Понятие и сущность морали

Происхождение морали.В процессе социальной и культурной эволюции люди формируют принципиально отличные от инстинктов природы механизмы регулирования их отношений в созданной их деятельностью искусственной (социокультурной) среде своего обитания. Нормы морали выражают осознанную готовность человека к ограничению природной стихии в сфере человеческого бытия в виде поведения относительно себя, других людей и общества в целом.

Голодный человек, который, получив пищу, жадно хватает ее, забыв о том, что рядом с ним находится его товарищ, также голодный, действует как животное. Но голодный человек, который, раньше чем приняться за пищу, делится ею с другим человеком, действует не как животное, а как человек. Сознание своего отношения к другим появляется только у человека и становится исторически возможным лишь тогда, когда у наших отдаленных предков появилась потребность и возможность регулирования своих отношений, согласования личного поведения с интересами других, с интересами коллектива.

В нравах и обычаях, в общем распорядке жизни, в дисциплине выражались определенные требования коллектива по отношению к его членам. Они, эти требования, вытекали непосредственно из условий жизни, общения и труда и были необходимыми условиями успешной деятельности коллектива. На этой основе развились и определенные моральные чувства первобытных людей, и их представления о своих обязанностях (долге), о добре и зле, ответственности и т.д. Общественно необходимые правила и нормы поведения становились субъективной потребностью индивидов, их моральным долгом, делом их совести.

Мораль - это совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к другим людям и обществу в целом. Во всяком обществе действия громадного множества людей должны быть согласованы в совокупную массовую деятельность, при всем своем разнообразии и подчинягься определенным общесоциальным законам. Функцию такого согласования и выполняет мораль.

Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах его общественной жизни - в труде и быту, в.политике и науке, в семье и общественных местах, хотя и играет в них неодинаковую роль.

Структура морали. Мораль слагается из нравственной деятельности, поведения людей, поступков, особым образом мотивированных; моральных отношений людей, характерного для нравственности способа регулирования поведения. Нравственные деятельность и отношения отражаются и закрепляются в моральном сознании.

Мораль того или иного общества прежде всего предполагает определенное содержание поведения, то, как принято поступать, - нравы.

Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой массовой привычки, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественного мнения. Выполнение каждым моральных требований контролируется всеми. Причем авторитет того или иного человека в вопросах нравственности не связан с каким-либо официальными полномочиями, реальной властью или общественным положением, а является духовным авторитетом. Он зависит от того, насколько правильно этот человек понимает смысл моральных требований. В отличие от простых обычаев, нравы поддерживаются не просто силой заведенного и общепринятого порядка, а получают идейное обоснование в представлениях о том, как должно поступать. Простейшие из них - нормы, в свою очередь, обосновываются как разумные и целесообразные посредством более сложных форм сознания ~ моральных принципов, идеалов, понятий добра и зла и пр. Все эти представления объединяются в стройную систему воззрений на назначение человека и смысл жизни. Роль сознания в нравственности особенно велика Каждый поступок, линия поведения или образ жизни в целом могут быть мотивированы и оценены. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их выполнением осуществляются средствами духовного воздействия - через чувство долга, который каждый человек должен осознать и сделать мотивом своего поведения, и через оценку и самооценку его поступков. Ответственность в морали, в отличие от права, имеет не материальный, а идеальный, духовный характер. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их, отдельный человек может в той или иной мере самостоятельно регулировать свое поведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг него. Таким образом, в морали человек выступает не только как объект общественного контроля, но и как самодеятельная личность (субъект), обладающая своим собственным нравственным самосознанием - убеждениями, чувствами, склонностями, совестью.

Золотое правило нравственности. Наиболее полно сущность морали, а также ее место и роль в жизни человека и общества выражено в золотом правиле нравственности. Оно требует: не делай другому того, чего не хочешь себе. Оно появилось независимо у разных народов (Заратустра - у персов, Конфуций - в Китае, Будда ~ в Индии, Христос - в Иудее провозглашали этот принцип). Оно является обобщенным выражением жизненного опыта людей, передаваемого из поколения в поколение.