Интеграционные процессы в странах СНГ.

Образование Содружества Независимых Государств. Становление отношений Российской Федерации со странами СНГ.

Формы альтернативной интеграции.

Интеграционные процессы в странах СНГ.

Образование Содружества Независимых Государств. Становление отношений Российской Федерации со странами СНГ.

Лекция 7. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств). Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основными целями организации являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик.

В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).

Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны.

К лету 1992 года отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в федеральный бюджет.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее, в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана.

После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 1990-х годов ее размер превышал б млрд. долл. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией.

После образования новых суверенных государств, взявших курс на формирование открытой рыночной экономики, всё постсоветское пространство оказалось подверженным глубокой экономической трансформации. В методах и целях проведения экономических реформ можно выделить следующие общие направления.

1. Приватизация и решение вопросов собственности и других гражданских прав, создание конкурентной среды.

2. Аграрная реформа – перемещение центра тяжести производства сельскохозяйственной продукции на негосударственные и фермерские хозяйства, изменение форм собственности в колхозах и совхозах, их разукрупнение и уточнение производственного профиля.

3. Сокращение сферы государственного регулирования в отраслях экономики и секторах деятельности экономических субъектов. Это в первую очередь либерализация цен, уровня заработной платы, внешнеэкономической и других видов деятельности. Структурная перестройка реального сектора экономики, осуществляемая в целях повышения его эффективности, наращивания объёмов производства, повышения качества и конкурентоспособности продукции, выбраковки неэффективных производственных единиц, конверсии оборонной промышленности, снижения товарного дефицита.

4. Создание банковских и страховых систем, инвестиционных институтов и фондовых рынков. Обеспечение конвертируемости национальных валют. Создание товаропроводящей сети как в оптовой, так и в розничной торговле.

В ходе преобразований создавались и обеспечивались: механизм банкротств и антимонопольного регулирования; меры по социальной защите и регулированию безработицы; антиинфляционные меры; меры по укреплению национальной валюты; пути и способы интеграционного экономического развития.

К 1997 году завершился процесс становления национальных денежных систем стран Содружества. В 1994 году практически во всех странах Содружества имело место снижение курсов национальных валют по отношению к российскому рублю. В течение 1995 года наблюдалась устойчивая тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю в Азербайджане, Армении, Беларуси, Кыргызстане, Молдове. К концу 1996 года тенденция повышения курсов национальных валют по отношению к российскому рублю сохранилась в Азербайджане, Армении, Молдове, повысились курсы валют Грузии, Казахстана, Украины. Произошли значительные изменения в структуре финансовых ресурсов.

В большинстве стран Содружества уменьшилась доля ресурсов, аккумулирующихся в государственном бюджете, и увеличилась доля средств, находящихся у хозяйствующих субъектов и населения. Во всех странах СНГ существенно изменились функции и структура государственных бюджетов. В составе доходов государственных бюджетов большинства стран основным источником стали налоговые поступления, на которые в 1991 году приходилось 0,1-0,25 общей суммы бюджетных доходов, а в 1995 году они составили около 0,58 части. Основная часть налоговых поступлений приходится на НДС, налог на прибыль, подоходный налог и акцизы. В Молдове, России, Украине с 1993 года отмечена тенденция некоторого снижения доли налогов в доходах государственных бюджетов.

Привлечение прямых иностранных инвестиций в страны СНГ происходило с разной степенью интенсивности. В 1996 году их доля в общем объёме вложений составила в Кыргызстане 0,68 части, Азербайджане – 0,58, Армении – 0,42, Грузии – 0,29, Узбекистане – 0,16, Казахстане – 0,13. В то же время эти показатели незначительны в Беларуси – 0,07, Молдове – 0,06, России – 0,02, Украине – 0,007. Стремление уменьшить инвестиционные риски побудило правительство США распространить государственные программы стимулирования и защиты национального капитала на американские компании, действующие в странах СНГ.

В процессе проведения аграрных реформ продолжается формирование новых организационно-правовых форм собственности производителей сельскохозяйственной продукции. Значительно сократилось количество колхозов и совхозов. Большинство этих хозяйств преобразовано в акционерные общества, товарищества, ассоциации, кооперативы. К началу 1997 года в СНГ зарегистрировано 786 тыс. крестьянских хозяйств со средним наделом 45 тыс. м 2. Общим негативным моментом в проведении аграрных преобразований являлось отсутствие глубоко проработанных программ, комплексности и последовательности реформирования, а также ослабление или почти полный уход государства от своих регулирующих функций и протекционистской поддержки сельского хозяйства. Всё это в сочетании с разрывом традиционных связей обусловило усиление аграрного кризиса, спад производства, рост социальной напряжённости в деревне.

Важным элементом формирования общего рынка труда стран СНГ является миграция рабочей силы. За период 1991-1995 годов численность населения России увеличилась за счёт миграции из стран СНГ и Балтии на 2 млн. человек. Такое значительное количество беженцев и вынужденных переселенцев увеличивает напряжение на рынке труда, особенно если учесть их концентрацию в отдельных регионах России, требует больших затрат на строительство жилья и объектов социальной сферы. Миграционные процессы в государствах СНГ представляют одну из самых сложных социально-демографических проблем. Поэтому страны Содружества проводят работу по заключению дву- и многосторонних соглашений направленных на регулирование миграционных процессов.

Наблюдается заметное снижение численности студентов, прибывающих на учёбу из одних стран СНГ в другие. Так, если в 1994 году в ВУЗах России обучалось 58700 студентов из ближнего зарубежья, то в 1996 году – лишь 32500.

Законодательные акты в области образования переплетены с законами о языках, принятыми практически во всех странах Содружества. Объявление языка титульной нации единственным государственным языком, введение обязательного экзамена на знание государственного языка, перевод на этот язык делопроизводства, сужение сферы высшего образования на русском языке объективно создали трудности для проживающей в этих странах значительной части населения не титульной национальности, в том числе русскоговорящих. В результате многие независимые государства успели настолько обособиться, что возникли трудности с академической мобильностью абитуриентов и студентов, эквивалентностью документов об образовании, изучением учебных курсов по выбору учащихся. Поэтому формирование общего образовательного пространства будет являться важнейшим условием реализации позитивных интеграционных процессов СНГ.

Имеющиеся у государств Содружества значительные фундаментальные и технологические заделы, высококвалифицированные кадры, уникальная научно- производственная база остаются в значительной мере невостребованными и продолжают деградировать. Всё реальнее становится перспектива того, что государства Содружества в ближайшее время столкнутся с проблемой неспособности с помощью национальных научно-технического и инженерно-технического потенциалов собственными силами обеспечить потребности экономики своих стран. Это неминуемо усилит тенденцию решать внутренние проблемы за счёт массовой закупки техники и технологии в третьих странах, что поставит их в длительную технологическую зависимость от внешних источников, что, в конечном счёте, чревато подрывом национальной безопасности, усилением безработицы и снижением уровня жизни населения.

С распадом СССР изменилось геополитическое и геоэкономическое положении стран Содружества. Изменилось соотношение внутренних и внешних факторов экономического развития. Претерпел существенные изменения и характер экономических связей. Либерализация внешнеэкономической деятельности открыла путь на внешний рынок большинству предприятий и предпринимательских структур. Их интересы стали выступать в качестве решающего фактора, в значительной степени определяющего экспортно-импортные операции государств Содружества. Большая открытость внутренних рынков для товаров и капиталов стран дальнего зарубежья привела к насыщению их импортной продукцией, что повлекло за собой определяющее влияние конъюнктуры мировых рынков на цены и структуру производства в странах СНГ. В результате этого многие товары, производимые в государствах Содружества, оказались неконкурентоспособными, что вызвало сокращение их производства и, как результат, значительные структурные изменения в экономике. Характерным стало развитие отраслей, продукция которых пользуется спросом на рынках стран вне СНГ.

В результате активного развития указанных процессов произошла переориентация экономических связей государств Содружества. В начале 1990-х годов товарообмен с нынешними странами Содружества достигал 0,21 их суммарного ВВП, в то время как в странах Европейского сообщества этот показатель составил всего 0,14. В 1996 году товарообмен между странами СНГ составил только 0,06 суммарного ВВП. В 1993 году в общем объёме экспортных операций стран СНГ доля самих этих стран составляла 0,315 части, в импорте – 0,435. В экспортно-импортных операциях стран ЕС доля экспорта в страны ЕС составляла 0,617 части, доля импорта – 0,611. То есть тенденция хозяйственных связей, проявившаяся в СНГ, противоречит мировому опыту интеграции.

Почти во всех странах СНГ темпы роста товарооборота за пределами Содружества превышают темпы роста товарооборота внутри СНГ. Исключение составляют Беларусь и Таджикистан, внешняя торговля которых характеризуется устойчивой тенденцией усиления товарообменных отношений со странами СНГ.

Направления переориентации экономических связей в рамках Содружества и структурные преобразования во внешнеторговых отношениях стран СНГ привели к регионализации торговых связей и дезинтеграционным процессам по Содружеству в целом.

В структуре импорта государств СНГ прослеживается ориентация на текущие потребительские нужды. Основное место в импорте стран СНГ занимает продовольствие, сельскохозяйственное сырьё, изделия лёгкой промышленности, бытовая техника.

Формирование альтернативных интеграционных вариантов в странах СНГ.СНГ как надгосударственное образование имеет слишком небольшое количество «точек соприкосновения» между его членами. В результате этого произошла и не могла не произойти регионализация экономического пространства СНГ. Процесс регионализации получил организационное оформление. Были сформированы следующие интеграционные группировки: Союзное государство Беларуси и России (СБР). Таможенный союз (ТС). Центрально-азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). Объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдовы (ГУУАМ). Тройственный экономический союз (ТЭС). На пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами:

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан,Узбекистан. Задача ОДКБ — координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Благодаря этой организации, созданной 7 октября 2002, Россия сохраняет своё военное присутствие в Центральной Азии.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) — Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. В 2000 году на базе ТС его членами было учреждено. Этомеждународная экономическая организация, наделенная функциями, связанными с формированием общих внешних таможенных границ входящих в нее государств (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан), выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и другими составляющими функционирования общего рынка. Приоритетные направления деятельности — наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов. Молдавия и Украина имеют статус наблюдателей.

Центральноазиатское сотрудничество(ЦАС, первоначально ЦАЭС) — Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан, Россия (с 2004 года). Создание сообщества было вызвано неспособностью СНГ сформировать эффективный политико-экономический блок. Организация Центрально-Азиатского экономического сотрудничества (ЦАЭС) являлась первой региональной организацией экономического сотрудничества стран Центральной Азии. Договор об учреждении организации ЦАС был подписан главами государств 28 февраля 2002 года в Алматы. Однако, ЦАЭС не смогло создать зону свободной торговли и из-за низкой эффективности работы организация была ликвидирована, а на ее базе было создано ЦАС. Договор об учреждении организации ЦАС был подписан главами государств 28 февраля 2002 года в Алматы. Заявленные цели — взаимодействие в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля, осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства. 18 октября 2004 года к ЦАС присоединилась Россия. 6 октября 2005 на саммите ЦАС принято решение, в связи с предстоящим вступлением Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС — то есть фактически решено упразднить ЦАС.

Шанхайская организация сотрудничества(ШОС) — Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, КНР. Организация основана в 2001 г. на основе предшествующей организации, которая называлась Шанхайская Пятёрка, и существовала с 1996 г. Задачи организации в основном касаются вопросов безопасности.

Единое экономическое пространство (ЕЭП) — Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина. Договорённость о перспективе создания Единого экономического пространства, в котором не будет таможенных барьеров, а тарифы и налоги будут единые, достигнута 23 февраля 2003, но создание было отложено до 2005. По причине отсутствия заинтересованности Украины в ЕЭП в настоящее время реализация проекта приостановлена, а большинство интеграционных задач развиваются в рамках ЕврАзЭС.

Союзное государство России и Белоруссии (СБР). Это политический проект союза Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным, культурным пространством. Договор о создании Союза Беларуси и России подписан 2 апреля 1997 на базе Сообщества Белоруссии иРоссии, созданного ранее (2 апреля 1996) для объединения гуманитарного, экономического и военного пространства. 25 декабря 1998 года был подписан ряд соглашений, позволявших провести более тесную интеграцию в политической, экономической и социальной сфере, что усиливало Союз. С 26 января 2000 официальное название Союза — Союзное государство. Предполагается, что ныне конфедеративный Союз в будущем должен стать мягкой федерацией. Участником Союза может стать государство — член Организации Объединенных Наций, которое разделяет цели и принципы Союза и принимает на себя обязательства, предусмотренные Договором о Союзе Беларуси и России от 2 апреля 1997 года и Уставом Союза. Присоединение к Союзу осуществляется с согласия государств — участников Союза. При присоединении к Союзу нового государства рассматривается вопрос об изменении названия Союза.

Во всех этих организациях Россия фактически выступает в роли лидирующей силы (только в ШОС она делит эту роль с Китаем).

2 декабря 2005 было объявлено о создании Содружества демократического выбора (СДВ), в которое вошли Украина, Молдавия, Литва, Латвия, Эстония, Румыния, Македония, Словения и Грузия. Инициаторами создания Сообщества стали Виктор Ющенко и Михаил Саакашвили. В декларации о создании сообщества отмечается: «участники будут поддерживать развитие демократических процессов и создание демократических институтов, обмениваться опытом в укреплении демократии и уважении прав человека, а также координировать усилия по поддержке новых и возникающих демократических обществ».

Таможенный союз (ТС). Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в г. Душанбе, 6 октября 2007 года. 28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведев, А. Г. Лукашенко и Н. А. Назарбаев в Минске ознаменовала собой активацию работы по созданию на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован ряд важных международных соглашений по Таможенному союзу. Всего за 2009 год на уровне глав государств и правительств были приняты около 40 международных договоров, составивших основу Таможенного союза. После получения официального подтверждения со стороны Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз запущен в трехстороннем формате вступлением в силу Таможенного кодекса трёх стран. С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.[4] К июлю 2010 года завершилось формирование единой таможенной территории. В июле 2010 года таможенный союз вступил в действие.

Организация за демократию и экономическое развитие — ГУАМ — региональная организация, созданная в 1999 году (хартия организации подписана в 2001 году, устав — в 2006 году) республиками — Грузией, Украиной, Азербайджаном и Молдавией (с 1999 по 2005 в организацию также входил Узбекистан). Название организации сложилось из первых букв названий входящих в него стран. До выхода Узбекистана из организации именовалась ГУАМ. Идея создания неформального объединения Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы была одобрена президентами этих стран во время встречи в Страсбурге10 октября 1997 года. Основные цели создания ГУАМ: сотрудничество в политической сфере; борьба с этнической нетерпимостью, сепаратизмом, религиозным экстремизмом и терроризмом; миротворческая деятельность; развитие транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия; интеграция в европейские структуры и сотрудничество с НАТО в рамках программы „Партнёрство ради мира”. Цели ГУАМ были подтверждены в специальном Заявлении, подписанном 24 апреля 1999 года в Вашингтоне президентами пяти стран и ставшем первым официальным документом данного объединения („Вашингтонская декларация”). Характерной чертой ГУАМ изначально стала ориентация на европейские и международные структуры. Инициаторы союза действовали вне рамок СНГ. При этом высказывались мнения, что непосредственной целью союза было ослабление экономической, прежде всего энергетической, зависимости вошедших в него государств от России и развитие транзита энергоносителей по маршруту Азия (Каспий) — Кавказ — Европа в обход территории России. В качестве политических причин называлось стремление противостоять намерениям России пересмотреть фланговые ограничения обычных вооружённых сил в Европе и опасения, что это могло бы узаконить присутствие российских вооружённых контингентов в Грузии, Молдавии и Украине независимо от их согласия. Политическая направленность ГУАМ стала ещё более заметной после того, как в 1999 Грузия, Азербайджан и Узбекистан вышли из Договора о коллективной безопасности СНГ. В целом, российские СМИ имеют тенденцию оценивать ГУАМ в качестве антироссийского блока, или «организации оранжевых наций», за спиной которой стоят США( Язькова А. Саммит ГУАМ: намеченные цели и возможности их реализации // Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы. — Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2005. — В. 16. — С. 10-13.)

ТЭС включает Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан. В феврале 1995 года в качестве высшего органа ТЭС был образован Межгосударственный совет. В его компетенцию входит решение ключевых вопросов экономической интеграции трёх государств. Для финансового обеспечения деятельности ТЭС в 1994 году был учреждён Центрально-азиатский банк сотрудничества и развития. Его уставный капитал составляет 9 млн. долл. и формируется за счёт равных долевых взносов государств-учредителей.

В настоящее время в рамках СНГ существуют две параллельные коллективные военные структуры. Одна из них — Совет министров обороны СНГ, созданный в 1992 году для выработки единой военной политики. При нём существуют постоянный секретариат и Штаб по координации военного сотрудничества СНГ (ШКВС). Вторая — Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В рамках ОДКБ созданы коллективные силы быстрого развёртывания в составе нескольких батальонов мобильных войск, вертолётной эскадрильи, армейской авиации. В 2002—2004 годах сотрудничество в военной области развивалось в основном в рамках ОДКБ.

Причины снижения интенсивности интеграционных процессов в странах СНГ. В числе основных факторов, обусловивших качественное снижение уровня российского влияния в странах СНГ, нам представляется важным назвать:

1. Рост новых лидеров постсоветского пространства. 2000-е годы стали периодом активизации международных структур, альтернативных СНГ, — прежде всего ГУАМ и Организации демократического выбора, которые группируются вокруг Украины. После Оранжевой революции 2004 года Украина превратилась в центр политической гравитации на постсоветском пространстве, альтернативный России и поддерживаемый Западом. Сегодня она жестко обозначила свои интересы в Приднестровье («дорожная карта» Виктора Ющенко, блокада непризнанной Приднестровской Молдавской республики в 2005-2006 гг.) и на Южном Кавказе (Боржомская декларация, подписанная совместно с президентом Грузии, претензии на роль миротворца в зоне грузино-абхазского конфликта и в Нагорном Карабахе). Именно Украина все более явно начинает претендовать на роль главного посредника между государствами СНГ и Европой. Вторым альтернативным Москве центром стал наш «ключевой евразийский партнер» — Казахстан. В настоящее время это государство все чаще заявляет о себе как о главном преобразователе Содружества. Кахахстан быстрыми темпами и весьма эффективно участвует в освоении Центральной Азии и Южного Кавказа, выступает инициатором интеграционных процессов, как на региональном уровне, так и в масштабе всего СНГ. Именно руководство Казахстана настойчиво проводит идею более жесткой дисциплины в рядах СНГ и ответственности за совместно принимаемые решения. Постепенно интеграционные институты перестают быть российским инструментом.

2. Повышение активности внерегиональных игроков. В 1990-е гг. российское доминирование в СНГ было практически официально признано американской и европейской дипломатией. В дальнейшем, однако, США и ЕС переосмыслили постсоветское пространство как сферу своих непосредственных интересов, что проявилось, в частности, в прямом военном присутствии США в Центральной Азии, в политике ЕС по диверсификации маршрутов доставки энергоносителей прикаспийского региона, в волне прозападных бархатных революций, в процессе планомерного расширения НАТО и ЕС.

3.Кризис инструментария российского влияния в СНГ. В числе основных факторов этого кризиса наиболее часто и вполне заслуженно упоминаются нехватка и/или невостребованность квалифицированных дипломатов и экспертов, способных обеспечивать российскую политику в постсоветских регионах на высоком качественном уровне; отсутствие полноценной политики поддержки соотечественников и россиецентричных гуманитарных инициатив; отказ от диалога с оппозицией и независимыми гражданскими структурами, сосредоточенность исключительно на контактах с первыми лицами и «партиями власти» прирубежных стран. Эта последняя особенность носит не только технический, но отчасти идеологический характер, отражая приверженность Москвы ценностям «стабилизации» власти и номенклатурной солидарности высших должностных лиц. Сегодня такого рода сценарии реализуются во взаимоотношениях с Белоруссией, Узбекистаном, Казахстаном, Таджикистаном, Туркменией и в меньшей степени — с Арменией, Азербайджаном и непризнанными государствами. Кремль не работает со вторым и третьим эшелонами власти в этих государствах, а значит, лишает себя страховки на случай внезапной смены высшего руководства и теряет перспективных союзников среди сторонников модернизации и политических перемен.

4. Изнашивание «ностальгического ресурса». С первых же своих шагов на постсоветском пространстве Москва фактически сделала ставку на советский запас прочности во взаимоотношениях с новыми независимыми государствами. Сохранение статус-кво стало главной целью российской стратегии. Некоторое время Москва могла обосновывать свое особое значение на постсоветском пространстве в качестве посредника между крупнейшими мировыми центрами силы и новыми независимыми государствами. Однако эта роль быстро исчерпала себя в силу уже упомянутых причин (активизация США и ЕС, превращение отдельных постсоветских государств в региональные центры силы).

5. Приоритет глобальной интеграции перед региональной, исповедуемый российской правящей элитой. Единое экономическое пространство России и ее союзников могло бы быть жизнеспособно как проект аналогичный и альтернативный общеевропейской интеграции. Однако именно в этом качестве он как раз не был принят и сформулирован. Москва на всех этапах своих отношений, как с Европой, так и с соседями по СНГ прямо и косвенно подчеркивает, что рассматривает постсоветскую интеграцию исключительно как дополнение к процессу интеграции в «большую Европу» (в 2004 году, параллельно с декларациями о создании ЕЭП, Россия принимает так называемую концепцию «дорожных карт» по созданию четырех общих пространств России и Европейского Союза). Аналогичные приоритеты были определены и в переговорном процессе о вступлении в ВТО. Ни «интеграция» с ЕС, ни процесс присоединения к ВТО сами по себе не увенчались успехом, зато вполне успешно торпедировали постсоветский интеграционный проект.

6. Провал стратегии энергетического давления. Реакцией на очевидное «бегство» прирубежных стран от России стала политика сырьевого эгоизма, который подчас стремились представить в облике «энергетического империализма», что справедливо лишь отчасти. Единственная «экспансионистская» цель, которую преследовали газовые конфликты со странами СНГ, состояла в установлении «Газпромом» контроля над газотранспортными системами этих стран. И на главных направлениях эта цель не была достигнута. К основным транзитным странам, через территорию которых российский газ поступает к потребителям, относятся Беларусь, Украина и Грузия. В основе реакции этих стран на давление «Газпрома» лежит стремление как можно быстрее ликвидировать зависимость от российского газа. Каждая страна делает это разными способами. Грузия и Украина — путем строительства новых газопроводов и транспортировки газа из Турции, Закавказья и Ирана. Беларусь — путем диверсификации топливного баланса. Все три страны противодействуют контролю «Газпрома» над газотранспортной системой. При этом наиболее жестко возможность совместного контроля над ГТС отвергла Украина, чья позиция в данном вопросе наиболее важна. Что же касается политической стороны вопроса, то здесь результат энергетического давления является не нулевым, а отрицательным. Это в равной степени касается не только Украины, Грузии, Азербайджана, но и «дружественных» Армении и Белоруссии. Повышение цены на поставки российского газа в Армению, состоявшееся в начале 2006 года, уже существенно укрепило западный вектор армянской внешней политики. Российский сырьевой эгоизм в отношениях с Минском окончательно похоронил идею Российско-Белорусского Союза. Впервые за более, чем 12-летний период своего пребывания у власти Александр Лукашенко в начале 2007 года дал высокую оценку Западу и подверг жесткой критике российскую политику.

7. Непривлекательность внутренней модели развития РФ (номенклатурно-сырьевого проекта) для стран-соседей.

В целом можно отметить, что в настоящее время действенная экономическая, политическая, социальная интеграция на постсоветском пространстве проходит менее интенсивно из-за отсутствия подлинной заинтересованности в ней стран СНГ. СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года). Однако, по мнению большинства экспертов, объединительная идея в рамках СНГ полностью себя не исчерпала. Кризис переживает не Содружество как таковое, а господствовавший в течение 1990-годов подход к организации экономического взаимодействия между странами-участниками. Новая модель интеграции должна учитывать решающую роль не только экономических, но и других структур в развитии экономических отношений в рамках СНГ. При этом экономическая политика государств, институциональные и правовые аспекты сотрудничества должны существенно измениться. Они призваны способствовать в первую очередь созданию необходимых условий для успешного взаимодействия хозяйствующих субъектов.