Источники информации для маркетинговых исследований.
Лекция 13
Основными составными элементами плана по проведению маркетинговых исследований являются пункты, связанные с определением направлений в работе по сбору, обработке, анализу и интерпретации информации. Другими словами, центральное место здесь всегда занимает информация, а точнее вопросы, связанные с ее получением. Разработка плана любого маркетингового исследования должна обеспечить получение ответов на следующие вопросы:
· Какая конкретная информация должна быть получена в рамках данного исследования?
· Какие методы сбора информации следует использовать?
· Кто будет заниматься сбором, обработкой, анализом и интерпретацией информации?
· В какие сроки необходимо провести данные маркетинговые
исследования?
· Сколько будут стоить указанные исследования?
Все данные, используемые в рамках маркетинговых исследований, делятся на два основных вида — первичные и вторичные, которые можно получить самыми разными способами и из различных источников.
Вторичные данные
Под вторичными данными подразумеваются такая информация или такие данные, которые ранее уже были кем-то собраны, причем нередко для совсем других целей. Источниками вторичных данных могут быть:
· внутрифирменная информация;
· официальная государственная отчетность;
· официальная отчетность различных ассоциаций и профессиональных объединений;
· открытые материалы международных организаций;
· публикации в прессе;
· книги;
· справочная литература;
· открытая отчетность коммерческих структур (балансы и др.);
· информация, собираемая специализированными маркетинговыми компаниями (поведение потребителей, медиапредпочтения населения, объем различных сегментов рынка и т.д.).
Как видно из перечня источников вторичной информации, все они
делятся на две группы — внутренние источники (внутрифирменная информация) и внешние (все остальные).
Внутрифирменная информация дает абсолютно точные данные по конкретной деятельности самой фирмы и ее достоинства заключаются прежде всего именно в этом, а также в том, что ее получение, как
правило, ничего не стоит. Но у внутрифирменной информации есть и серьезный недостаток, а именно ее ограниченность масштабами самой фирмы: она может дать информацию только по самой фирме, но если нужны данные по рынку, тогда надо прибегать к иным источникам информации.
Внешние источники информации весьма разнообразны, но абсолютной уверенности в их полной достоверности нет ни у кого. Более того, нередко возникает ситуация, когда под видом внешней информации распространяется удачно замаскированная дезинформация.
Первичные данные
Первичные данные представляют собой данные, впервые и специально собираемые в связи с конкретной целью. При сравнении со вторичными данными первичные обладают двумя очень существенными преимуществами. Во-первых, они собираются точно в соответствии с поставленной целью. Во-вторых, вероятность недостоверности первичных данных очень невелика по сравнению со вторичными.
Первичные данные обычно получают в результате проведения двух основных видов исследований — качественных и количественных.
Количественные исследования, как правило, строятся на основе массовых опросов и позволяют ответить на вопросы кто, что, сколько, когда, как часто?; они предоставляют возможность получить статистически корректные (репрезентативные) данные о мнении и/или поведении целевой аудитории.
Качественные исследования предполагают сбор, обработку, анализ и интерпретацию информации об особенностях восприятия, мотивах поведения представителей целевых групп, критериях их оценки различных фактов, событий, явлений (например, рекламного клипа, макета рекламного сообщения и др.), о мыслях и чувствах респондентов. В результате проведения качественных маркетинговых исследований заказчик должен получить ответы на вопросы, почему люди покупают ту или иную продукцию, почему они смотрят те или иные телепрограммы, что им нравится/не нравится в отдельных газетах и журналах и почему, как они оценивают конкретную рекламную продукцию или кампанию (лучше или хуже она по сравнению с конкурентами и почему) и т.д.
Существует достаточно большое число методов проведения качественных маркетинговых исследований — наблюдение, анализ протокола, ассоциативные методы, составление коллажей, ролевые игры, тестирование рисунков, физиологические измерения и т.д. Но подавляющее большинство качественных опросов, в том числе и применительно к рекламе, проводится на основе двух методов — обсуждений в фокус-группах и индивидуальных глубинных интервью.