Государственное регулирование хозяйственной деятельности.

Формы участия государства в хозяйственной деятельности. Прямое и косвенное государственное регулирование. Регулирование условий хозяйственной деятельности. Акты общего и индивидуального государственного регулирования. Контроль и надзор за осуществлением хозяйственной деятельности. Лицензирование деятельности субъектов хозяйствования. Возмещение субъектам хозяйствования ущерба, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц.

 

Предпринимательская деятельность является свободной. Однако поскольку эта деятельность протекает в общественной форме, постольку возникает необходимость в ее государственном регулировании.

Публичная организация гос. регулирования осуществляется различными государственными органами. К ним относятся:

органы общей компетенции: Президент РБ, Национальный Банк РБ, Прокуратура РБ, органы исполнительной власти и некоторые другие.

Для публичного регулирования предпринимательства используются методы прямого (административного) воздействия и методы косвенного (экономического ) воздействия.

Средствами регулирования являются: государственная регистрация в сфере предпринимательства, общие ограничения предпринимательской деятельности, обеспечение конкуренции на товарном рынке, гос. поддержка малого предпринимательства, гос. регулирование цен на продукцию, работы, услуги, гос.рег. качества товаров, работ, услуг, таможенное регулирование ПД и др.

Лицензирование– это комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий .

Лицензиаты– это юридические лица и инд.предприниматели, имеющие лицензию.

Лицензия– специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом.

Лицензирующими органами являются федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов федерации, органы местного самоуправления..

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности.

Для того, чтобы стать лицензиатом, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган ряд документов, установленных законодательством.

В выдаче лицензииможет быть отказано по следующим основаниям:

- наличие в заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;

-несоответствия представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;

- наличия заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям.

Лицензирующие органы ведут реестры лицензий. Порядок ведения реестров лицензий установлен законодательством.

Лицензия теряет юридическую силу (прекращается):

- по истечение срока, на ко который она выдана;

- по решению лицензирующего органа об аннулировании лицензии, в случае ликвидации лицензиата, при реорганизации юр.лица, в случае принятия решения лицензиатом решения о прекращении лицензируемого вида деятельности;

- по решению суда.

За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор.

Осуществление лицензируемого вида деятельности без лицензии признается незаконной предпринимательской деятельностью. Доходы, полученные от такой деятельности взыскиваются в бюджет. За незаконную предпринимательскую деятельность предусмотрена также административная и уголовная ответственность.

Контроль государства за деятельностью субъектов предпринимательства является объективной потребностью. Однако при этом важно разумно сочетать законы рынка и государственное регулирование.

Основным нормативным актом, регулирующим порядок организации и проведения проверок и ревизий является Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.1999г. № 673 , которым утвержден Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций.

В соответствии с данным Порядком - проверка это способ контроля, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательской деятельности ; ревизия– это способ контроля, предусматривающий наиболее глубокое и полное изучение финансово-хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства, в процессе которого устанавливаются законность и достоверность совершаемых хозяйственных и финансовых операций , а также ведение бухгалтерского учета в нескольких или во всех направлениях деятельности субъекта предпринимательства.

Основными задачами проверок (ревизий) являются проверка соблюдения объектом предпринимательской деятельности законодательства в сфере экономических отношений; проверка законности совершаемых хозяйственных операций, сохранности государственного имущества; своевременное выявление, пресечение и предотвращение правонарушений; принятие мер по возмещению причиненного ущерба; выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности (п.3 Порядка).

Проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности проводятся работниками уполномоченных контролирующих органов.

В соответствии с п. 6 Порядка проверки (ревизии) могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки (ревизии) одного и того же субъекта предпринимательской деятельности могут проводиться не более одного раза в год. Внеплановые проверки (ревизии) проводятся только по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров, Комитета государственного контроля, Совета по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь, налоговых, правоохранительных и судебных органов.

Проверка (ревизия) проводится на основании предписанияруководителя контролирующего органа или его заместителя. В предписании должно быть указано наименование контролирующего органа и субъекта предпринимательства, фамилия и инициалы проверяющего, его должность, тема проверки (ревизии) и срок ее проведения.

Общий срок проведения проверки(ревизии) не должен превышать 30 рабочих дней, однако исходя из объема работы с учетом конкретных задач этот срок может быть продлен руководителем контролирующего органа или его заместителем.

Перед началом проведения проверки (ревизии) работник, проводящий проверку (ревизию), либо руководитель ревизионной группы обязан предъявить руководителю проверяемого юридического лица ( заместителю руководителя) служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (ревизий).

Права работников контролирующих органов при проведении проверок указаны в п. 11 Правил. В частности ревизоры имеют право проверять документы, бухгалтерские книги , статистические и бухгалтерские отчеты, балансы, планы, счета и иные документы, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги, материальные ценности и другое имущество; требовать письменные объяснения от должностных лиц проверяемого юридического лица; опечатывать кассы, склады, архивы, иные места хранения ценностей; привлекать специалистов для определения количества и качества сырья, материалов, полуфабрикатов и готовой продукции и в других необходимых случаях; в предусмотренном законодательством порядке знакомиться в учреждениях банков с подлинными документами; запрашивать документы и сведения, необходимые для проведения проверки (ревизии), у других государственных органов; получать от организаций независимо от форм собственности справки и копии документов по операциям с проверяемым субъектом предпринимательской деятельности, проводить встречные проверки; требовать у проверяемого субъекта предпринимательства копии документов и выписки из них; передавать материалы в правоохранительные органы, принимать меры по возмещению вреда и привлечению к ответственности виновных лиц и др.

При проведении конкретных действий по проверке работник, проводящий проверку, принимает меры к тому, чтобы материальной ответственные лица либо иные должностные лица проверяемого субъекта присутствовали при этом. При этом отсутствие указанных лиц не мешает проведению проверки.

При выявлении фактов совершения подлога документов проверяющие имеют право изымать подлинные документы, взамен которых в делах проверяемого субъекта оставляются копии или описи изъятых документов, заверенные подписями работника контролирующего органа и главного бухгалтера проверяемого субъекта.

Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. По результатам проверки(ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, составляется акт. Акты и справки подписываются проводившим проверку (ревизию) работником контролирующего органа, руководителем юридического лица, а также лицом, выполняющим функции главного бухгалтера проверяемого субъекта, а при необходимости – другими участниками проверки (ревизии). Если уполномоченный представитель субъекта предпринимательской деятельности отказывается от подписания акта проверки (ревизии) , то в нем делается соответствующая запись. При этом мотивы отказа от подписания акта могут быть изложены в письменной форме. Не позднее 5 рабочих днейсо дня подписания акта возражения по его содержаниюмогут быть представлены в письменном виде в контролирующий орган, назначивший проверку. Данный срок является пресекательским, т.е. по истечение его возражения по акту контролирующим органом не принимаются. Обоснованность доводов, изложенных в возражениях, проверяется лицом, проводившим проверку и по ним составляется письменное заключение.

Действующее законодательство предусматривает возможность составления промежуточного акта. Промежуточных акт составляется в случаях, если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия повлекли нарушение законодательства, регулирующего экономические отношения. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в общий акт проверки (ревизии).

На основании промежуточного акта к субъекту предпринимательской деятельности могут быть применены экономические санкции.

Порядок составления акта и его содержание урегулированы п. 17 Порядка. В акте проверки (ревизии) должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии) не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого субъекта предпринимательской деятельности.

Лица, осуществляющие проверку (ревизию) должны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства. К акту при необходимости могут быть приложены копии или выписки из различных документов, справки и расчеты, заверенные в установленном порядке.

При выявлении фактов причинения вреда, недостач, хищений денежных средств или иного имущества, необоснованных списаний денежных средств и товарно-материальных ценностей , лица, проводящие проверку, должны немедленно поставить об этом в известность лицо, назначившее проверку. В 10-дневный срок со дня составления акта материалы таких проверок передаются в правоохранительные органы. При этом к материалам, передаваемым в правоохранительные органы, должны быть приложены подлинники бухгалтерских, финансовых, производственно-хозяйственных документов и регистров оперативного и бухгалтерского учета, в том числе хранившиеся на магнитных носителях информации в виде электронных документов (п. 20 Порядка).

Экономическая ответственность- установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субъектом предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений (п.2 Порядка).

По своей юридической природе экономическая ответственность – это административная ответственность т.к она наступает за нарушение установленного порядка осуществления хозяйственной деятельности.

Экономическую ответственность несут субъекты предпринимательской деятельности перед государством. Применяется экономическая ответственность в сфере экономических отношений.

Применяется экономическая ответственность контролирующими органами. Согласно п.2 Порядка, контролирующие органы – государственные органы и иные организации, которые в пределах своей компетенции имеют право осуществлять проверки (ревизии) финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

В Республике Беларусь существует система контролирующих органов.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 ноября 1999г № 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» утверждено «Положение о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь». Совет по координации контрольной деятельности создается Президентом Республики Беларусь. Основными направлениями его деятельности является обеспечение исполнения законодательных актов при осуществлении контрольной деятельности, планирование работы контролирующих органов, в том числе путем разработки координационного плана контрольной деятельности, организация проведения совместных проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, согласование действий контролирующих органов по сбору и анализу информации в сфере контроля, обеспечение эффективности реализации решений, принятых по результатам проверок (ревизий), разработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере экономических отношений.

Совет создает советы по координации контрольной деятельности в областях Областные советы рассматривают жалобы субъектов предпринимательской деятельности на необоснованное назначение территориальными контролирующими органами проверок (ревизий) и по результатам рассмотрения этих жалоб выносят решения о приостановлении или отмене проведения проверок (ревизий). Областные советы по координации контрольной деятельности вправе давать поручения территориальным контролирующим органам, запрашивать и получать от государственных органов и иных организаций, субъектов предпринимательской деятельности необходимую информацию, вносить предложения о привлечении к ответственности должностных лиц территориальных контролирующих органов, не обеспечивших надлежащую организацию контрольной деятельности.

Основным контролирующим органом в Республике Беларусь является Комитет Государственного Контроля. Его компетенция определена в Конституции Республики Беларусь, а также в Законе Республики Беларусь от 9 февраля 2000г. № 369-3 «О Комитете Государственного Контроля Республики Беларусь».

Комитет Государственного Контроля контролирует исполнение республиканского бюджета, использование государственной собственности, исполнение Актов Президента, Национального Собрания, Совета Министров и других органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.

Комитет государственного Контроля действует на принципах коллегиального обсуждения результатов ревизий; взаимодействия в пределах компетенции с Советом Министров Республики Беларусь, исполнительными и распорядительными органами, правоохранительными органами, Национальным Банком; законности, охраны прав, интересов, свобод граждан; открытости и гласности.

Должностные лица КГК вправе применять административную и экономическую ответственность. Органы КГК и их должностные лица также вправе получать от государственных органов, юридических и физических лиц необходимую для проведения ревизий информацию; получать от банков всю информацию о счетах и операциях по счетам; безвозмездно пользоваться банками данных всех организаций, учреждений независимо от ведомственной принадлежности; проводить ревизии, проверки и обследования деятельности органов управления, учреждений, организаций, иных юридических и физических лиц; запрашивать от должностных лиц объяснения причин нарушений; привлекать к проверкам правоохранительные органы, специалистов. Органы КГК выносят решения , обязательные для исполнения. В частности могут быть вынесены решения о взыскании в бюджет платежей, экономических санкций, штрафов; об устранении выявленных нарушений; о приостановлении операций по счетам; о приостановлении договора аренды; о запрещении торговли, выполнении работ; об инвентаризации товарно-материальных ценностей, денежных средств; о закрытии предприятий и организаций торговли.

Органы Комитета Государственного Контроля вправе передавать материалы в правоохранительные органы; вносить представления государственным органам, предприятиям об отмене (изменении) принятых ими актов.

Составной часть государственного контроля является ведомственный контроль.

Деятельность ведомственных контрольных служб регулируется прежде всего Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2000г № 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь», Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.01.2002г. № 22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля»и др.

Ведомственные контрольно-ревизионные службы проводят плановые ревизии своих организаций, а также ревизии по постановлениям правоохранительных органов. Главное Контрольно-ревизионное управления Министерства финансов и его органы на местах проверяют органы государственного управления, не имеющие своих контрольно-ревизионных служб, а также иные юридические лица и индивидуальных предпринимателей по постановлениям правоохранительных органов.

К экономической ответственности вправе привлекать субъектов предпринимательской деятельности и иные уполномоченные государственные органы и организации, например, Министерство по налогам и сборам, таможенные органы, органы Госстройнадзора, Комитет по ценным бумагам, Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и др.

Понятие экономической санкции дается в п 2 Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций. Экономическая санкция – установленная актами законодательства мера государственного принуждения, имеющая характер имущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений.