Оформление документации
Лекция 7.
Системы качества.
Его зрелости и качества.
Рис.12. Стратегия улучшения процесса в зависимости от
Первая и вторая стратегии могут применяться для решения следующих задач.
1. Улучшение отдельных показателей или комплекса показателей процесса.
2. Повышение управляемости и уменьшение вариабельности процесса.
3. Улучшение гибкости процесса.
4. Сокращение длительности и стоимости процесса.
При этом могут использоваться следующие направления.
1. Обучение и улучшение мотивации персонала, улучшение условий труда.
2. Совершенствование продукции, процессов ее изготовления, контроля, эксплуатации.
3. Совершенствование средств производства, методов их обслуживания.
4. Совершенствование, в том числе упрощение процессов: исключение бюрократии, ненужных действий, оптимизация управления.
5. Мониторинг, улучшение информационного обеспечения.
6. Ориентация на потребителя, взаимовыгодные отношения с поставщиками и др.
Третья стратегия применяется для комплексного и существенного улучшения основных бизнес-процессов в организации. B качестве основного при этом используется метод реинжиниринга - переход от функциональной к процессной структуре организации. Это позволяет устранить функциональные барьеры для сквозных процессов, оптимизировать расходы, длительность процессов, повысить эффективность управления, процессов и организации в целом.
Эффективность улучшений оценивается с помощью мониторинга процессов, самопроверки, внутреннего аудита. По их результатам принимаются решения о необходимости корректирующих и предупреждающих действий. 3атем цикл повторяется.
Корректирующие и предупреждающие действия обсуждаются на еженедельных оперативных совещаниях с участием владельца процесса, функциональных менеджеров. Ежеквартально под председательством заместителя генерального директора по качеству проводятся расширенные совещания с руководителями подразделений, владельцами ключевых процессов, где рассматриваются результаты и показатели этих процессов, планируются мероприятия по их улучшению. Протоколы всех совещаний и планы мероприятий оформляются, хранятся и контролируются.
Управление деятельностью (детализация) по отдельным этапам жизненного цикла при необходимости регламентируется инструкциями (такими, как инструкции по хранению, этапам контрактной работы, размещению и т.д.). Оформление нормативной документации целесообразно проводить с использованием диаграмм процессов (flow-chart) и таблиц, включая матрицы ответственности. К диаграммам и матрицам могут быть добавлены текстовые комментарии. Такое оформление значительно снижает объем документа и сокращает затраты (временные прежде всего) на его восприятие. Матрица ответственности используется в документах различных уровней (в том числе и системных) и может быть оформлена самым разнообразным способом, например как показано в таблицах 1,2.