Этап. Фрагментарное направление в экономической науке .

Основные этапы становления и развития экономической науки

Вопросы: 1. Фрагментарное направление в экономической науке. 2. Зарождение первой экономической школы меркантилизма. 3. Зарождение и развитие классической политической экономии. 4. Маржинальная революция. 5. Кейнсианская революция. 6. Монетаристская контрреволюция. 7. Современные экономические теории

Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики — это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования.

Сегодня интерес образованных людей к экономике (экономической теории или политэкономии) не только не иссяк, но даже возрастает. И объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире и в России, в частности. Американский ученый П.Самуэльсон назвал экономикс или политическую экономику королевой наук. Лауреат Нобелевской премии М.Фридмен писал, что экономика — очаровывающая наука, она удивительна тем, что ее фундаментальные принципы очень просты и могут быть записаны на одном листе бумаги, тем не менее, их понимают немногие. Сложность данной науки, отражающей сложный мир хозяйствования, в том, что при изучении она требует от студента, по словам специалиста по истории экономической мысли А.Хейльброннера, выносливости верблюда и терпения святого.

Экономические знания нашего времени прошли долгий эволюционный путь экономической науки. Шаг за шагом экономисты выделяли и четко формулировали важнейшие проблемы науки, ответы на которые находились не сразу, проходили десятилетия, столетия. На ранних этапах развития науки многие проблемы поднимались в более контрастной форме, чем сейчас. Следуя за развитием экономической мысли легче понять не только, какие вопросы вставали перед учеными, но и почему они возникали и приобретали актуальность.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей Древнего мира, прежде всего стран Древней Греции. Причины этого: 1. Развитие на базе независимых городов-государств (полисов) с демократическим устройством 2. Развитие рыночных отношений среди свободных граждан Др.Греции. 3. Развитие частной собственности как юридического понятия (права собственности). Она строго оберегалась законами античной цивилизации, покушение на нее каралось смертной казнью и порабощением в рабство. Взгляды древнегреческих мыслителей (Ксенофонта, Платона, Аристотеля) образуют теоретически исходные пункты современной экономической науки.

В трудах Ксенофонта (430-354 гг до н.э.) «Экономикос» впервые вводится понятие «экономии». От греч. ойкос – дом, домашнее хозяйство, номос – закон. Первоначально Экономика – наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан. В своей работе Ксенофонт выявил принципы наилучшего управления рабовладельческим поместьем. Чтобы увеличить богатство , он рекомендовал сочетать требовательность и милосердие по отношению к рабам. Даже советовал поощрять соревнование между ними.

В работах Платона «Государство», «Законы» уделялось внимание управлением городом-государством, в частности проблемам налогообложения и взиманию долгов с неплательщиков.

Аристотель («Никомахова этика» и «Политика») был пионером таких фундаментальных экономических категорий как товар, деньги, капитал. Он первым обратил на двойственную природу товара, который может быть использован или для потребления или для продажи. Он первый связал продажу товара с появлением денежного богатства. Различал два вида хозяйственной деятельности: 1. экономию – хозяйство ради самообеспечения и хремастику – хозяйство с целью обогащения. Он считал справедливой экономию, основанную на натуральном хозяйстве, так как именно она лежит в основе античного общества. (К ней же относил розничную торговлю, существующую для удовлетворения полезности). Хремастика, по его мнению, противоестественна. Здесь же впервые вводится идея о полезности как основы ценности хозяйственных благ и правильном обмене хозяйственных благ как обмене эквивалентов. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался неприличным для свободного гражданина, продукт оценивался только полезностью, а не трудом. Средством , дающим возможность сравнивать различные потребности, являются деньги. Свою роль как меры ценности деньги выполняют потому, что люди условились принимать их в уплату за товар. Деньги соизмеряют и различные товары, являясь средством обмена. Так впервые вводятся функции денег – мера стоимости и средство обращения.