Выделение единиц анализа

Выработка категорий анализа

Этапы проведения контент-анализа

1) Исследование начинается с постановки исследуемой проблемы, формулируются цели, задачи и гипотезы предстоящего исследования. От этого в дальнейшем в свою очередь будет зависеть выбор конкретного эмпирического материала, содержание категориальной схемы, типы единиц счета и единиц анализа.

2) После этого происходит выбор эмпирического материала для исследования, т. е. выбирается конкретный источник информации. При необходимости может быть выбрано несколько типов источника информации.

3) Важно правильно рассчитать выборку и выбрать временной период. Он может быть очень длинным (несколько лет), если исследуется динамика развития какого-либо социального явления, или очень коротким (несколько дней, неделя), если необходимо получить мгновенный ситуационный срез.

В основном контент-анализ проводят на годичной выборке: если это изучение сообщений СМИ, то достаточно 12—16 номеров газет, а если изучение протоколов собраний, то 12 протоколов (по числу месяцев). Обычно выборка сообщений СМИ бывает около 200 — 600 текстов.

4) Выбор единиц анализа и отбора: ими выступают слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи.

5) Проведение самого анализа.

Техника проведения контент-анализа сводится к определенным последовательным действиям:

1) выработка категорий анализа;

2) выделение единиц анализа;

3) выделение единиц счета.

Остановимся подробнее на этих пунктах.

Выбор категорий при проведении контент-анализа является очень важной процедурой. Благодаря категориям образуется связь между целями исследования и его результатами.

Категории анализа — это наиболее общие ключевые понятия. Система категорий выполняет ту же роль, что и вопросы в анкете, указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

Категории обычно подразумевают деление на под­категории (более частные понятия). Например, «герой» публицистики может подразделяться на реального и вымышленного героя, а его признаками будут пол, профессия, образование, семейное положение и т. д.

В соответствии с категориями анализа в дальнейшем будут сортироваться единицы анализа (единицы содержания).

При выборе категорий следует избегать двух крайностей: выбора или слишком крупных категорий, так как это может привести к упрощенному, поверхностному анализу; или слишком многочисленных и дробных категорий, почти повторяющих текст для того, чтобы якобы ничего не пропустить.

После выработки категорий анализа необходимо выбрать соответствующую единицу анализа (смысловую единицу) — единицу речи или элемент содержания, которая будет выступать в тексте индикатором интересующего исследователя явления, т. е. четко указывать признаки, по которым определенные единицы относятся к определенным категориям.

Самым простым и заманчивым, на первый взгляд, было бы выделять в качестве единицы определенное слово (термин), отражающее понятие, частоту употребления которого необходимо установить в тексте.Например, для выяснения того, в какой степени изучаемый документ касается милосердия, можно найти в тексте слово «милосердие» и провести подсчет частоты его употребления. Но это будет самый худший вид анализа, не столько формализованный, сколько просто формальный. Значительная часть информации неизбежно будет утеряна, что в свою очередь неизбежно приведет к искажению содержания документа.

В тексте смысловая единица может быть выражена по-разному: термин, некоторое устойчивое сочетание слов, определенное суждение, а может вообще не присутствовать в явной терминологической форме и преподноситься описательно или быть скрытой под заголовком раздела, главыи т. д.

Часто темы выступают в качестве единиц анализа. Обычно они отражены в названиях статьи, книги, пе­редачи, спектакля, фильма и т. п. Например, при изучении темы «Снижение уровня рождаемости в России» исследователь уже по названию статьи в журнале может определить, насколько в ней уделено внимание данной проблеме. Достаточно посмотреть только список статей, опубликованных в последнем номере года, и выяснить, сколько статей по этой проблеме было опубликовано.