Политологический аспект

 

 

Лекция. Аксиология

Ядром культуры являются ценности, определяющие сознание и поведение людей во всех жизни и конкретизирующиеся в нормах.

Существует множество определений понятия «ценность». В нашем случае ценность понимается как общепризнанная норма, сформированная в определенной культуре, которая задает образцы и стандарты поведения и оказывает влияние на выбор между возможными поведенческими альтернативами. В свою очередь, нормой считается «устойчивое регулятивное образование, которое в этом качестве утверждено, признано и оправдано членами сообщества, а часто даже кодифицировано, то есть облечено в устную или письменную формулу». Причем именно ценностные ориентации дают возможность человеку соблюдать нормы, стандарты, критерии отбора, когда он оказывается в ситуации выбора, делая тем самым гибким общество. Это тем более верно, что вне поведения людей с их интересами и ценностными ориентациями нет норм, а есть лишь идеальные абстрактные образцы, записанные на бумаге. На основе иерархии основных жизненных ценностей определяются легитимные, то есть допустимые и предпочтительные способы их реализации. Культура как бы накладывает ограничения на инструментарий ценности, на возможные пути достижения целей. Иными словами, в культуре цель никогда не оправдывает средства. Средства являются допустимыми, только если они культурно санкционированы (законами, традициями, обычаями, господствующей моралью и т.п.).

Итак, определяя культуру как социально унаследованную систему регулирующих механизмов, которая обусловлена всей совокупностью конкретно-исторических условий, в которой основным, сущностным элементом являются идеи, ценности, нормы, обязательно стандартизированные и составляющие основу моделей поведения, и которая, в конечном счете, упорядочивает человеческую деятельность, мы тем самым указываем на ее нормативность.

Нормативность коренится в природе человека присуща любому социальному организму, проявляется в форме институционализации общественных отношений и поведений людей, суть которой заключается в том, что не следует мешать процессу взаимодействия, одним из главных условий которого является полная взаимность ожиданий. Иными словами, культура – это то, что считается разумным, обоснованным в данном сообществе. Культура как нормативная система, во-первых, информирует о том, что будет сочтено нежелательным; во-вторых, она побуждает, мотивирует человека к поведению, одобряемому в данной общности; в-третьих, она налагает ограничения, контролирует поведение людей, которые должны вести себя так, как считается принятым, приемлемым. Результатом формирования культуры является создание социального порядка, норм и ценностей, регулирующих повседневную жизнь, задающих направления человеческой деятельности и исключающих проявления дезорганизующей стихии, основанной на природных инстинктах. По мере использования людьми культурных элементов и комплексов возникает такое состояние, когда, помимо воли людей, культура начинает управлять их действиями, активно влиять на их поведение, участвовать в становлении упорядоченных социальных отношений. Так из потребностей рождаются требования, составляющие содержание социальных норм. Цель их – уберечь человеческие отношения от вырождения в «войну всех против всех».

Наряду с этими определениями существует так называемое нормативное определение культуры, связанное с образом жизни общности. Сданным подходом согласуется интерпретация культуры как способа полагания смысла. Что такое культура как не вновь и вновь, каждый раз и в каждом своем проявлении осознанно или непроизвольно предпринимаемая человеком попытка вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего? … Разница способов полагания смысла, пронизывающего любое из образований культуры, вплоть до мельчайших, и отличает одну цивилизацию от другой.

Поскольку культура есть способ, она определяет ментальность социального организма, которая представляет собой «социально-психологические установки, способы восприятия, манеру чувствовать и думать». Ментальность выражает повседневный облик коллективного сознания, не отрефлексированного и не систематизированного посредством умственных усилий мыслителей и теоретиков. В понятие «менталитет» включаются неосознанно и автоматически воспринятые установки, общие в целом для эпохи и социальной группы, коллективные представления, имплицитно содержащиеся в сознании, ценности, мотивы, модели поведения и стереотипы реакций, лежащие в основе рационально построенных и отрефлексированных форм общественного сознания. Поэтому менталитет является базовой характеристикой различных социокультурных общностей.