Документы СМК
Записи
Нормативная документация в состaве СМК
Основополагающим нормативным документом СМК является Руководство по качеству (РК). B состав РК должны входить (полностью или в виде ссылок) все элементы, приведенные в п. 1 Таблицы 3. Структура РК часто соответствует структуре стандарта IS0 9001 и по пунктам раскрывает, как в организации реализованы требования к системе менеджмента качества (иногда даже оглавление РК совпадает c оглавлением IS0 9001). Следует заметить, что такая структура РК наиболее распространенная, однако не самая эффективная c точки зрения управления процессами организации. В развитии работ по построению СМК необходимо определить цели, задачи и структуру СМК и, очевидно, будет создана процессно-ориентированная структура РК.
Нормативные документы СМК (помимо РК) описывают процессы, происходящие под управлением СМК. С точки зрения процессного подхода для каждого такого процесса следует определить (если это целесообразно) требования к поставщикам процесса, требования потребителей процесса, алгоритм (или описание) выполнения процесса, параметры процесса, ресурсы и управляющие воздействия на процесс.
Состав записей, требуемых стандартом IS0 9001:2000, приведен в п. 4 Таблицы 3.Требования к структуре форм записей не регламентируются, за исключением того, что они должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и восстанавливаемыми. Для них должны быть определены средства управления, обеспечивающие идентификацию, хранение, защиту, восстановление, определение сроков сохранения и изъятия. B целом, структуру и содержание документов СМК можно представить следующим образом (таблица 4).
Таблица 4.
Документ | Структура | Содержание | |
1. | Руководство по качеству | В соответствии со структурой СМК | Подтверждение выполнения ISO 9001:2000. Описание области применения СМК, взаимодействия процессов СМК, взаимосвязь документированных процедур СМК |
2. | Концепция разви- тия | Желательна раз- ра6отка струк- туры | Определяет цели развития и основные мероприятия для их достижения |
3. | Политика в области качества | В соответствии с 8 принципами менеджмента качества | Соответствие целям организации; обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать ре зультативностьсистемы менеджмента качества |
4. | Цели в области качества | Требуется разработка шаблона | Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества |
5. | Цели в области качества (по уровням: службы, подраз-деления, процессы) | Требуется разра- ботка шаблона | Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества |
6. | Документирован ныепроцедуры | Процессный шаблон | Направлено на управление процессом |
7. | Методологические инструкции | Процессный шаблон | Направлено на управление процессом |
8. | Рабочие, контроль- ные инструкции | Процессный шаблон | Направлено на выполнение процесса |
9. | Организационные диаграммы | Графическая | Описание организационных взаимосвязей |
10. | Планы, графики | Желательна разработка шаблона | Планирование создания и развития системы менеджмента качества. Описание мероприятий,запланированных для достижения целей в области качества. Планирование проверок, инспекций испытаний.Планирование текущей деятельности |
Спецификации | Желательно разработка шаблона | Формализация требований к продукции | |
Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции | Существующий или разработанный вновь шаблон | Описание внутреннего взаимодействия | |
Список одобренных поставщиков и субподрядчиков | Желательна разработка шаблона | Перечень и результаты оценки | |
Записи | Требуется разработка шаблона | В соответствии с видом записи (п.4 Таблица 3) |