Перечень документов СМК.

Перечень документов СМК

Варианты оформления матрицы ответственности.

Таблица 1.

Процесс (элемент процесса) Руководит Проверяет Исполняет Участвует Информируется
Подготовка плана внутреннего аудита Ведущий аудитор (Иванов И.И.) Ген. директор (Петров П.П.) Ведущий аудитор (Иванов И.И.) Внутренние аудиторы Сидоров С.С., Воробьев В.В.) Все руководители подразделений, участвующих в аудите

 

Таблица 2.

Процесс (элемент процесса) Ген. директор 1 Зам 2 Зам Гл. бух. Руководитель 1 стр. подр. Рук. N стр. подр. Менеджер X Примечание
  И О     У        

 

Где О - отвечает, У – участвует, И – получает информацию по результатам выполнения.

 

Существуют различные мнения относительно того, что в матрице ответственности следует указывать Ф.И.О. или долж­ности лиц, для которых определяется ответственность. Напри­мер, почти все немецкие органы по сертификации считают, что должны указываться только должности, британские - в основ­ном только Ф.И.О., российские - по-разному. Указание Ф.И.О., безусловно, имеет более сильное влияние, однако при смене персонала необходимо отслеживать и изменения в документации.

И диаграммы процессов, и матрицы ответственности могут присутствовать только в той документации, которая предна­значена для персонала, способного воспринимать системное и графическое представление. Как правило, это руководители различных уровней и квалифицированные специалисты. Если рядовые исполнители не в состоянии охватить системное представление диаграммы и матрицы и если в задачах орга­низации (подразделения) не ставится обучение таких сотрудников пониманию графического представления документа­ции, то инструкция для них должна быть выполнена в доступ­ном для них формате (как правило, текст «делай раз, два, три...»).

 

Перечень обязательной документации СМК приведен в таблице 3. Документы СМК (может быть, за исключением за­писей) управляют теми или иными процессами СМК. Например, «Порядок проведения анализа удовлетворенности потребителя», «Порядок контроля качества в отношении поставщиков» - это не что иное, как нормативная документация, устанавливаю­щая порядок выполнения процесса «анализа удовлетворенно­сти потребителя», «контроля качества в отношении поставщи­ков» и т.д.

Таблица 3.

№ п/ п Документ
1. Руководство по качеству, включающее в себя полностью или в виде ссылки следующие виды документов:
1.1. реализация требований IS0 9001:2008
1.2. концепция развития организации;
1.3. политика организации в области качества;
1.4. цели организации в области качества;
1.5. цели в области качества (по уровням: службы, подразделения, процессы)
1.6. планы качества;
1.7. организационные диаграммы;
1.8. взаимосвязь процессов;
1.9. описания процессов;
1.10. нормативно-техническая документация [спецификации];
1.11. документированные процедуры;
1.12. методологические, рабочие и контрольные инструкции;
1.13. документы, содержащие описание внутреннего взаимодействия (положения о структурных подразделениях, должностные инструкции);
1.14. рабочие графики, планы;
1.15. список одобренных поставщиков и субподрядчиков;
1.16. испытательные и инспекционные планы;
1.17. записи о качестве;
1.18. реестр документов СМК;
1.19. реестр форм записей о качестве.
2. Документированные процедуры СМК, в том числе:
2.1. Порядок управления документацией;
2.2. Порядок управления записями о качестве;
2 .3 . Порядок планирования, подготовки и проведения внутренних аудитов системы менеджмента качества;
2.4. Порядок управления несоответствиями;
2.5. Порядок проведения корректирующих действий;
2.6. Порядок проведения предупреждающих действий.
3. Методологические, рабочие и контрольные инструкции, включая:
3.1. Порядок проведения анализа удовлетворенности потребителя;
3.2. Порядок оценки, выбора, допуска и управления в отношении поставщиков комплектующих и материалов;
3.3. Порядок оценки, выбора, допуска и управления в отношении субподрядчиков;
3.4. порядок планирования основной деятельности;
3.5. порядок контроля качества деятельности и продукции;
3.6. порядок контроля качества в отношении поставщиков;
3.7. порядок контроля качества в отношении субподрядчиков;
3.8. рабочие инструкции исполнителей.
4. Формы записей о качестве, среди них:
4.1. данные о проведении анализа со стороны руководства;
4.2. данные об образовании, обучении, навыках и опыте персонала;
4.3. данные, свидетельствующие о том, что процессы и продукция отвечают требованиям;
4.4. результаты анализа требований к продукции и процессам и действий, являющихся следствием этого анализа;
4.5. входные данные проектирования;
4.6. результаты анализа проектирования и необходимых для этого мероприятий;
4.7. результаты верификации (подтверждения) проектирования и необходимых для этого ме­роприятий;
4.8. результаты утверждения (валидации) проектирования и необходимых для этого мероприятий;
4.9. результаты анализа изменений проектирования и необходимых для этого мероприятий;
4.10. результаты оценок поставщиков и лю6ых мероприятий, возникающих вследствие этих оценок;
4.11. утверждение правильности процессов, в которых выходные результаты не могут быть проверены последующим контролем или измерением;
4.12. Уникальная идентификация документов продукции и работ, при наличии требования по идентификации;
4.13. случаи потери, повреждения или признания непригодной собственности потребителя;
4.14. база, используемая для калибровки или проверки измерительного оборудования, в случае отсутствия международных или национальных измерительных стандартов
4.15. утверждение предыдущих результатов измерения, если обнаружено, что измерительное оборудование не соответствует требованиям;
4.16. результаты калибровки и верификации (поверки) измерительного оборудования;
4.17. результаты внутренних аудитов и последующих мероприятий;
4.18. свидетельства соответствия критериям приемки документации и продукции;
4.19. данные о характере несоответствий и предпринятых последующих действиях;
4.20. результаты предпринятых корректирующих действий;
4.21. результаты предпринятых предупреждающих действий.

 

B зависимости от области применения, в рамках организации различают не­сколько уровней документации СМК. Если документация регламентирует дея­тельность в области качества для организации в целом, она относится к доку­ментации 1-го уровня, если для нескольких подразделений - 2 уровня, одного подразделения (службы) - 3 уровня, части подразделения - 4 уровня, группы исполнителей - 5 уровня, одного исполнителя - 6 уровня.

Наиболее характерными видами документов в области качества являются: стан­дарт предприятия (СТП), процедура, методика, инструкция, программа (план) обеспечения качества, текущая документация (записи).

Стандарт nредnриятия (СТП) в системе качества - документ, устанавливаю­пzий правила, порядок, общие принципы или характеристики, касающиеся раз­личных видов деятельности. Разработка СТП целесообразна в тех случаях, когда деятельность носит повторяющийся (регулярный) и устоявшийся характер и когда регламентации подлежит деятельность в области качества, выполняемая несколь­кими подразделениями предприятия.

Важно отметить, что СТП является традиционным для отечественной практи­ки видом внутреннего документа по качеству, что позволяет предприятию в при­вычной для него форме регламентировать деятельность в системе качества.

Процедура в системе качества - документ, устанавливающий порядок (последовательность) осуществления деятельности в системе качества.

Процедуры оформляются в виде стандарта предприятия, включаются в Руко­водство по качеству (на больших и средних предприятиях в Руководство включа­ются не сами процедуры, а только их перечень) или вьшускаются в форме само­стоятельного документа.

Методика в системе качесгва - документ, устанавливающий один или несколь­ко способов достижения соответствия в системе качества. В отличие от процедуры, определяющей главным образом последовательность выполнения работы во вре­мени, методика определяет один или несколько способов выполнения этой рабо­ты. Методика отвечает на вопрос: «Как (каким образом) делать?»

Инструкция по качеству - документ, характеризующий действия в системе ка­чества, которые следует выполнить. Рабочие инструкции (по закупкам, контро­лю качества, проведению технологических операций и др.) носят, как правило, более детализированный, чем процедуры, характер. Примером рабочих инструк­ций по качеству могут служить: «Составление отчета по результатам внутренне­го аудита», «Подготовка к работе контрольно-измерительного средства».

Инструкции, как и другие документы системы качества, являются контроли­руемыми документами.

Программакачества - документ, регламентирующий конкретньre меры в обла­сти качества, ресурсы и последовательность деятельности, относящейся к специ­фической продукции, проекту или контракту.

Каждая программа качества направлена на выполнение конкретных требова­ний по качеству в установленные сроки. Особенно необходимы программы каче­ства при создании новой продукции или процесса, а также при внесении суще­ственных изменений в уже выпускаемую продукцию или действующий процесс.

Текущая документация (записи) - рабочие документы, отражающие действия руководства и исполнителей по обеспечению качества продукции (услуг). Это могут быть приказы, указания, распоряжения, отчеты, протоколы согласования, совещаний, данные о персонале, о состоянии продукции и др.