Лекция 1. Сущность научного исследования

Биографический метод

Биографический метод - это способ исследования и проектирования жизненного пути личности, основанный на изучении документов ее биографии (личные дневники, переписка и т.д.). Биографический метод предусматривает использование метода контент-анализа как приема количественной и качественной обработки документации.

 

I.В самом общем смысле научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания. Научное познание имеет троякую задачу, связанную с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В развитии научного познания чередуются революционные периоды, так называемые научные революции, которые приводят к смене теорий и принципов, и периоды эволюционного развития науки, на протяжении которых знания углубляются и детализируются. Научные знания характеризуются объективностью, универсальностью, претендуют на общезначимость.

Наука, имея многочисленные определения, выступает в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт.

В первом случае наука предстает как особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное и логически упорядоченное познание предметов и процессов окружающей действительности. Наука – это сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.

Во втором толковании наука выступает как система знаний, отвечающих критериям объективности, адекватности, истинности. Наука – это как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности, то есть сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира.

Наука как социальный институт или форма общественного сознания, связанная с производством научно-теоретического знания, представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей.

Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях – Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе и обществе, в виде отдельных элементов, «зачатков» астрономии, этики, логики, математики и др. Как своеобразная форма познания – специфический тип духовного производства и социальный институт – наука возникла в Европе, в Новое время, в XVI–XVII вв., в эпоху разделения единого ранее знания на философию и науку. Она начинает развиваться относительно самостоятельно. Наука постоянно связана с практикой, получает от нее импульсы для своего развития и в свою очередь воздействует на ход практической деятельности, опредмечивается, материализуется в ней.

В самом общем виде современную науку называют Большой наукой. В конце XX в. численность ученых в мире превысила 5 млн. человек. Наука включает около 15 тыс. дисциплин и несколько сот тысяч научных журналов. Возрастают тенденции интернационализации науки, а она сама становится предметом междисциплинарного комплексного анализа. К ее изучению приступают не только науковедение, философия науки, но и социология, психология, история.

Выделяют три основныефункции науки:

– познавательная (познание закономерностей объективного мира);

– культурно-воспитательная (наука – это часть культуры);

– практико-действенная (научные достижения важны для изменений в практике).

Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

– основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета;

– на основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности;

– непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Отсюда характерная черта научного познания – объективность;

– научное познание есть сложный, противоречивый процесс воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке;

– научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Наука включает в себя четыре необходимых компонента в их единстве: субъекта науки – ключевого ее элемента (отдельного исследователя, научное сообщество, научный коллектив); объекта (предмет, предметная область), т. е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина; систему методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины; свой специфический для науки язык - как естественный, так и искусственный (знаки, символы, формулы и т. п.).

Классификация современных наук осуществляется по различным основаниям (критериям). По предмету и методу познания можно выделить: науки о природе – естествознание, об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика и др.). Отдельную группу составляют технические науки.

По своей «удаленности» от практики науки можно разделить на два крупных типа: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира без прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально-практических проблем, опираясь на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и подвижны.

II. Научное исследование подчиняется общим требованиям, выработанным теорией и практикой научных исследований в разных областях наук.

Научное исследование – это специально организованный процесс познания с целью теоретической систематизации знаний о действительности. Оно характеризуется: объективностью, точностью, воспроизводимостью, доказательностью.

Выделяют два уровня научных исследований:

– эмпирический уровень – на нем устанавливаются новые факты науки и на их основе формулируются эмпирические закономерности;

– теоретический уровень – на нем выдвигаются и формулируются общие закономерности, предсказываются события и факты.

Различия между эмпирическим и теоретическим уровнями научного познания связаны с особенностями средств, которые применяются на каждом из этих уровней. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами, они изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия.

Оба уровня взаимообусловлены и дополняют друг друга. Сбор фактов и их обобщение на эмпирическом уровне невозможны без предварительной теоретической работы, которая опирается на теории и концепции. А завершающим этапом теоретического исследования будет выявление эмпирических закономерностей.

В каждом научном исследовании применяются методы. Метод – путь к чему-либо, путь к цели, можно определить как путь, способ деятельности, как совокупность приемов познания и преобразования действительности. Метод, во-первых, не существует вне человеческой деятельности, а во-вторых, содержание метода не произвольно формируется субъектом, а определяется, в конечном счете, характером объекта, законами его строения, функционирования и развития (объективная обусловленность метода). Исходя из этого, научный метод – это совокупность правил, приемов, способов, лежащих в основе научного исследования.

Отрасль знания, которая исследует методы, определяется как методология. Методология — довольно широкое понятие, и оно может быть определено как:

– совокупность применяемых в данной науке методов;

– совокупность фундаментальных, прежде всего мировоззренческих принципов, которые направляют исследования в области теоретических и практических проблем;

– учение о методе (особое направление, связанное с самопознанием науки).

Методологию определяют в широком и в узком смысле слова. В широком смысле под методологией понимается совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов в их применении к решению теоретических и практических задач. В узком смысле под методологией понимается учение о методе.

Классификация методов познания может быть проведена по разным основаниям. По характеру, основной роли в познании, а также по соотношению в их содержании общих идей, принципов и конкретных правил, методы можно разделить на:

– методы-подходы. В них главное – это общие идеи, принципы. Эти методы формируют отправные позиции исследователя, указывают направление и общий способ исследования (идея всеобщей взаимосвязи или принцип развития);

– методы-приемы. В них центр тяжести перемещается на конкретные правила, алгоритмы действия. Это непосредственный инструмент познания (наблюдение, эксперимент и т. п.).

По степени общности методы подразделяются на:

– всеобщие философские;

– общенаучные;

– специфические.

По функциональному назначению методы подразделяются на:

– методы эмпирического этапа (уровня). Они обеспечивают добывание и первичную обработку информации (сравнение, описание, классификация и т. п.);

– методы теоретического этапа (уровня). Они обеспечивают проникновение в сущность изучаемых процессов (идеализация, формализация и т. п.);

– эвристические методы. К ним относятся приемы и действия, которые активизируют творческий процесс, сокращают путь решения сложных поисковых задач, стимулируют появление новых идей и решений. Сюда следует отнести: «мысленный эксперимент», «коллективный мозговой штурм проблемы» и другие.

По эмпирическому углу зрения методы бывают:

– количественные

– качественные.

Количественные методы нацелены на выявление количественных признаков социальных процессов, они ставят в центр рассмотрения общие закономерности, повторяющиеся или общие признаки. Здесь не учитывается единичное и особое в предмете исследования и ситуации.

Качественные методы обращены на качественную сторону процессов, они необходимы при структурном описании и объяснении динамики тех социальных процессов, которые характерны для интересующих сфер общественной реальности.

Различия между качественными и количественными методами состоят прежде всего в особом эмпирическом угле зрения при рассмотрении социальной действительности. Если количественные методы при социальных исследованиях нацелены на общие признаки (на анализ данных по общим признакам для их последующей типизации), то качественные методы ориентированы на определение различий.

Количественные и качественные методы не только не противоречат, но, наоборот, дополняют друг друга.

Методика научного исследования — система операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств их анализа. К числу методических инструментов относят способы и методы сбора первичных данных, правила осуществления выборочных исследований, способы построения социальных показателей и другие специализированные процедуры эмпирического исследования, а также методы количественного анализа, используемые в социологии, и разрабатываемые в других областях знания. Методика исследования – это наивысшая степень конкретизации методологии, которая вследствие этого перерастает в процедуры и операции исследования. Также методику можно рассматривать как совокупность исследовательских приемов, с помощью которых реализуется тот или иной метод в конкретном исследовании.

Разработка методики исследования представляет собой определение всей совокупности методов и предметов его проведения. Сюда входит также подготовка средств сбора информации и её обработки. К числу таких средств относятся планы интервью, анкеты, тесты, и инструкции для сбора информации и т. д. Поэтому методика– это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь. Например, при изучении общественного мнения исследователь использует в качестве метода сбора данных анкетный опрос, часть вопросов он сформулировал в открытой форме, а часть — в закрытой. Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т. е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют методику.

Более конкретным выражением методики исследования выступает техника. Техника исследования — это совокупность специальных приемов, конкретных познавательных операций, характеризующих тот или иной метод сбора, обработки или анализа эмпирической информации. То естьтехника - совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.

Технике исследования соответствует процедура исследования. Процедура исследования — это общая система действий, последовательность всех операций, способ организации исследования. В одном исследовании могут применяться различные процедуры.

Научные исследования всегда проводятся логически последовательно по определенным этапам, в конкретно обозначенное время.

Основные этапы исследования:

— подготовка исследования;

— сбор первичной эмпирической информации;

— подготовка собранной информации к обработке и ее обработка;

— анализ обработанной информации и оформление выводов.

Рассмотрим подробнее данные этапы исследования.

Подготовка исследования.На этом этапе составляется программа социологического исследования, организуется процесс исследования. Если в этом есть необходимость, формируется рабочая группа и распределяются обязанности между ее членами. Решается вопрос относительно использования финансовых и материально-технических средств.

На этом этапе целесообразно провести пробное исследование. Цель данного этапа – усовершенствование исследовательского инструментария. Например, апробируя анкету, исследователь может решить для себя следующие вопросы:

— Присутствуют ли в анкете вопросы, допускающие неоднозначное толкование?

— Адекватно ли респондент воспринимает смысл каждой составляющей анкеты?

— Не навязывает ли формулировка вопроса заранее задуманный ответ?

— Нет ли опасности получить стереотипный ответ?

— Соответствует ли техника регистрации ответа содержанию вопроса?

— Компетентны ли опрашиваемые для ответа на данный вопрос?

По результатам пробного исследования вносятся коррективы в программу, методические документы и инструкции.

Сбор первичной эмпирической информации. На этом этапе происходит сбор информации о проблемной ситуации. Это могут быть в разной форме необобщенные сведения (ответы на интервью, заполненные анкеты, записи исследователя в карточках наблюдения и др.).

Обработка материала. Полученный материал обрабатывается в соответствии с разработанной програм­мой исследования, в которой указывается, как будет происходить обработка информации (вручную или на ЭВМ). На этом этапе происходит выбраковка, шифровка, кодировка информации. Для обработки используются математико-статистические методы. Полученные данные сводятся в таблицу, изображаются графически: в графиках, схемах, матрицах и т. п.

Оформление выводов. После того как материал обработан, полученные документы, таблицы и результаты наблюдений тщательно изучаются. При анализе по­лученных данных делается сопоставление результатов исследования по разным подразделениям, группам, т. е. сравнивается информация, полученная от респондентов с разным социальным статусом, разными социальными характеристиками, установками и ценностными ориентациями и т. д.

Выявляются и формулируются разные социальные закономерности, тенденции, противоречия, новые проблемы. В конце исследования оформляются основные результаты. Формулировка обобщений и выводов начинается с упорядоченного изложения полученного материала.

Валидность выводов — обязательное условие формулирования рекомендаций-предложений, направленных на преобразование изученного объекта. Понятие «валидность» произведено от латинских слов valeo — быть в состоянии сделать что-то — и validus — сильный, крепкий. Валидным является исследование, методический инструментарий которого адекватен природе изучаемого явления, обоснован теоретико-методологически. Иначе говоря, если исследование имеет тщательно продуманную программу, соответствующую всем требованиям, если в нем использованы адекватные этой программе методики сбора, обработки и анализа информации, если качественно проведены все его этапы и процедуры, то выводы социологов валидны, поэтому заслуживают полного доверия.

Содержание завершающего этапа зависит от формы орга­низации исследования и вида отчета. Если исследование проводи­лось по инициативе и на средства самих исследователей, то отчет выполняется в виде: а) диссертации на соискание ученой степени; б) публикации научной монографии или статей; в) доклада на каком-либо собрании исследователей (конференция, симпозиум, конгресс и др.).

Главным итоговым научным документом явля­ется научный отчет, в котором подробно описываются все основные моменты хода исследования и главные результаты. Рекомендации, завершающие эмпирические исследования, должны соответствовать минимуму следующих требований:

— обоснованность выводами, причем не только практически, но и теоретически значимыми;

— конкретность, полная определенность, отсутствие отвлечен­ных от реальных проблем пожеланий;

— результативность, установление параметров изменения объекта под воздействием выполнения рекомендации;

— выполнимость, учет наличия необходимых для реализации каждой рекомендации ресурсов (временных, людских, материальных, финансовых и др.);

— адресность, определение конкретных инстанций, организаций, людей, способных исполнить рекомендацию;

— технологичность, установление последовательности операций, обеспечивающих реализацию рекомендаций;

— системность, учет взаимодействий между всеми рекомендациями и итогами их выполнения.

III.Становление и развитие социальной работы как самосто­ятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам.

Социальная работа — интегративная и междисциплинарная наука, поэтому и исследования в ее области носят интегративный и междисциплинарный характер.

В развитие теоретических и методологических основ социальной работы большой вклад внесли социологи, психологи, а также педагоги и психотерапевты. Это связано с тем, что социальная работа как наука еще молода, собственных исследователей в ней пока мало.

В то же время, опираясь на социологические и психологические разработки, используя систему понятий и методов этих наук, теория социальной работы и ее исследования имеют очевидную тенденцию к саморазвитию.

При этом важно использовать арсенал инструментария научного познания в комплексе: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом. Это обеспечивает комплексный характер исследований в социальной работе.

Говоря о методах, используемых в исследованиях проблем социальной работы, принято выделять общенаучные методы (синтез, анализ, дедукция, индукция, абстрагирование и т. п.), методы социальных наук (анкетирование, интервью, анализ документов, тестирование и т. п.) и специфические методы. Однако в настоящее время сложно выделить специфические методы исследования в социальной работе в силу недостаточной разработанности ее теории.

Так как исследования в области социальной работы в широком смысле относятся к социальным исследованиям, поэтому исследователи социальной работы используют разнообразные методы социальных наук, такие как анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос, тестирование, метод фокус-групп, наблюдение, эксперимент, метод социальных биографий и другие.

Социальная работа как область научных исследований выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогичес­кого и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относятся: исследование таких проблем, как:

— закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами;

— пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения;

— структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения;

— закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы и другие.

Спецификой исследований в области социальной работы является их ярко выраженная практическая значимость, результаты таких исследований помогут улучшить конкретные направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку в трудной жизненной ситуации.