Формализованный анализ
(количественный, контент-анализ)
Формализованный анализ документальных источников рассчитан на извлечение информации из больших массивов документальных источников, не доступных традиционному интуитивному анализу. Контент-анализ предполагает использование современной вычислительной техники при обработке содержания текстов.
«Суть метода контент-анализа, — как отмечает Г.М. Андреева, — заключается в выделении в тексте документа некоторых ключевых понятий (или иных смысловых единиц) с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц, соотношения различных элементов текста друг с другом, а также с общим объемом информации».
Слово контент-анализ произошло от английского content-analysis — анализ содержания. Первое упоминание о применении специальной техники для анализа содержания текстов ученые относят к 1640 г. В конце 19 века количественный вариант контент-анализа начал применяться для анализа содержания газет, а позднее, в более развитых формах, он стал применяться и для анализа других видов документов. С 20 —30-х годов ХХ века контент-анализ начинает широко использоваться в социальных науках в США. Правила проведения контент-анализа впервые были подробно описаны в 1949 г.
Объективной предпосылкой возникновения контент-анализа была массовизация информационных и пропагандистских процессов, рост читательской аудитории, увеличение числа источников информации и объема содержащейся в них информации.
Контент-анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста.При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.
Несмотря на то, что формализованный анализ документов имеет дело с текстом, прежде всего он ориентирован на изучение реальности, стоящей за текстом. Под внетекстовой реальностью имеются в виду:
1) те реальные события, факты, отношения, о которых идет речь в тексте;
2) те установки, позиции, интересы, которые определяют принципы отбора материала для данного текста и которые присутствуют в этом тексте неявным образом.
Это означает, что для исследователя может быть в равной степени важно как то, что содержится в тексте, так и то, что оказалось вне его рамок.
В социологических исследованиях объектом контент-анализа могут быть любые документальные источники, содержащие текст различного характера:
· материалы средств массовой информации (газет, радио, телевидения), средства массовой устной пропаганды (лекции, доклады, выступления и др.),
· письма граждан в органы социального управления,
· протоколы собраний общественных организаций,
· решения органов управления,
· различного рода служебные документы,
· тексты неформализованного интервью,
· ответы на открытые вопросы анкет.
Применение метода контент-анализа целесообразно в следующих случаях:
— когда имеется достаточное количество обширного по объему и несистематизированного материала (много отдельных однородных документов, например, автобиографий, газетных статей определенного типа и т. д., или есть несколько или даже один документ, но достаточно большого объема, например, дневник), непосредственное использование которого затруднено;
— когда категории, важные для целей исследования, встречаются в исследуемых документах с достаточной частотой;
— когда требуется высокая степень точности и объективности анализа;
— когда для исследуемой проблемы важное значение имеет язык изучаемого источника информации, его специфические характеристики.
Невозможно применять контент-анализ, если нарушена временная ось. Например, необходимо изучить материалы подшивки газет за послеперестроечный период по проблеме приватизации, а газета стала выходить только с 1995 года. В данном случае нет никакого смысла применять контент-анализ.
Следует помнить, что не все документы могут стать объектом контент-анализа. Это может быть связано и с трудностями, возникающими при формализации содержания некоторых документов. Например, невозможно формализовать описание лирического героя некоторых поэтических произведений.