Методика преподавания русского языка.
Методика преподавания русского языка, как теория и практика обучения русского языка.
1. Объект, предмет, цель, задачи
2. Методы исследования
3. Принципы и методы
1) Объект – процесс обучения русскому языку
Предмет – деятельность обучающего и обучаемого в процессе обучения языку.
Цель: оптимизация деятельности учителя и ученика при обучении, освоении предмету.
Задачи:
· Чему учить? (определение содержания образования. Эта задача связана с заказом общества – социальным заказом;
· Как учить? (определение методов, приёмов, средств, способов обучения)
· Как проверить изученное?
2) Методы: метод анализа опыта (метод анализа, теории вопроса), метод наблюдения за учебным процессом (1 из аспектов этого метода – обобщение педагогического опыта, современных учителей), эксперимент ( состоит из 3 частей: констатирующий – диагностика исходного уровня методической проблемы; формирующий – придумывание и внедрение в практику новых методических идей; контрольный – диагностирование и анализ получившихся резервов.
3) Общедидактические принципы: 1) принцип научности (достоверность факторов, верное толкование сущности языковых явлений), 2)систематичности и последовательности (осознанное усвоение языковых единиц), 3)преемственности (опора на изученный материал), 4) перспективности (установление связей с материалом, который будет изучаться позже), 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) наглядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности усвоения, 11) индивидуальный подход к учащимся, 12) мотивационный
Принципы методики преподавания: 1) взимосвязи различных разделов, 2) коммуникативный принцип, 3) контекстный, 4)стратегический.
Русский язык как учебный предмет.
1) Цели и задачи обучения русскому языку на современном этапе развития общества.
2) Структура и содержание курса русского языка в школе.
1.
Цели: 1) воспитание уважения к родному языку, 2) овладение русским языком в повседневной жизни и в учебной деятельности в плане реализации его возможностей как средства общения; овладение универсализации учебными действиями, связями с речевыми умениями; 3) усвоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования.
Задачи: (определяются через формирование коммуникационной, языковедческой и культуроведческой компетенций)ю
Решение поставленных задач осуществляется через изучение конкретных разделов языка. 1 компетенция – речь и общение, речевая деятельность, текст, функц.стили(разделы языка), 2 компетенция – общие сведение о языке , названия разделов русского языка + орфография и пунктуация. 3 – язык и культура.
2.
Структура предполагает реализацию 2 принципов: 1) ступенчато-концентрический(язык и материал изучается в течении нескольких лет с последующим углублением и расширением этого материала. 2) линейный - изучение языкового раздела в течении определённого периода времени в полном объёме этого материала.
5 класс – реализация 1 принципа, повторение изученного в начальной школе.
6,7 – реализация 2 принципа, это лексика и грамматика (морфемика, словообразование, морфологие имён. В некоторых учреждениях ещё и глагол).
8 – реализация 2 принципа (синтакси простого предложения)
9 – реализация 2-ух принципов. Линейный – синтаксис сложного предложения, 1-раздел повторения.
10,11 – реализация 1 принципа.
Содержание курса регулируется ФГОСом. Согласно ему, целью обучения должно быть не столько формирование знаний, умений и навыков, сколько формирование умения учиться.
ФГОС представляет совокупность требований к: 1) личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. (личностные орезультаты – ценностные установки, мотивация к обучению, готовность к саморазвитию, метапредметные – способы деятельности с материалом, формирование УУД – универс.учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных); опыт деятельности в данной предметной области по получению новых знаний и умений; 2) к структуре основной образовательной программы (логика программы – задача лингвистов, а ФГОС определяет компетенции, которые нужно сформировать при изучении предмета: 1) языковая – знания и умения, связ. С языком; 2) коммуникативная; 3) культуроведческая. 3) К условиям реализации программы. (Программа реализуется через учебники и дополнительные дидактические пособия – рабочие тетради, сборники тестов, справочники, словари, сборники упражнений. Учебник должен содержать теоритические сведения – правила, систему вопросов и заданий, аппарат ориентировки (оглавления, заголовки, указатели), иллюстративный материал (картинки, таблицы, системы), справочный материал).
Методы обучения: Л.П. Федоренко: 1) теоритичч (чтение учебника, беседа), 2)теоритич.-практич(диктант, языковой разбор, наблюдение, ре/конструирование), 3)практич. (анализ текста, метод творческих заданий).методы реализуются через приёмы(беседа-вопрос).
Организация и обеспечение учебного процесса по русскому языку.
1) Планирование работы по русскому языку в школе
2) Урок как основная форма обучения.
1. Планы:
1. Программа
2. Календарный учебный план = даты +изучаемый раздел программы.
дата | Раздел программы | Количество часов на русский язык и развитие речи. |
3. Тематическое планирование – распределение каждого раздела по изученным темам. Она входит в календарные. В результате получается – календарный тематический план. Там могут быть: компетенции, УУД, предмет, действия с языковым материалом.
4. Поурочный план.
2. В дидактике существует классификация уроков в зависимости от целей обучения и от того, что являлся центральным структурным элементом урока (урок изучения нового; урок формирования умений, урок повторения, урок работы над ошибками).
Структура урока комплексного характера:
1. Учебно методический комплекс
2. Класс
3. Тема урока
4. Тип урока
5. Цель урока
1 подход. Цель: образовательная, развивающая, воспитывающая.
2 подход:
цель
образовательная.
Цель. 1) знать (формировать знания), уметь(умения), владеть (формирование компетенции).
Задачи: 1)обучающие по структуре (плану) урока, 2)развивающие речь (мышление, память, воображение, внимание), 3) воспитывающие (вербальное присвоение ценностей, воспитание положительных и нравственных качеств)
3 подход:
Цель темы: знать, уметь, владеть.
Цель урока: формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
6. Оборудование урока
7. Сценарий (ход урока).писать его можно 2 способами:
1) Этап:…..
Учитель:
Дети:
2) Табличный.
этап | время | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Ход урока:
1) организационный момент;
2) проверка д/з (этап актуализации ранее полученных знаний): проверка д/з – вещь факультативная. Проверка теории и практики. Формы проверки: фронтально, индивидуально, устно, письменно.
Теорию можно проверять путём лингвистического диктанта, составление схем и таблиц, тестовая форма.
Практика: а)полная, б)выборочная, в)само- и взаимопроверка (образец), г) выполнение в классе работы, аналогичной домашней. Словарная работа (предполаг.изуч. слов с непроверяемым написанием): в неё мог быть включ. Случаи, регулируемыми правилами. 2 формы: словарный диктант, усвоение и введение новых словарных слов. Приёмы: 1)зрительные, 2)слуховые, 3)двигательные, 4)смысловые приёмы написание, 5)мнемонические.
Освоенное слово нуждается в актуализации.
3) Изучение нового языкового материала, формирование новых знаний.
2 формы познания: индукция – от частного к общему, дедукция. Индукция предполагает наблюдение над языковым материалом, наблюдение в нём существенных признаков, введение термина, формулировка определения и правила. Формулировка может быть составлена самостоятельна или прочитана в учебнике. Дети повторяют онтогенез в филогенезе. Т.е индукция повторяет путь познания учёных в науке, она считается предпочтительнее для обучения. Золотое правило методики: «нечего сообщить ребёнку из того, что он сам может открыть в языке». В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ИНДУКЦИЯ не может быть абсолютно универсальной, так в некоторых случаях она не оправдана затратой по времени. В ряде случаев возможен дедуктивный способ подачи материала: знакомство с термином и определением грамматического явления или орфографического правила, а затем конкретизация явления.
Методические условия, обеспечение эффективность введения нового языкового материала:
- создание положительной мотивации к изучению и усвоению нового:
- активизация умственных действий учащихся;
- формирование лингвистического отношения к слову и предложению (связь грамматики и семантики)
- наглядное изучение языкового понятия (языковая наглядность. Она предполагает создание зрительных опор при изучении темы, рассмотрение всех возможных случаев реализации данного языкового явления в соответствующем контексте)
- раскрытие связи различных языковых категорий и включение нового понятия в систему ранее изученных.
- предупреждение явлений наивного семантизма и наивного формализма.
5) этап первичного закрепления (ПЗ). ПЗ удобно выполнять по составной схеме к о.пределению ими правилу.
Логика закрепления: 1,2 примера учитель разбирает в качестве образца сам, 1-2 разбирается колективно, ещё 1-2 дети самостоятельно разбирают с одновременной проверкой. Только после этого можно давать что-то с последующей проверкой.
6) этап формирования умений и навыков. (выполнение различных типов упражнений. Следует начинать с упр. «по аналогии»). 2 тип – консруктивные. В основе – языковое конструирование. 3 – коррекционные (возможность увидеть ошибку) для них не годяться ситуации, где необходимо запоминание языкового материала, только где есть логическое объяснение. 4 – творческие.
6) этап подведения итогов урока Что мы знаем? Чем мы владеем? Этот этап проводится поставленным целям. Вопросы должны быть корректные. Знания учеников можно проверить, раздав в конце урока небольшую с/р.
7) этап предъявления д\з. (плавающий этап). Лучше его проводить в конце.
Упражнения, их виды и система.
1.По видам действия
· По аналогии
· По конструированию
· По коррекции
· На творческие действия
2.По использованию различного рода мыслительных операций (Добромыслов)
· Аналитические (разборы)
· Синтетические (конструирование: составление из морфем целостного слова)
· Аналитико-синтетические
3.В зависимости от этапа усвоения языкового материала
· Пропедевтические (подготовительные)
· Иллюстративные (даюся на этапе первичного усвоения материала)
· Закрепительные
· Повторительно-обобщающего характера
4.Формирование навыков учащихся по степени самостоятельности действий
· Рецептивные (анализ готового материала)
· Репродуктивные (видоизменение материала)
· Продуктивные (самостоятельное контруирование)
5.По языковым единицам
· Фонетические (чаще фонетико-графические)
- на вычленение звуков в слове без записи
- группировка слов с одинаковыми звуками
- звуко-буквенный и буквенно-звуковой разбор
· Словообразование и морфемика
- аналитические ( словообразовательный разбор и по составу)
- по конструированию слов из готовых морфем (графический диктант)
- по составлению морфемных схем
- распределение слов по словообразовательным гнёздам
- составление словообразовательного дерева
- по определению значения морфем образ.слов. (омонимичные морфемы)
- составление словообразовательных схем для ряда слов
· Морфологические
- морфологический разбор
- работа над морфологическими понятиями (нахождение и выписывание из текста заданных словоформ, частей речи, указание их грамматических признаков, разграничение слов омонимов и др.
- упр. В реконструировании (изменение формы слова, части речи)
- упр. В конструировании (построение словосочетаний, предложений с использованием заданных форм)
- обучающие диктанты
· Синтаксические
- на конструирование (по аналогии, по вопросам, готовым языковым единицам,)
- синонимическая замена синтаксических единиц
- синтаксический разбор
- наблюдение над языковыми единицами, выявление их сущностных характеристик позволяет осмыслить языковое явление, научиться выделять его среди других.
- определение структуры синтаксических единиц (устанавливается строение синтаксических единиц)
- нахождение в конструкции тех или иных структурных частей
- упр, формирующее умение правильно строить словосочетания и предложения (работа по предупреждению и исправлению грамматических ошибок)
Проектирование урока русского языка.
1. УМХ – учебник русского языка под ред. Шанского для класса.
2. 7 класс
3. Непроизводные и производные предлоги (общие понятия, 2 урок – закрепление)
4. Урок изучения нового
5. Ученики должны: знать, уметь, владеть. Знать(из теории): 1) классифис.предлоги по происхождению, 2)способы образования производных предлогов, 3) особенности употребления предлогов. Должны уметь: - различать производные и непроизводные предлоги, - определять способ образования производных предлогов, - употреблять предлоги с сущ. В Д.падеже и при необходимости корректировать их употребление. Владеть: - коммуникативной компетенцией, языковедческой.
В ряду служ.частей речи – это 1 тема.
Задачи: 1) проверить то умение, которое формирует д/з (проверка сформированности умения употреблять предлоги); 2) умение формировать написание слов с непроверкой безударных гласных в корне; 3) формирование знаний о произв.предлогах с опорой на чтение текста учебника, 4)составление опорного конспекта по материалу учебника, 5)сформировать умения разл. Произв и непроизв предлоги, ю…………. учебные действия записываются в задачи.
6. Оборудование урока
7. Этап проверки
27 декабря – зачёт. Вопросы теории, коллоквиум. Конспекты уроков 25 декабря. По русскому языку и развитию речи.
Методика изучения орфографии и пунктуации.
1. Орфографическое умение ОУ и навык ОН. Орфографическое действие ОД.
ОУ – умение выбрать правильное написание с опорой на орфографическую норму или правило.
2. Процесс формирования оу и он.
· Этап формирования од: 1. Постановка ор.задачи(ОЗ). Необходимо знать опознавательные признаки орфограмм – те ситуации, в которых возникает орфографическое затруднение. Знание учеником опознавательных признаков орфограмм способствует выработке орфографической зоркости – умение видеть и слышать орфограммы в словах. Упражнения на постановку оз – письмо с пропусками орфограмм. , 2)решение ОЗ. Связана с применением правила. Морфемный разбор, постановка ударения, определение части речи.
Орфографические упражнения.
1. Списывание (предполагает осложнённое и неосложнённое(с пропуском букв(решение орфографической задачи))).
2. Диктант.
По времени написания:
· Предупредительный (объяснение до описания)
· Комментированный ( во время написания)
· Объяснительный (после написания)
По характеру исходного материала
· Выборочные (по выбору диктую предложение, а прошу выписать глагол)
· Распределительный (например в 1 столбик глаголы 1 спряжения, в другой – второго)
Проверяю себя (можно делать пропуски орфограмм, ребёнок может задавать вопросы по написанию)\\
Контрольный диктант (1 раз читает весь текст, 2 – по предложениям, каждое предложение трижды, третий раз целиком для проверки).
Орфорафический разбор может сопровождать разные виды диктанта, а может выступать как самостоятельное упражнение на готовом тексте – объяснение написания отдельных слов\всх слов.
3. Творческое письмо – это орфографическая часть сочинений\изложений (проверка орф.навыков).