Документы СМК

Записи

Нормативная документация в состaве СМК

Основополагающим нормативным документом СМК являет­ся Руководство по качеству (РК). B состав РК должны входить (полностью или в виде ссылок) все элементы, приведенные в п. 1 Таблицы 3. Структура РК часто соответствует структуре стандарта IS0 9001 и по пунктам раскрывает, как в органи­зации реализованы требования к системе менеджмента каче­ства (иногда даже оглавление РК совпадает c оглавлением IS0 9001). Следует заметить, что такая структура РК наиболее распространенная, однако не самая эффективная c точки зре­ния управления процессами организации. В развитии работ по построению СМК необходимо определить цели, задачи и струк­туру СМК и, очевидно, будет создана процессно-ориентиро­ванная структура РК.

Нормативные документы СМК (помимо РК) описывают про­цессы, происходящие под управлением СМК. С точки зрения процессного подхода для каждого такого процесса следует оп­ределить (если это целесообразно) требования к поставщикам процесса, требования потребителей процесса, алгоритм (или описание) выполнения процесса, параметры процесса, ресурсы и управляющие воздействия на процесс.

 

 

Состав записей, требуемых стандартом IS0 9001:2000, приведен в п. 4 Таблицы 3.Требования к структуре форм записей не регламентируются, за исключением того, что они должны оставаться четкими, легко идентифицируемыми и вос­станавливаемыми. Для них должны быть определены средства управления, обеспечивающие идентификацию, хранение, за­щиту, восстановление, определение сроков сохранения и изъя­тия. B целом, структуру и содержание документов СМК можно представить следующим образом (таблица 4).

Таблица 4.

  Документ Структура Содержание
1. Руководство по качеству В соответствии со структурой СМК Подтверждение выполнения ISO 9001:2000. Описа­ние области применения СМК, взаимодействия процессов СМК, взаимосвязь документированных процедур СМК
2. Концепция разви- тия Желательна раз- ра6отка струк- туры Определяет цели развития и основные мероприятия для их достижения
3. Политика в области качества В соответствии с 8 принципами менеджмента качества   Соответствие целям организации; обязательство соответствовать требованиям и постоянно повышать ре­ зультативностьсистемы менеджмента качества
4. Цели в области качества Требуется разработка шаблона Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества
5. Цели в области качества (по уровням: службы, подраз-деления, процессы) Требуется разра- ботка шаблона Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества
6. Документирован ныепроцедуры   Процессный шаблон Направлено на управление процессом
7. Методологические инструкции Процессный шаблон Направлено на управление процессом
8. Рабочие, контроль- ные инструкции Процессный шаблон Направлено на выполнение процесса
9. Организационные диаграммы Графическая Описание организационных взаимосвязей
10. Планы, графики Желательна разработка шаблона Планирование создания и развития системы менедж­мента качества. Описание мероприятий,запланированных для достижения целей в области качества. Планирование проверок, инспекций испытаний.Пла­нирование текущей деятельности
Спецификации Желательно разработка шаблона Формализация требований к продукции
Положения о структурных подразделениях, должностные инструкции Существующий или разработанный вновь шаблон Описание внутреннего взаимодействия
Список одобренных поставщиков и субподрядчиков Желательна разработка шаблона Перечень и результаты оценки
Записи Требуется разработка шаблона В соответствии с видом записи (п.4 Таблица 3)