III. Основные этапы развития мировой социологической мысли
II. Социально-философские предпосылки социологии как науки.
Возникновение социологии как самостоятельной науки обусловлено рядом факторов:
• бурное развитие естественно-научного знания (открытие клетки, открытие таблицы химических элементов, эволюционная теория Дарвина);
• выделение социологии из обществознания;
• промышленное развитие западных стран в первой половине XХ в. заметно активизировало внимание к социальным последствиям промышленной революции, как позитивным, так и негативным (закон разделения и кооперации труда);
• рыночные отношения сформировали новую социальную структуру, основанную на экономическом неравенстве. В условиях нарастающего антагонизма классовых интересов возрастает потребность в социальном порядке, выработке механизмов управления социальными процессами;
• возникновение двух теоретических подхода к процессу социального развития (революционный с классовой борьбой и эволюционный с классовой солидарностью и социальными реформами по гармонизации интересов различных слоёв населения).
С некоторой долей условности можно выделить четыре основных этапа в формировании и развитии социологии как науки. На каждом из этапов складывались и основные направления социологической мысли: позитивизм, марксизм, понимающая социология, социологизм, структурализм и социология действия, символический интеракционизм и этнометодология.
Первый этап – классический, охватывает время с 40-х годов до конца 19 века. Это период формирования двух крупных социологических теорий: позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм) и марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).
Возникновение социологии принято относить к 1839 году, когда был опубликован третий том важнейшей работы О. Конта «Курс позитивной философии», где он впервые использовал термин «социология» и выдвинул задачу изучения общества на научной основе. Именно эта претензия на научную основу и явилось тем основным фактом, который привёл к формированию и развитию социологии.
На основании открытого О. Контом закона разделения и кооперации труда, социология призвана способствовать установлению согласия и солидарности.
Как известно, К. Маркс и Ф. Энгельс начинали свою теоретическую и пропагандистскую деятельность в то же время и при тех обстоятельствах. Они, следуя рационалистической традиции, сформулированной в немецкой классической философии, и опираясь на свой опыт участия в революционном движении, предложили решить эту проблему на основе концепции научного социализма, сердцевиной которой является теория социалистической революции. О. Конт и другие «отцы-основатели социологии» Г. Спенсер (органическая школа), Э. Дюркгейм (функциональная школа) предложили реформистский путь развития общества. Основоположники социологии были сторонниками стабильного порядка. В условиях революционного подъёма они думают не над тем как разжечь пожар гражданской войны, а, наоборот, как преодолеть кризис в Европе, установить согласие и солидарность между различными социальными группами. Социология как раз и рассматривалась ими в качестве инструмента познания общества и выработки рекомендаций по его реформированию.
Второй этап развития социологии - неклассический (модерн) датируется от 90-х годов 19 века и примерно до 20-х годов 20 века. Это период развития социологии, в основу которой было в основу познания не критерий объективности как в классической социологии, а постижение ценностных ориентиров, которые определяют социальное поведение. В эти годы определяют свои позиции школа понимающей социологии М. Вебера (рассмотрение человека как субъекта действия, которое принимается как начало социальной жизни – понимающая социология), аналитическая школа Георга Зиммеля (1858 - 1918) (рассмотрение общества как процесса социального взаимодействия и выработка адекватного метода познания - изучение «чистых» форм социальности) и формально-аналитическая школа Фердинанда Тённиса (1855 - 1936), рассматривавший понятия «община» и «общество» как парные дихотомические термины.
Третий этап – неоклассический этап (неопозитивизм) с 20-х годов 20 века до средины 60-х годов - бурный этап развития социологии как эмпирической дисциплины, этап широкого распространения и совершенствования методов и техники конкретных социологических исследований.
На первый план выходит американская социологическая школа. Повсеместное признание получает структурно-функциональная теория Т. Парсонса.
Парсонс разработал общую систему действия человека, в которую включил три подсистемы: культурную (символизм, то есть наличие символических механизмов регуляции: язык, ценности и т.п.), социальную (нормативность, то есть зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), личностную (волюнтаристичность, то есть известная иррациональность и независимость от условий среды и в то же время зависимости от «субъективных «определений ситуаций»).
В этот период получили развитие теория конфликта Л. Козера, Р. Дарендорфа, теория человеческих отношений Элтона Мэйо, теория бихевиоризма П. Лазерфельда, Э. Торндайка, Д. Уотсона; социологический плюрализм П.А. Сорокина
Четвертый этап - развития и функционирования социологии постмодерна начинается с середины 60-х годов 20 века. На этом этапе ясно вырисовывается глубокий разрыв между социологической теорией и конкретными социологическими исследованиями. Кризис социологии приводит к появлению новых социологических ориентаций - социологии действия, символического интеракционизма и этнометодологии. Особое внимание привлекла «новая социология» Ч. Миллса. С точки зрения Миллса центральной задачей социологии должно стать изучение людей, играющих определенную роль в политических, экономических и военных институтах различных обществ, фактически он заложил основы политической социологии. Миллс выделил и определил критерии содержания таких категорий, как «новый средний класс» и «властвующая элита», рассматривая последнюю как совокупность экономической, политической и военной «верхушек», обладающих наибольшим влиянием при принятии важных решений.
Основные направления, тенденции развития современной социологии:
1. Стремление к целостному охвату социальных процессов, исследованию различных типов цивилизаций.
2. Расширение объектного диапазона исследований.
3. Появление междисциплинарных наук типа экономической социологии, социальной географии, социобиологии и др.
4. Интеграция наук об обществе, синтезирование их результатов.
5. Психологизация и философикация социологии, т.е. использование методов психологии, социальной психологии и философии, истории для анализа социологических фактов.
6. Усиление интереса к прикладной социологии.
7. Широкая популяризация социологического знания.
Вопросы для повторения:
- Социология как наука об обществе, её предмет и объект.
- Уровни социологического знания.
- Социально-философские предпосылки социологии как науки.
- Основные этапы развития мировой социологической мысли.
Литература:
- Социология: Учебник для вузов. Под редакцией проф. В.Л. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998, с. 3-26.
- Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. – М.: Владос, 1995, с. 4-12.
- Кравченко А.И. Социология в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003, с. 28-42.
- Харчева В. Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997, с. 5-27.
- Немировский В.Г. История социологии: учебное пособие для студ. вузов при изучении цикла социогуманитар. Дисциплин. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005, с. 8-16.
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: Прометей, 1994, с. 3 – 40.