Возникновение психологии

Лекция 1. Возникновение и развитие психологии как науки

Лечение.

Долгое время наследственные болезни считались неизлечимыми и проводилась исключительно симптоматическая терапия. Однако, в настоящее время возможна патогенетическа терапия ряда из них.

 

Существует несколько видов терапии наследственных болезней:

 

1. Исключение некоторых компонентов из питания. Диетотерапия.

 

2. Добавление некоторых компонентов к рациону ( авитаминозы).

 

3. Исключение из употребления некоторых лекарственных веществ.

 

4. Возмещение недостающего продукта деятельности отсутствующего гена. Примером может служить введение антигемофилитического глобулина при гемофилии или гормона щитовидной железы при наследственных заболеваниях щитовидной железы.

Так же классическим примером заместительной терапии может быть лечение сахарного диабета. Применение инсулина позволило резко снизить не только смертность, но и инвалидизацию больных. Высокоэффективным оказалось лечение больных с болезнью Паркинсона при помощи Л-ДОФЫ.

 

5. Замена пораженных тканей (кистозное поражение почек).

 

6. Другие формы хирургического лечения-удаление селезенки при наследственном сфероцитозе. Кроме того исправление таких пороков развития, как заячья губа, волчья пасть, врожденный вывих тазобедренного сустава, эффективно коррегировать врожденные аномалии сердца и магистральных сосудов. Специфическим, даже патогенетическим можно считать хирургический метод в лечении иммунодефицитных состояний. Пересадка эмбриональной вилочковой железы, пересадка костного мозга.

Несмотря на успехи симптоматической и патогенетической терапии, вопрос о возможности их этиологического лечения не снимается. И чем глубже будет прогресс теоретической биологии тем чаще будет подниматься вопрос о радикальном, т.е., этиологическом лечении.

Этиологическое лечение любых болезней наиболее оптимально, поскольку оно устраняет первопричины болезни и полностью излечивает его.

План:

  1. Отрасли психологии
  2. Задачи и место психологии в системе наук
  3. Основные исторические этапы развития психологической науки
  4. Методы психологии
  5. Особенности психического отражения. Основы функции психики.
  6. Структура психики человека
  7. Психика и особенности строения мозга

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. В философских учениях древности уже затрагивались некоторые психологические аспекты, которые решались либо в плане идеализма, либо в плане материализма. Так, материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Но философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи – вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий.

Великий философ Аристотель в трактате "О душе" выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе. Первичная познавательная способность человека – ощущение, оно принимает формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи, подобно тому как "воск принимает оттиск печати без железа и золота". Ощущения оставляют след в виде представлений – образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей – ассоциации психических явлений.

Таким образом, I этап-психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап – психология как наука о сознании. Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке: Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

История психологии как экспериментальной науки начинается в 1879 году в основанной немецким психологом Вильгельмом Вундтом в Лейпциге первой в мире экспериментальной психологической лаборатории. Вскоре, в 1885 году В. М. Бехтерев организовал подобную лабораторию в России.