Учет индивидуально-типологических и возрастных особенностей в организации учебно-воспитательного процесса.

Темпер-т- это психическое св-во лич-ти, характер-щее динамику протекания псих-ких процессов и поведения чел-ка, их силу, скорость, возникно­вение, прекращение и изменение. . Типы высш нервн деятел-ти (ВНД) — совокуп-ть врожденных (генотип) и приобретенных (фенотип) св-тв нервн. сис-мы, определ-их хар-р взаимодействия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех фун-ях организма. Удельное значение врожденного и приобретенного — продукт взаимодействия генотипа и среды — может меняться в зависимости от условий. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы — силы процессов возбуждения и торможения, их уравновешенности и подвижности — позволили И.П. Павлову выделить четыре резко очерченных типа, отличающихся по адаптивным способностям и устойчивости к невротизирующим агентам. Т. ВНД сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение. В соответствии с учением о темпераментах — это холерический тип.Т. ВНД уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой. В соответствии с учением о темпераментах — это флегматический тип.Т. ВНД сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций. В соответствии с учением о темпераментах — это сангвинический тип.Т.ВНД слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам. В соответствии с классификацией темпераментов — это меланхолический тип

К св-вам темп-та можно отнести те отличит-ые индивид-ые признаки чел-ка, кот-е опр-ют со­бой динамические аспекты всех его видов деятел-ти, харак­-зуют особ-ти протекания псих-ких процессов, име­ют более или менее устойчивый характер, сохраняются в тече­ние длительного времени, проявляясь вскоре после рождения (после того, как цнс приобретает спе­цифически человеческие формы). Считают, что св-ва тем­перамента опред-тся в осн-м сво-вами нервн. сис­темы чел-ка. В соответствии с 2мя осн-ми видами челов-кой де­ятел-ти — предметной деятел-тью и общением — каж­дое из выделенных св-тв темп-та должно рассматри­ваться отдельно, поскоку они проявляются по-разному.В число соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, тормозимость и переключаемость.

Активн. сторона восприятия, внимания, воображе., па­мяти и мышления хар-зуется, соотв-но, тем, наскоко чел-к в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое вним-е, воображ-ие, память и мышление на опреде­ленном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, наскоко быстро работают соотв-вующие психические процессы. Напр., один чел-к запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.Продуктив-ть всех перечисл-ных познават-ых процессов м/б оценена по их продуктам, по резул-там, полученным в течение опред-го отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т.е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.Возбудимость, тормозимость и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.Чел-ку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких, небол-их по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения. Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбудимых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые индивиды легче прекращают общение, менее словоохот­ливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличаются тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впечатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктивность» их общения, т.е. способность сообщить и воспринять информацию за единицу времени, также больше, чем у людей противоположного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

Особ-сти процесса формир-ия чел-кой лич-ти. Учет индив-ных особ-тей.В челов-ком развитии прояв-тся общее и особенное. Общее свойс-но всем людям опред-ного возраста, особенное отличает отдельного чел-ка. Особенное в чел-ке наз-ют индив-льным, а личность с ярко выраженным особенным — индив-ностью. Индив-ность хар-зуется совокуп-тью интеллек-ных, волевых, моральных, соц-ых и др. черт лич-ти, кот-е заметно от­личают данного чел-ка от др-х людей. Каждый человек — един­ственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индив-ность выраж-ся в индив-ных особ-тях. Возник-ние индивид-ных особ-тей (разли­чий) связано с тем, что кажд. чел-к проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типолог-ские особ-ти высш. нервн. деятел-ти. Последние влияют на своеобразие возник-их качеств. К индивид-ным осо­б-ям отн-ся своеобразие ощущений, воспр., мышл., памяти, воображ-ия, особен-ти интересов, склонностей, способн-ей, темпр-та, хар-ра лич-ти. Индивид-ые особен-ти влияют на развитие лич-ти.

Среди специал-тов есть серьезные разногласия по поводу того, чтобы учитывались индивидуальные особенности. Первая точка зрения — массовая школа не может и не должна учитывать индивидуальность, приспосабливаться к каждому отдельному ученику. Все дети должны получать одинаковые «порции» учитель­ской заботы. Никаких различий не должно быть в воспитании прилежных и ленивых, одаренных и неспособных, а также старательных, любознательных и ничем на свете не интересующих­ся. Человек, окончивший тот или иной тип учебного заведения, характеризуется общим, одинаковым для всех стандартом обученности и воспитанности, принятым в данном заведении.

Отеч-ая пед-ка стоит на иных позициях — воспитание должно максимально опираться на индивидуальность. Индивид-ый подход как важный пр-п пед-ки закл-ся в управлении разв-м чел-ка, основанном на глубоком знании черт его лич-ти и условий жизни. Индив-ый подход создает наиб. благопр-ые возможности для развития познавательных сил, актив­ности, склонностей и дарований каждого ученика. В индивид-ном подходе особенно нуждаются «трудные» воспит-ки, малоспособные школ-ки, а также дети с ярко выраженной задержкой развития.

return false">ссылка скрыта

ИНДИВИД-ЫЙ ПОДХОД — психолого-пед-кий принцип, согласно кот-му в учебно-воспит-ной работе надо учитывать личностные особен-ти и условия жизни каждого обучаемого. В и. п. находит свое выражение гуманное отношение к людям, понимание их как исключительных ценностей.

Возрастные особенности развития учащихся по-разному проявляются в их индивидуальном формировании. Это связано с тем, что школьники в зависимости от природных задатков и условий жизни (связь биологического и социального) существенно отличаются друг от друга. Вот почему развитие каждого из них в свою очередь характеризуется значительными индивидуальными различиями и особенностями, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных учащихся, то здесь ему приходится полагаться лишь на тот материал, который он накапливает в процессе личного изучения школьников. Существенное значение здесь имеет изучение физического состо­яния и здоровья шк-ков, от кот-х во многом за­висит их внимание на уроке и общая работоспособность. Нужно знать ранее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болез­ни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, определять место посадки учеников в кл. (например, учащихся с ослабленным зрением нужно садить поближе к доске, подверженных простудным заболеваниям — дальше от окон и т.д.), а также сказываться на участии в различных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. Более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности: слабей­шим ученикам нужно оказывать индивидуальную помощь, развивать их память, сообразительность, позна­вательную активность и т.д.

Больш. внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы учащихся и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание типологии характера каждого ученика, которое поможет учитывать ее при организации коллективной деятельности, распределении общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников — их потребностей, мотивов и установок, их позиции по отношению к учению, происходящим в об­ществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение уч-хся должно охватывать также ознакомление с услов-ми домашней жизни и воспитания, их внешк-ые увлечения и контакты, кот-е оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.Значит-ное место занимает знание уч-лями тех важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью уч-хся и включают в себя степень восприимчивости педа-ческих влияний, а также дина­мику формирования тех или иных личностных качеств.Токо глубокое изучение и знание особенностей развития каждого шк-ка создает условия для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.Методика проведения занятий по рис-нию с натуры.Наиб-шее кол-во часов отводится на рис-ие с натуры т.к. является методом наглядного обучения и дает прекрасные результаты не только в деле обучения рисунку, но и в общем развитии ребенка. Еще велик. Итал-кие худ-ки указывали, что рисование с натуры является лучшим методом обучения. Во всех трактатах по изобразительному искусству рисунок с натуры выдвигается на первое место. Это положение верно не только для профес-ного обучения, но и для элементарного обучения рис-ю в общеобразов-ой шк.. Рис-ие с натуры учит мыслить и целенаправленно вести наблюдения, пробуждает интерес к анализу натуры и тем самым подготавливает школьника к дальнейшей учебной работе. При обучении рис-нию уч-ль должен иметь в виду, что целью изучения формы предмета является не только знакомство с его внешней формой, но и знакомство с понятиями, выраженными этой формой, что крайне необходимо для усвоения других учебных предметов: математики, физики и т.д. Процесс познания объективной реаль-ти во многом зависит от степени развития зрительного аппарата, от способ-ти чел-ка анализировать и синтезировать получаемые зрительные впечатления. Рис-е с натуры располагает больш. возмож-тями для развития этой способности. Как бы ни была мала задача, поставленная учителем перед ребенком на уроке рисования, решение ее невозможно без значительной активизации его умственной деятельности. В учебном рисунке процесс познания натуры является не простым созерцанием, а переходом от единичных и неполных понятий о предмете к полному и обобщенному представлению о нем. Рисуя с натуры, ученик внимательно рассматривает натуру, старается отметить ее характерные особенности, понять структуру предмета. При рисовании с натуры понятия, суждения и умозаключения о предмете становятся все более конкретными и ясными, ибо находящаяся перед глазами натура доступна зрению, осязанию, измерению и сравнению. Напр., уч-к, рисуя гипсовый орнамент, видит на выпуклой форме предмета темное пятно, — ему кажется, что там впадина. Однако, подойдя к предмету и потрогав форму пальцем, он убеждается, что там не впадина, а выпуклость. Поэтому в нач. кл. целесообразно занятия изоб-ым иск-вом строить по двум направлениям — изучение формы путем зрения (рисование с натуры) и путем осязания (лепка). Ни один учебный предмет не обеспечивает такого активного внимания учащихся к предмету, к анализу его строения, как рисование с натуры. Приняв за основу, что обучение рис-ию с натуры в шк. ведет к развитию умственных способ-тей, необх-мо на занятиях приучать детей к правильному суждению о форме предметов на основе научных данных о явлениях персп-вы, теории теней, цветоведения, анатомии. Научить детей вним-но рассматривать и анализировать форму предметов легко. Дети часто поражают нас своим внимательным отношением к мелким деталям натуры. Они с особой любовью и аккуратностью прорисовывают мельчайшие детали и подробности предмета. Это дает нам возможность без особого труда перевести внимание ребенка на самые характерные особенности строения формы предмета, научить его правильно видеть, понимать и изображать форму предмета.

Большое значение рисование с натуры, и особенно перспективное рисование, имеет для развития пространст-ого мышления и вообр-я. Всякое графическое выражение мысли основывается на умении зрительно представлять изображаемые предметы. Рисовальщику необходимо ясно представить конструкцию предмета, взаимосвязь его частей, характер формы, положение предмета в пространстве. Развивая у учащихся способность к ясным образным представлениям, рисование с натуры влияет и на развитие памяти. В жизни чел-а роль образной памяти огромна. Но влияние рисо-ия с натуры не ограничивается токо образной памятью, оно сказывается и на др-х видах памяти: двигательной, эмоц-ной и словесно-логической. На основе ясных представлений о предметах, образной памяти у уч-ка развивается и способ-сть воображ-я. Во время рис-я с натуры развивается и абстрактное мышление.. Рисование с натуры в общеобразовательной школе предусматривает не только изобр-ие предметов средствами светотеневого рисунка (рисунок карандашом), но и обучение элементам жив-си, куда входит изобр-ие с натуры отдельных предметов, несложных натюрмортов, интерьеров и пейзажей.

Знакомясь с элементами жив-си, учащиеся овладевают техническими приемами работы цветными карандашами, аквар-ми и гуашевыми красками. В 1х классах уч-еся рис-т акварелью предметы природы (листья, насекомых и т. д.), еще не пользуясь смешением красок. С третьего класса они учатся подбирать сходный с натурой цвет путем смешения красок, а также знакомятся с использованием цветных прокладок цвета. В 4ом классе шк-ки рис-т акварелью предметы объемной формы (фрукты, посуду) — сначала, как и в предшествующих классах, на белом фоне, а в конце года — на светлом цветном. В 5-6ом классах в рисовании с натуры акварелью основной упор делается на правильную передачу соотношений цвета в группе предметов и на передачу объемности. В этих классах учащиеся используют приемы работы по-сырому, овладевают умением работать акварелью на основе использования приемов повторных прокладок цвета, слияния цветов. При обучении живописи учителю надо иметь в виду, что дети с радостным чувством воспринимают все окружающее. Однако детские впечатления, как бы непосредственны они ни были, постепенно превращаются в мысли. Задача педагога — не убивая в реб-ке этого вдохновенного порыва, методически умело подвести к правильным представлениям о мире. Поэтому уч-хся надо знакомить с осн-ми полож-ями цветоведения, научить правильно, пользоваться цветом и тоном для передачи своих зрительных впечатлений от натуры (теплый, холодный тон), передавать игру света и цвета на предметах, не отходя от зрительной достоверности изображаемого. Рисование с натуры является прекрасным средством эстетического воспитания детей.

Рисуя с натуры пейзаж, дерево, цветок, изучая характер формы этих предметов, ребенок проявляет интерес к красотам природы, к богатству и разнообразию ее форм и красок. Он видит пропорциональное соотношение частей и целого, улавливает ритм и гармонию форм природы, цветовых оттенков. Развивая у детей наблюд-сть, чутье, мы тем самым решаем и задачи эстет-го восп-ия.