленных нарушений и привлечению соответствующих лиц к ответственности.

Экономические санкции применяются к субъектам предпринимательской деятельности за правонарушения, совершенные по истечении 10 дней после вступления в силу соответствующих актов законодательства, устанавливающих экономическую ответственность (п. 24 Положения).