Категории морали.

Добро - одна из важнейших категории этики. Вместе со своей противоположностью – злом, добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В понятие "добро" люди вкладывают свои наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее, которые выступают здесь в виде абстрактной моральной идеи о том, что должно быть и заслуживает одобрения. С помощью идеи добра люди оценивают все происходящее вокруг них, общественные явления и действия отдельных лиц. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей или состояние общества в целом), понятие добра приобретает форму более конкретных понятий - добродеяния {благодеяние), добродетели, справедливости и др.

Добродетель- понятие, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств, присущих личности (группе лиц, обществу), указывая на их моральную ценность. Противоположностью добродетели является понятие порока. Понятие "добродетель" подчеркивает роль отдельного человека как активного носителя той или иной нравственности. Поэтому представление о добродетели играло особенно важную роль в моральном сознании античного и средневекового общества, когда, выделившаяся из первобытного коллектива личность смогла стать олицетворением общественной морали, но еще широко было распространено убеждение, что моральные качества коренятся в естественных склонностях человека (хотя и могут быть благоприобретенными), обусловлены личной психикой людей. Понимание содержания добродетели исторически менялось. В Древней Греции представление о добродетели связывалось прежде всего с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость, что нашло классическое выражение в учении Платона.

Моральный долг - это общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях к определенной личности. Он представляет собой превращение всеобщих нравственных требований в личную задачу каждого человека. Моральный долг представляет собой сферу нравственного творческого деяния личности, которое находит свое отражение в нравственном выборе личности.

Иными словами, это превращение требования нравственности» в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Если в моральном требовании выражено отношение общества к отдельным его членам (оно формулируется обществом и предъявляется к ним), то долг - это отношение личности к обществу. Личность выступает здесь как активный носитель определенных моральных обязанностей перед обществом (субъект), который осознает их и реализует в своей деятельности. Категория долга тесно связана с другими понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть, мотив. Общие нравственные требования способно вырабатывать лишь общество в целом на основе коллективного опыта масс. Задача же решения моральной проблемы применительно к той или иной конкретной ситуации в основном возлагается на того, кто эти требования выполняет, то есть на каждого члена общества. С одной стороны, каждый человек должен сам осознать объективное содержание своего морального долга, и никакие ссылки на общественные авторитеты или на общепринятые мнения не могут оправдать его, если он понял свой долг неправильно. С другой стороны, ответственность человека перед своей совестью в конечном итоге выражает его ответственность перед обществом, поэтому общественное мнение вполне правомочно судить о том, насколько правильно данный человек понял свой долг, Но границы ответственности общества и личности в этом отношении исторически конкретны; мера личной ответственности постоянно возрастает.

Моральный выбор - это акт моральной деятельности человека, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии его поведения или конкретного варианта "поступка, В процессе морального выбора человек должен самостоятельно принять решение и обеспечить его реализацию. Это - выражение моральной свободы личности.

Моральный выбор предшествует принятию решения предопределяя содержание будущего практического действия Наличие морального выбора -отличительная черта морального поступка, предполагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом. Выражается в оказании предпочтения одному из возможных поступков в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества (личная склонность и долг), собственные и чужие интересы (соображения эгоизма и альтруизма) или нее вступают в противоречие различные моральные требования (например, когда выполнение. обязательства может причинить ущерб обществу или отдельным лицам, когда требование благодарности влечет за собой нарушение принципиальности и т.п.). Такие ситуации возникают в моральной деятельности человека в результате существования противоречий в социальной жизни.

Моральный выбор реализуется по внутреннему убеждению, на основе Совести, а не просто следуя указаниям других. Общественное мнение осуждает стремление избежать личной ответственности, попытки оправдать свои проступки ссылками на чей-либо авторитет, на официальное распоряжение, принуждение окружающих или на то, что «так поступают другие". В то же время само личное убеждение, являющееся основой того или иного выбора, должно соответствовать общим требованиям нравственности.

Моральный идеал.Основу морального выбора составляет наличие нормативных образцов поведения в обществе как выражение идеального (полного) соответствия поведения (поступка) требованиям общества. Моральный идеал - это предъявление со стороны общества (других людей) требования к личности в виде образца нормативного поведения нравственно совершенной личности, представление о человеке, воплощающем в себе наиболее высокие моральные качества (добродетели).

В отличие от моральных норм, которые определяют поведение людей в повседневных жизненных ситуациях, моральный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания человека, дает ему высший образец, к которому он должен стремиться.

Моральный идеал - это выражение соотношения между должным (как должно быть) и сущим (как складываются обстоятельства) поступком, Например, убийство - аморально, но убийство во имя свободы и справедливости (в ходе военных действий) - нравственно.

Впервые моральный идеал приобретает большое значение в христианской морали, в эпоху кризиса античного общества, когда человек начинает осознавать глубокое противоречие между должным и действительностью. Тогда образ морально совершенной личности - Иисуса Христа, человека-бога, противопоставляется несовершенству в порочности "простых смертных"

4) Нравственная миссия христианства.Главное отличие восточного христианства (православия) от западного заключается в пренебрежении посюсторонним воздаянием (в виде материальных благ) в пользу посмертных. Соответственно и достижение материальных благ отходит на второй план, а главной задачей земной жизни человека становится преображение человеческой природы через обожение, что и отражено в понятии "духовность". Именно совершение сверхчеловеческих подвигов самоотречения, приобретение сверхчеловеческих способностей и встреча с Богом лицом к лицу есть вариант решения православием вопроса о воздаянии при жизни, остро стоящего перед западным христианством: если ты стремишься к неземным благам, то не должен жаловаться, что лишен земных; если же ты стремишься к земным благам, то лишен их справедливо.

Если католическая догматика ставит между человеком и Богом категорию благодати, то православие, напротив, понимает благодать как непосредственное раскрытие божеского в человеческом. По отношению к Богу, утверждал русский религиозный философ С. Франк, человек не раб, но сотрудник, ибо творческое преображение духовного мира человека возможно только на этом пути.

Основу православного вероисповедания образует альтернативный указанному принципу индивидуализма, вере в индивидуальное отношение Бога к каждому человеку. Принцип соборности, под которым понимается отказ личности от своей самоценности и сознательное подчинение религиозной общине, вере.Такая вера не разъединяет, а соединяет людей, направляет их в сторону нравственно-практической жизни. Общая нравственность выступает основой понимания достижения справедливости. Идеолог соборности С. Трубецкой - русский религиозный философ - выдвинул положение о соборной природе русского сознания. Его известная формула гласит: мы, люди, во всех актах (теоретического и морального характера) "держим внутри себя сбор со всеми другими". Соборность, таким образом, предполагая нравственную общность коллектива, подчинение интересам церкви и религии, делает эту нравственную общность основой, опорой индивидуальных действий.

5) Функции религии в обществе.Все религии в той или иной степени связаны с духовной жизнью общества в целом: с конечными смыслами бытия (вопросами жизни и смерти), и с регуляцией повседневного поведения. Поэтому религия выполняет в обществе ряд функций. Основные из них таковы: 1) Мировоззренческая функция - религия объясняет мир, дает ему оценку, придает смысл; 2) Интегрирующая функция - религия формирует духовное единство людей на основе общности идеалов, ценностей и норм; 3) Коммуникативная функция - религия обеспечивает общение людей в процессе религиозной деятельности; 4) Регулятивная функция - религия задает правила и образцы, а также направление деятельности людей, с помощью ценностей, установок, мнений, традиций, институтов осуществляет управление этой деятельностью; 5) Культурно-транслирующая функция - религия осуществляет передачу накопленного наследия от одного поколения к другому; 6) Компенсаторная функция - религия восполняет ограниченность, бессилие, неудовлетворенность людей своим бытием, утешает, снимает стресс.

Заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, размышляя о роли религии и церкви в жизни россиян сегодня, ответил на вопросы журнала «Профиль». Приводим некоторые его высказывания как информацию к размышлению.

Вопрос:Кому проще в повседневной жизни (обряды, требования) — католи­кам, православным, протестантам?

Ответ:Католическая Цер­ковь, особенно во второй половине про­шлого века, пошла по пути приспособле­ния к доминирующим в обществе настро­ениям. Я не считаю, что это правильный путь. Когда религиозная община начинает делать уступки мирскому культу комфор­та, оправданию греха, люди покидают ее. Мы это знаем по примерам некоторых протестантских церквей на Западе, в кото­рых говорят своим прихожанам: «Делайте, что вам нравится, мы одобрим!» К сожале­нию, и Католическая Церковь в Западной Европе несет тяжелые потери: наблюдает­ся катастрофическое оскудение кадров ду­ховенства, отток людей в другие религиоз­ные течения. Наверное, в бытовом смысле быть католиком проще, но так ли это хо­рошо для Церкви и самих людей?

Вопрос: А разве в плане привлечения умов и новых верующих не стоило бы пойти на какие-либо уступки?

Ответ: Как раз нет! Люди приходят в храм не для того, чтобы развлечься. Люди, уставшие от греха, духовной пустоты и безысходности, хотят изменить свою жизнь, а не выпить кофе и послушать «музычку». Из такой церкви люди уходят.

Вопрос: Вам не кажется, что сегодня в Рос­сии религиозность насаждается примерно так же, как когда-то атеизм? Что для мно­гих вера — извините, просто мода?

Ответ: Мода на религию в России, я счи­таю, тоже прошла. Она началась в начале 1990-х годов, когда попсовые певицы на­девали на себя огромные кресты и чуть ли не купола на голову, когда некоторые, уж извините, журналисты, коверкая церков­ные слова, болтали о чем-то «духов­ном». Лет пять назад началось широкое и серьезное религиозное возрождение. Уди­вительная вещь: в московских храмах по выходным дням «бабушки» стали мень­шинством. До середины 1990-х они со­ставляли около 90% прихожан. Я слу­жил в первое воскресенье великого поста, которое называется Неделей торжества Православия. У меня было 70 причастни­ков, из них старушек — 14 человек. В сре­ду, в будний день, когда работающих , детей в храмах немного, пожилых женщин все-таки было чуть меньше половины. Студенческого возраста молодежи мало, но есть огромное количество семей с детьми и людей среднего возраста, причем они ходят в храм осознанно и серьезно. Так возрождение не является поголовным, но число людей, которые реально обращаются к вере, довольно высоко.

ВНИМАНИЕ

Общая тема: «Православный взгляд молодежи на мораль, нравственность и патриотизм» Задание:написать эссе -1- 2 страницы текста А-4.

Примечания:Собственную тему можно переформулировать из общей или выбрать из предлагаемых преподавателем

 

  1. Нравственные и правовые нормы жизни современного молодого человека в России.
  2. Обращение к православной вере как путь социальной реабилитации в пенитенциарных заведения России.
  3. Подростковый суицид: проблемы морального выбора в трудных жизненных ситуациях
  4. Преступления против морали: истоки вандализма на мусульманских и православных кладбищах.
  5. Место и роль религиозной и светской морали в жизни современного молодого человека и гражданина
  6. Молодой патриот России: моральный долг как степень нравственной ответственности личности перед Богом и людьми
  7. Борьба государства и православной церкви против вовлечения молодежи в тоталитарные секты ( Белое Братство и пр.)
  8. Моральный выбор в структуре современных жизненных стратегий в жизни верующих и атеистов
  9. Симптомы современного нравственного кризиса: скинхеды как угроза нравственному здоровью нации
  10. Православные святые (например, Серафим Саровский) как нравственные образцы для подражания в личной и общественной жизни современной молодежи
  11. Борьба добра и зла как нравственная проблема и ее значение для современных молодых людей.
  12. Моральный идеал современного молодого человека

Задание:написать эссе -1- 2 страницы текста А-4. Всем сделавшим работу домасдать тексты эссе 27 ноября вторник на 13 учебной неделе- ЭТО ВМЕСТО АУДИТОРНОЙ ЛЕКЦИИ. Всем же тем, кто НЕ нашел время для написания эссе дома, предоставляется такая возможность в лекционное время с 15.20 до 17.00 ( пока я буду проверять представленные работы).