Лекция 9. Метод социальных биографий
I. Биографические данные — это основной источник детальных и мотивированных описаний «истории» отдельной личности. Значимые социальные связи и мотивы действий получают здесь убедительное освещение «с точки зрения деятеля». Чаще всего источником биографических данных становятся личные документы (мемуары, записки, дневники и т. п.) либо материалы интервью и бесед.
Обычно основное внимание уделяется конкретным аспектам или стадиям жизни — карьере, межличностным отношениям и т. п. Некоторые авторы даже предлагают взамен широко употребляемых терминов «биографический метод» или «история жизни» использовать термин «история отдельного случая», подчеркивающий избирательный, селективный характер жизнеописания.
Впервые биографический метод был применен в 1918-1920 гг. американским социологом В. Томасом и его польским коллегой Ф. Знанецки при изучении жизни польских крестьян в Европе и Америке. При проведении исследований использовались глубинные интервью, контент-анализ газетных и архивных материалов, более 500 личных писем.
Отличием биографического метода можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека (иногда — группы, организации) и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни, карьеры, истории любви и т. п. В центре внимания социолога здесь оказывается документальное, или устное, описание событий с точки зрения самого «случая», т. е. те сведения, которые в медицине называют субъективным анамнезом.
Любой устный или письменный рассказ субъекта о событиях его жизни может рассматриваться в качестве биографического материала. При определенных условиях для воссоздания «истории жизни» могут использоваться и вторичные источники — мемуары других лиц, письма, официальные документы и т. п.
Важно, однако, различать биографические (автобиографические) истории и так называемые устные истории. «Устная история» — это фактуально точное воссоздание определенных исторических событий. В ее фокусе — не субъективный опыт деятеля, а историческое знание о событиях, процессах, движущих силах и причинах. Устные истории, рассказанные участниками событий, используются для накопления такого исторического и фактического знания.
В социологии принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные.
Полная «история жизни» в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта — от колыбели до могилы (что само по себе не требует большого объема и степени детализации).
Тематическая «история жизни» отличается от полной тем, что она относится преимущественно к одной стороне или фазе жизненного цикла субъекта.
Отредактированная «история жизни» может, вообще говоря, быть и полной, и тематической. Ее основная особенность — ведущая роль социолога-интерпретатора, явно организующего биографический материал в соответствии с теоретической логикой, избирательно редактирующего и интерпретирующего исходный рассказ (или рассказы) субъектов для того, чтобы ответить на поставленные в исследовании вопросы.
Основными источниками биографических данных, как уже говорилось, служат, помимо опросов и интервью, публичные и частные архивные материалы. Интервью, опросники и дословные записи устных сообщений неизменно играют ведущую роль в получении значимых для социологии «историй жизни».
Опросник, или «биографический путеводитель», используемый при интервьюировании, позволяет субъекту упорядочить свой рассказ и уделить достаточное внимание всем фазам жизненного цикла (детство, юность и т. п.) и всем сферам жизненного опыта (семья, карьера и т. п.), которые значимы для него и (или) интересуют социолога.
К частным архивным материалам, используемым при изучении «истории жизни», относятся преимущественно личные записи и документы. Основной тип частного документа — это автобиография. (К автобиографиям относятся и те детальные жизнеописания, которые создаются по просьбе исследователя.) Существуют заметные различия между автобиографией, написанной в расчете на дальнейшую публикацию, и автобиографией, обращенной лишь к узкому кругу близких. Если в первом случае преимуществом является большая фактическая достоверность и «читабельность» изложения, то во втором обычно имеет место высокая степень раскрытия личного отношения к пережитому, особое стремление мотивировать совершенные выборы и поступки.
Также к частной архивной документации относятся дневники, частные записи, мемуары, личные письма, записи разговоров и т. п. Дневник и мемуарные записки иногда трудно различимы: можно считать, что мемуары в целом отличает более безличный стиль изложения и необязательность линейного и упорядоченного описания сменяющих друг друга во времени событий.
Биографический метод относится к наиболее перспективным методам прикладных исследований в социальной работе, так как демонстрирует субъективную позицию человека, его принципы и убеждения, его взгляды на мир. Особое значение этот метод приобретает в переходные периоды развития общества, так как позволяет изучить социальные процессы через биографию отдельного человека, его рассказ о событии или деятельности.
II. Биографическое исследование должно осуществляться на основе освоения методик, позволяющих более целостно подходить к пониманию индивидуальной жизни, овладению алгоритмами биографического познания. В качестве модели Соловьевым Г. Е. предложен следующий алгоритм, состоящий из трех этапов.
На первом этапе сбора и обработки данных необходимо собрать как можно больше информации о человеке, сведений о его жизни, событиях и ситуациях. Исследователь должен акцентировать внимание не только на сборе информации, но и на проверке их истинности и достоверности. Одним из основных инструментов сбора информации является биографическое полуструктурированное интервью, состоящее из нескольких тематических блоков, охватывающих разные стороны или периоды жизни человека.
Далее следует предварительный анализ данных, которые были получены исследователем. На основе полученных данных формируется модель, объясняющая закономерности развития личности, включающая в себя закономерности, тенденции и пути развития личности.
На третьем этапе осуществляется системное описание событий, ситуаций и факторов развития и их объединение в единую связную систему. На основе полученных данных и описаний необходимо доказать правомерность или неправомерность общей гипотезы, адекватность или неадекватность принятия теоретических оснований и в целом возможность объяснения изучаемой личности.
Н. Дензин предложил общую схему анализа и описания «историй жизни»:
«Шаг 1: Отберите исследовательские проблемы и гипотезы, которые могут быть исследованы и проверены с помощью истории жизни.
Шаг 2: Отберите субъекта или субъектов и определите, в какой форме будут собраны биографические данные.
Шаг 3: Опишите объективные события и переживания из жизни субъекта, имеющие отношение к интересующей вас проблеме. Эти события подлежат оценке с точки зрения различных источников и перспектив (триангуляция) таким образом, чтобы противоречия, непоследовательность и нерегулярность стали очевидны.
Шаг 4: Получите от субъекта его интерпретации этих событий, следуя естественному, или хронологическому, порядку.
Шаг 5: Проанализируйте все утверждения и сообщения с точки зрения их внутренней и внешней валидности. (Проверьте достоверность источников).
Шаг 6: Примите окончательное решение о достоверности вышеупомянутых источников и установите приоритетные источники для последующей проверки гипотез.
Шаг 7: Начните проверку предварительно сформулированных гипотез, поиск опровергающих примеров. Продолжайте модифицировать эти гипотезы, выдвигать новые и проверять их.
Шаг 8: Составьте черновой набросок всей истории жизни и ознакомьте с ним исследуемых, чтобы узнать их реакцию.
Шаг 9: Переработайте исследовательский отчет, изложив события в их естественной последовательности и учтя замечания исследуемых субъектов. Представьте в отчете те гипотезы и предположения, которые получили подтверждение. В заключении остановитесь на теоретической значимости ваших выводов и перспективах дальнейшего исследования».
Предложенные схемы могут служить ориентирами в работе с биографическими данными.