Качество в сетях связи.

Лекция 1. Введение в предмет.

 

Качество связи – это величина комплексная, зависящая от многих составляющих. Все эти составляющие характеризуются своими показателями. Показатели вводятся регулятором связи (Минсвязи РФ) в виде Руководящих Документов или в виде Приказов и все операторы связи должны постоянно контролировать эти показатели и не допускать их ухудшения . Однако на практике это не всегда так. Трудно проконтролировать исполнение имеющихся НПА операторами, поскольку понятие качества связи не включено в список лицензионных требований для них, а оно иногда оставляет желать лучшего.

В настоящее время Минсвязи РФ готовит новую редакцию «Закона о связи», в которой будет явным образом прописаны требования к операторам связи по поддержанию необходимого уровня качества.

Итак, качество связи – это комплексная величина. Попробуем разобраться в этом вопросе. Но сначала ознакомимся с имеющейся терминологией.

Термины, определения и сокращения

Сеть сотовой подвижной связи (сеть СПС) - совокупность аппаратно-программных средств, обеспечивающих подвижным абонентам возможность установления связи между собой и со стационарными абонентами сети связи общего пользования.

Служба (сети СПС) - организационно-техническая структура оператора на сети, обеспечивающая производство одного или нескольких видов услуг сотовой связи.

Основные (базовые) услуги - услуги, определенные основным назначением службы.

Дополнительные услуги - услуги, предоставляемые в дополнение к базовым услугам.

Зона обслуживания оператора СПС - территория, на которой оператор СПС уполномочен оказывать услуги связи в соответствии с лицензией, а пользователю обеспечивается возможность получения основных услуг СПС с качеством в соответствии с нормами настоящего документа

Оператор сотовой подвижной связи - организация или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на предоставление услуг сотовой подвижной связи, выданную федеральным органом исполнительной власти в области связи, и оказывающие эти услуги на основании договоров об оказании услуг сотовой подвижной связи.

Пользователь (абонент СПС) - физическое (юридическое) лицо, получающее услуги сотовой подвижной связи на основании договора об оказании услуг с оператором СПС.

Услуга сотовой подвижной связи – результат деятельности оператора СПС по приему, обработке и передаче информации.

Организационно-технический процесс оказания услуг абоненту - комплекс мероприятий, в том числе, технологический процесс предоставления услуги, который охватывает все взаимоотношения оператора связи и абонента.

Качество услуг - интегральный эффект показателей обслуживания, определяющий степень удовлетворенности пользователя

Качество услуг СПС - интегральный эффект показателей обслуживания, определяющий степень удовлетворенности пользователя уровнем качества услуг СПС.

Показатели качества услуг СПС – численные характеристики услуги, полученные путем расчета из параметров качества, которые определяют результат деятельности оператора СПС по производству услуг СПС и обслуживанию пользователей.

Параметры качества - значения, полученные в результате измерений, опросов или данных статистической отчетности.

Обоснованная жалоба - письменная претензия клиента, подтвержденная соответствующими службами оператора в результате проверки.

Показатель удовлетворенности абонента организационными аспектами обслуживания - показатель, определяющий количество подтвержденных жалоб абонентов на организационные аспекты обслуживания по отношению к количеству
абонентов сети оператора.

Показатель удовлетворенности абонента техническими аспектами обслуживания - показатель, определяющий количество подтвержденных жалоб на технические аспекты обслуживания абонентов по отношению к количеству абонентов сети оператора.

Доступность связи (доступность установления соединения) - возможность установления требуемого соединения между вызывающим и вызываемым абонентами. (Наряду с термином «Доступность связи» иногда в литературе встречается термин «Вероятность потерь по вызовам». Это практически одно и тоже. Мы будем использовать и то и другое определение.)

Показатель доступности связи - доля неуспешных вызовов от общего числа сделанных вызовов.

Непрерывность связи (сохранность установленного соединения) - отсутствие преждевременного разъединения установленного соединения между двумя абонентами по причинам, не зависящим от них.

Показатель непрерывности связи - доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента.

Доля неуспешных вызовов - отношение количества неуспешных вызовов к общему количеству проверенных вызовов за период измерений, выраженное в % или абсолютной величине. Период измерений определяется в Методике проведения измерений.

Успешные вызовы - вызовы, закончившиеся ответом станции вызываемого абонента, включая не ответ или занятость вызываемого абонента, или вызовы закончившиеся ответом оператора о том, что абонент находиться вне зоны обслуживания или его аппарат выключен.

Неуспешные вызовы - вызовы, потерянные из-за блокировок и технических неисправностей на различных участках сети.

Аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств проверки и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев проверки.

РД – руководящий документ отрасли связи.

 

I . УСЛУГИ И ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА.

Услуги в любой сети можно разделить на основные и дополнительные, в соответствии с Правилами оказания услуг связи, как для фиксированных сетей, так и для сетей СПС и сетей передачи данных.

Ниже приведено такое разделение на примере сетей СПС.

Посмотрим, для примера, как для сетей СПС описываются следующие показатели качества основных услуг.

Показатели качества основных услуг

№ п/п Потребитель­ские свойства Показатели качества Параметры для расчета показателей качества
12 3 4
Доступность связи 1. Доля неуспешных вызовов от общего числа вызовов, в том числе: 1.1. При установлении соединения с абонентом подвижной сети Число безуспешных попыток вызовов Общее число вызовов за период измерений
    1.2. При установлении соединения с абонентом фиксированной сети Число безуспешных попыток вызовов Общее число вызовов за период измерений
Непрерывность связи Доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента Число соединений с прежде- временным разъединением Общее число соединений, последовательно установленных за период измерений
Качество передачи речи * Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи Число вызовов, не удовлет- воряющих нормативам по качеству передачи речи Общее число контрольных вызовов
Скорость установлении соединения от абонента до абонента Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа Задержка сигнала ответа Число вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа. Общее число проверенных вызовов.
5. Скорость ремонта Коэффициент восстановления связи Время восстановления связи (нормативное) Общее количество заявок на восстановление связи за отчетный период. Количество восстановлений связи, для которых время восстановления больше нормативного.
6. Правильность тарификации Доля неправильно тарифицированных соединений Общее количество счетов за установленные соединения за отчетный период Количество неправильно начисленных счетов
7. Показатели удовлетворен­ности абонентов обслуживанием Показатель удовлетворенности организационными аспектами обслуживания Отношение количества подтвержденных жалоб на организационные аспекты обслуживания, поступивших в абонентскую службу оператора за период равный 12 мес., к общему количеству абонентов, зарегистрированных к моменту произведения расчета.
        Показатель удовлетворенности техническими аспектами обслуживания Отношение количества подтвержденных жалоб на технические аспекты обслуживания, поступивших в абонентскую службу оператора за период равный 12 мес. к общему количеству абонентов, зарегистрированных к моменту произведения расчета.

На эти показатели качества услуг в РД** установлены следующие нормы

 

№п/п Наименование показателя Нормальный уровень Высокий уровень
Доля неуспешных вызовов от общего числа вызовов, в том числе: 1.1. При установлении соединения с абонентом подвижной сети 5% 3%
1.2. При установлении соединения с абонентом фиксированной сети (участок СПС) 2,5% 1,5%
Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи 5% 2%
Доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента 5% 2%
Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа Задержка сигнала ответа 5%   8 сек 2%   6 сек
Коэффициент восстановления связи Время восстановления связи 5%   2 час 2%   1 час
Доля неправильно тарифицированных соединений 0,1% 0,1%
Показатель удовлетворенности организационными аспектами обслуживания 3% 1%
Показатель удовлетворенности техническими аспектами обслуживания 3% 1%

 

В нижеприведенной таблице приведена Взаимосвязь потребительских свойств услуги, технических показателей качества услуги и показателей качества работы сети

Потребительские свойства услуги Показатели качества услуги Показатели качества работы сети
2 3 4
Доступность связи 1.«Доля неуспешных вызовов от общего числа вызовов, в том числе: 1.1 При установлении соединения с абонентом подвижной сети» 1.2 При установлении соединения с абонентом фиксированной сети. 1. коэффициент блокировки из конца в конец, в том числе: 1.1 коэффициент блокировки на радиоканалах 1.2 коэффициент блокировки на СЛ от сотовой сети к фиксированной 1.3 коэффициент блокировки на участке фиксированной сети   2.Коэффициент перегрузки пучков СЛ между сотовой сетью и ТФОП 3.Коэффициент перегрузки базовой станции 4.Коэффициент эффективности вызовов
  Скорость установления соединения   2.Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по величине времени задержки сигнала ответа   5 Доля вызовов с задержкой последующего искания больше нормативного значения 6 Доля вызовов с задержкой сигнала ответа больше нормативного значения
Качество передачи речи 3.Доля вызовов, не удовлетворяющих нормативам по качеству передачи речи 7.Вероятность того, что качество передачи речи установленного соединения будет хуже нормативного значения 8. Доля вызовов, для которых отношение сигнал/шум больше нормативного значения.
Непрерывность связи 4.Доля вызовов, окончившихся разъединением установленного соединения не по инициативе абонента 9. Вероятность неуспешной передачи управления вызовом

 

II . ВЛИЯНИЕ НАГРУЗКИ НА КАЧЕСТВО СВЯЗИ.

На качество связи оказывают влияние много факторов. Одним из важнейших факторов

является степень перегруженности сети. Для минимизации воздействия этого фактора,

уже на этапе планирования строительства и расширения сети, используют такие расчетные величины, которые позволят добиться высокого качества. При этом используют такие понятия как «нормальная нагрузка» и «повышенная нагрузка».

Термин «нормальная нагрузка» соответствует словосочетанию «normal load condition».

В отечественной технической литературе такую нагрузку иногда называют проектируемой.

В международной рекомендации МСЭ Е.500 «нормальная нагрузка» в сети определяется как типичная величина, для которой должен обеспечиваться уровень обслуживания, привычный для пользователей. Эта нагрузка идентифицируется индексом "А". В период повышения нагрузки (high load condition), который повторятся редко, показатели качества обслуживания не должны существенно ухудшаться. Повышенной нагрузке присвоен индекс "В". Для обоих видов нагрузки нормирование параметров осуществляется в период ее наибольшего значения. В качестве длительности такого периода обычно выбирают один час. Отсюда появилась аббревиатура ЧНН - час наибольшей нагрузки. Для пучка соединительных линий (СЛ) нагрузка "А" в ЧНН составляет 0,7 Эрл. Для нагрузки "В" установлен уровень 0,8 Эрл. Следует подчеркнуть, что определение нагрузки "А" и "В" необходимо для решения проектных задач.