Лекция 5. Опрос и его разновидности, применяемые в исследованиях по социальной работе

I. Опрос широко используется в социальных исследованиях.

Основное предназначение опросов – получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания.

Данные, полученные опросными методами, выражают субъективные мнения респондентов. Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую необходимо вырабатывать иными способами.

Проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержению его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Опрос предполагает обязательное заполнение «паспортички», куда вносятся данные о каждом респонденте.

Опрос должен проводиться с соблюдением следующих правил:

– респондент должен знать, кто и зачем проводит опрос;

– респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле);

– респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса;

– вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов;

– все вопросы составлены так, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ;

– в вопросах не нарушены грамматические и лексические нормы;

– формулировка вопроса соответствует уровню культуры респондента;

– содержание вопроса не оскорбляет респондента, не унижает его достоинства;

– интервьюер не навязывает респонденту варианты ответа, ведет себя нейтрально;

– количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его;

– вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Таким образом, качество проведенного опроса определяется содержанием вопросов, качеством работы анкетеров или интервьюеров и условиями проведения опроса.

Опрос бывает очным (интервьюирование) и заочным (анкетирование). Более подробно эти виды опроса рассмотрим далее.

II. Анкетирование– письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом.

Анкетирование проводят в случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Классификация видов анкетирования:

– по объёму: сплошное и выборочное;

– по способу заполнения анкет: прямое и косвенное;

– по способу общения: заочное и очное;

– по способу распространения анкет: прессовое, почтовое, раздаточное;

– по процедуре проведения: групповое и индивидуальное.

Основным инструментом этого метода является анкета. Анкета - это определенным образом структурно организованный набор вопросов, это не механическая последовательность вопросов, располагающихся по желанию автора, а определенная взаимосвязь вопросов, образующих единое целое.

При составлении анкеты необходимо соблюдать правила и принципы, знать особенности разных видов вопросов, уметь их правильно формулировать и рационально располагать.

Анкета состоит из вводной части (преамбулы), опросного листа (основной части) и «паспортички». При заочном общении с респондентом преамбула – единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой. Вводная часть должна быть небольшой, но ясной и понятной, должна мотивировать на участие в исследовании.

Основная часть анкеты содержит контактные вопросы с целью заинтересовать респондента, облегчить процесс включения в проблему, подготовить к более сложным вопросам, выработать навыки заполнения анкеты; основные вопросы – самые важные и трудные вопросы, дают основную информацию по исследуемой проблеме; заключительные вопросы с целью снять психологическое напряжение, усталость у респондентов. Это простые вопросы, которые не требуют напряжения памяти и внимания.

В «паспортичку» включаются вопросы об образовании, профессии, социальном и семейном положении, указывается пол и возраст и другие важные для исследователя характеристики. Часто располагаются эти вопросы в конце анкеты, так как их расположение в начале анкеты может насторожить респондента или оттолкнуть от заполнения анкеты.

В конце анкеты выражается благодарность за участие в опросе.

В анкете можно использовать разные типы вопросов. Закрытыминазывают те вопросы, которые содержат один или несколько возможных вариантов ответов. Закрытые вопросы используют, когда необходимо выявить осведомленность человека, отношение человека к определенной проблеме или описать конкретные стороны, аспекты проблемы.

Требования к составлению закрытых вопросов:

– список ответов должен быть исчерпывающим, необходимо заранее предусмотреть все возможные варианты ответов;

– желательно среди первых вариантов ответа располагать наименее вероятные из них;

– все варианты ответа необходимо выдержать на одном уровне конкретности;

– в одном варианте ответа не должно содержаться несколько признаков (например, работа интересная и престижная).

В открытыхвопросах возможные варианты ответа не даются респонденту, а он должен самостоятельно сформулировать и записать ответ. Открытые вопросыпредпочтительнее использовать, если необходимо, чтобы респондент обосновал свое мнение, объяснил, почему он так считает; если респондентом является компетентный человек, хорошо знакомый с сутью проблемы, когда необходимо просить небольшое количество людей с целью выявить уникальное, индивидуальное отношение к проблеме.

Полузакрытыевопросы дают возможность уклониться от заранее предложенных вариантов ответов и указать свой вариант в специально отведенной строке.

Прямыевопросы формулируются в личной форме (например, «нравиться ли Вам ваша работа?»).

Косвенныйвопрос дает возможность респонденту высказать с позиции группы, коллектива; применяется, когда затрагивается личная жизнь опрашиваемого, его отношение к негативным явлениям.

При ответе нашкальныевопросы респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения.

В табличномвопросе шкала ответов располагается построчно или в столбцах, что позволяет экономить место и в одном вопросе задать несколько.

Буферныевопросы необходимы для плавного перехода из одного тематического блока в другой.

Вопросы-фильтрыиспользуются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть.

Требования к графическому оформлению анкеты:

– текст вопроса и варианты ответа лучше печатать разными шрифтами;

– все пояснения к вопросам тоже лучше печатать особым шрифтом;

– для ответа на открытые и полузакрытые вопросы должно быть достаточно места;

– нельзя допускать переноса половины ответов на вопрос на другую страницу.

III. Интервьюирование – форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:

– вопросов без ответов при нем практически не бывает;

– неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;

– имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;

– получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.

Недостатки метода интервьюирования: его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов.

Выделяют пять типов интервью. Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированноеинтервью, отличительной особенностью которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. В таком интервью, как правило, преобладают закрытые вопросы. Формулировки вопросов должны быть рассчитаны не на беседу, а на чтение.

Полустандартизированноеинтервью проводится на основе памятки с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

В фокусированных интервью стандартизирован лишь исходный вопрос, а главная задача видится в сосредоточении внимания респондентов на обсуждении того варианта проблемы, который представляется им самым важным.

Свободнымназывают такое интервью, когда перед интервьюером стоит проблема собрать соответствующую исследовательским задачам информацию без наличия предварительно разработанного инструмента. Исследователь свободен в выборе вопросов, определении их порядка, количества и способов выражения, а также приемов фиксации информации.

Глубинное интервьюиспользуют при определении или уточнении формулировки рабочих гипотез на этапе разработки программы исследования.

Еще одной разновидностью интервью является беседа. Беседа представляет собой способ получения информации через общение, не ограниченное заданными строгими рамками. Это в своем роде свободное интервью. Часто их полностью отождествляют, чему способствует тот факт, что слово «интервью» заимствовано из английского языка, где оно является полным синонимом слова беседа.

От обычного разговора беседа как исследовательский прием отличается тем, что отношения между собеседниками асимметричны. Ведущий беседы играет активную роль в определении ее темы и характера. Своими вопросами он направляет разговор в определенное русло, предотвращает далекие отклонения от темы, акцентирует те или иные аспекты и проблемы. Вместе с тем он старается говорить как можно меньше, давая высказаться собеседнику. Он избегает любых оценочных суждений. Навязывания своего мнения. Важна форма, в которой задаются во­просы. Всегда предпочтительна общая и нейтральная форма, и только уточняющие вопросы могут быть бо­лее узко направленными.

Основные достоинства беседы:

– естественность и близость к обычному разговору;

– сравнительная простота использования;

– гибкость и возможность различных модификаций;

– широта и разнообразие получаемой информации;

– способность выявлять значимые переживания.

Ограниченность метода связана со следующими моментами:

– слишком большой объем или скудость получаемой информации;

– проблемы, связанные со способом фиксации информации;

– трудоемкая обработка информации качественного типа;

– сложность сопоставления данных, полученных от разных людей;

– возможные субъективные искажения информации.

IV. Экспертный опрос это разновидность опроса, в котором респондентами являются специалисты в определенной области деятельности.

Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Ограничения в применении: данные экспертного опроса нуждаются в сопоставлении с объективной информацией, полученной другими методами.

В экспертной анкете не применяют косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить «скрытые» позиции респондента. Предпочтительнее в анкете эксперта исполь­зовать открытые вопросы.

Основные нормативные требования к применению метода:

тщательность подбора,

создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования,

сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования,

учет факторов, влияющих на суждения экспертов.

Критерии отбора экспертов:

степень компетентности эксперта: ученая степень или звание, стаж работы по специальности, служебное положение и др. Эксперт должен знать «последнее слово» современной науки и практики в тех областях, которые являются предметом экспертизы;

оптимальное сочетание узкой специализации и общего кругозора эксперта;

оптимальное сочетание индивиду­альных качеств экспертов как научных или практических работников: способность эксперта к анализу и синтезу изучаемых проблем, к объективной всесторонней оценке проблемы, устойчивость его научных взглядов, гибкость мышления, способ­ность изменить точку зрения под влиянием новых фактов и аргумен­тов, умение перерабатывать, усваивать и формировать качественно новую научную информацию.

Методы отбора экспертов сводятся к двум основным подходам: объективному и субъективному. Первый предполагает использование организаторами исследования специальных методик отбора, второй — привлечение к процедуре отбора самих потенциальных экспертов либо научной общественности, из среды которой они отбираются.

Объективный подход имеет, в свою очередь, два варианта: документальный и экспериментальный. Документальный подход предусматривает подбор экс­пертов на основе социально-демографических данных. Экспериментальный метод проводится на основе испытания, тестирования кандидата в эксперты либо по результатам эффективности его прежней экспертной деятельности.

Субъективный подход осуществляется посредством следующих приемов:

— аттестация, когда подбор экспертов осуществляется с помощью голосования потенциальных членов будущей экспертной группы иливзаимной оценки будущих экспертов;

метод самооценки степени компетентности и объективности, когда сами кандидаты оценивают свое соответствие требованиям по определенной шкале.

В соответствии с формой работы, различаются очные и заочные (как правило, анонимные), одноразовые и многоразовые (в несколько туров) опросы.

Разновидности очного экспертного опроса:

метод «мозгового штурма» предполагает устранение субординационных границ между участниками дискуссии, запрет критики любых идей, прозвучавших из уст экспертов, поощрение свободного выражения любых мнений и комбинирования идей друг друга, выдвижение необычных, даже несбыточных положений, снижение уровня самокритичности участников дискуссии;

«традиционная дискуссия», или «метод комиссии», обычный обмен мнениями, в ходе которого каждый участник имеет право задавать вопросы высту­пающему, критиковать или поддерживать любую точку зрения, сам выступать неограниченное число раз, изменять или уточнять свою точку зрения с учетом полученной им новой информации;

«метод отнесенной оценки»процедура повторения не­скольких циклов дискуссии с выявлением сущности наметившихся разногласий и постепенной выработки единого мнения всех или боль­шинства участников экспертизы.

Разновидности заочного опроса экспертов:

разовый анонимный опрос, сравнительнопростой (ввиду небольшого числа респондентов) и поэтому наибо­лее распространенный метод;

«метода отнесенной оценки» («метод Дельфи», «метод эвристического прогнозирования»). В основу методики положена идея о возможности самообучения экспертов. Респондентам предоставляется возможность знакомиться с материалами предыдуще­го тура и последовательно уточнять свои оценки по мере изучения новых аргументов. Эксперты заполняют ано­нимные анкеты и после первого тура эксперты знакомятся с итоговыми характеристиками позиции группы в целом. Во втором туре они получают возможность либо сблизить свое мнение с позицией большинства либо изучить и обсудить причину отклонения. В третьем туре экспертам также предоставляется возможность пересмотреть свои точки зрения.