Методика преподавания русского языка.

Методика преподавания русского языка, как теория и практика обучения русского языка.

1. Объект, предмет, цель, задачи

2. Методы исследования

3. Принципы и методы

1) Объект – процесс обучения русскому языку

Предмет – деятельность обучающего и обучаемого в процессе обучения языку.

Цель: оптимизация деятельности учителя и ученика при обучении, освоении предмету.

Задачи:

· Чему учить? (определение содержания образования. Эта задача связана с заказом общества – социальным заказом;

· Как учить? (определение методов, приёмов, средств, способов обучения)

· Как проверить изученное?

2) Методы: метод анализа опыта (метод анализа, теории вопроса), метод наблюдения за учебным процессом (1 из аспектов этого метода – обобщение педагогического опыта, современных учителей), эксперимент ( состоит из 3 частей: констатирующий – диагностика исходного уровня методической проблемы; формирующий – придумывание и внедрение в практику новых методических идей; контрольный – диагностирование и анализ получившихся резервов.

3) Общедидактические принципы: 1) принцип научности (достоверность факторов, верное толкование сущности языковых явлений), 2)систематичности и последовательности (осознанное усвоение языковых единиц), 3)преемственности (опора на изученный материал), 4) перспективности (установление связей с материалом, который будет изучаться позже), 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) наглядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности усвоения, 11) индивидуальный подход к учащимся, 12) мотивационный

Принципы методики преподавания: 1) взимосвязи различных разделов, 2) коммуникативный принцип, 3) контекстный, 4)стратегический.

Русский язык как учебный предмет.

1) Цели и задачи обучения русскому языку на современном этапе развития общества.

2) Структура и содержание курса русского языка в школе.

1.

Цели: 1) воспитание уважения к родному языку, 2) овладение русским языком в повседневной жизни и в учебной деятельности в плане реализации его возможностей как средства общения; овладение универсализации учебными действиями, связями с речевыми умениями; 3) усвоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования.

Задачи: (определяются через формирование коммуникационной, языковедческой и культуроведческой компетенций)ю

Решение поставленных задач осуществляется через изучение конкретных разделов языка. 1 компетенция – речь и общение, речевая деятельность, текст, функц.стили(разделы языка), 2 компетенция – общие сведение о языке , названия разделов русского языка + орфография и пунктуация. 3 – язык и культура.

2.

Структура предполагает реализацию 2 принципов: 1) ступенчато-концентрический(язык и материал изучается в течении нескольких лет с последующим углублением и расширением этого материала. 2) линейный - изучение языкового раздела в течении определённого периода времени в полном объёме этого материала.

5 класс – реализация 1 принципа, повторение изученного в начальной школе.

6,7 – реализация 2 принципа, это лексика и грамматика (морфемика, словообразование, морфологие имён. В некоторых учреждениях ещё и глагол).

8 – реализация 2 принципа (синтакси простого предложения)

9 – реализация 2-ух принципов. Линейный – синтаксис сложного предложения, 1-раздел повторения.

10,11 – реализация 1 принципа.

Содержание курса регулируется ФГОСом. Согласно ему, целью обучения должно быть не столько формирование знаний, умений и навыков, сколько формирование умения учиться.

ФГОС представляет совокупность требований к: 1) личностным, метапредметным и предметным результатам обучения. (личностные орезультаты – ценностные установки, мотивация к обучению, готовность к саморазвитию, метапредметные – способы деятельности с материалом, формирование УУД – универс.учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных); опыт деятельности в данной предметной области по получению новых знаний и умений; 2) к структуре основной образовательной программы (логика программы – задача лингвистов, а ФГОС определяет компетенции, которые нужно сформировать при изучении предмета: 1) языковая – знания и умения, связ. С языком; 2) коммуникативная; 3) культуроведческая. 3) К условиям реализации программы. (Программа реализуется через учебники и дополнительные дидактические пособия – рабочие тетради, сборники тестов, справочники, словари, сборники упражнений. Учебник должен содержать теоритические сведения – правила, систему вопросов и заданий, аппарат ориентировки (оглавления, заголовки, указатели), иллюстративный материал (картинки, таблицы, системы), справочный материал).

Методы обучения: Л.П. Федоренко: 1) теоритичч (чтение учебника, беседа), 2)теоритич.-практич(диктант, языковой разбор, наблюдение, ре/конструирование), 3)практич. (анализ текста, метод творческих заданий).методы реализуются через приёмы(беседа-вопрос).

Организация и обеспечение учебного процесса по русскому языку.

1) Планирование работы по русскому языку в школе

2) Урок как основная форма обучения.

1. Планы:

1. Программа

2. Календарный учебный план = даты +изучаемый раздел программы.

дата Раздел программы Количество часов на русский язык и развитие речи.
     

3. Тематическое планирование – распределение каждого раздела по изученным темам. Она входит в календарные. В результате получается – календарный тематический план. Там могут быть: компетенции, УУД, предмет, действия с языковым материалом.

4. Поурочный план.

2. В дидактике существует классификация уроков в зависимости от целей обучения и от того, что являлся центральным структурным элементом урока (урок изучения нового; урок формирования умений, урок повторения, урок работы над ошибками).

Структура урока комплексного характера:

1. Учебно методический комплекс

2. Класс

3. Тема урока

4. Тип урока

5. Цель урока

1 подход. Цель: образовательная, развивающая, воспитывающая.

2 подход:

цель

 

образовательная.

Цель. 1) знать (формировать знания), уметь(умения), владеть (формирование компетенции).

Задачи: 1)обучающие по структуре (плану) урока, 2)развивающие речь (мышление, память, воображение, внимание), 3) воспитывающие (вербальное присвоение ценностей, воспитание положительных и нравственных качеств)

3 подход:

Цель темы: знать, уметь, владеть.

Цель урока: формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

6. Оборудование урока

7. Сценарий (ход урока).писать его можно 2 способами:

1) Этап:…..

Учитель:

Дети:

 

2) Табличный.

этап время Деятельность учителя Деятельность учеников

Ход урока:

1) организационный момент;

2) проверка д/з (этап актуализации ранее полученных знаний): проверка д/з – вещь факультативная. Проверка теории и практики. Формы проверки: фронтально, индивидуально, устно, письменно.

Теорию можно проверять путём лингвистического диктанта, составление схем и таблиц, тестовая форма.

Практика: а)полная, б)выборочная, в)само- и взаимопроверка (образец), г) выполнение в классе работы, аналогичной домашней. Словарная работа (предполаг.изуч. слов с непроверяемым написанием): в неё мог быть включ. Случаи, регулируемыми правилами. 2 формы: словарный диктант, усвоение и введение новых словарных слов. Приёмы: 1)зрительные, 2)слуховые, 3)двигательные, 4)смысловые приёмы написание, 5)мнемонические.

Освоенное слово нуждается в актуализации.

3) Изучение нового языкового материала, формирование новых знаний.

2 формы познания: индукция – от частного к общему, дедукция. Индукция предполагает наблюдение над языковым материалом, наблюдение в нём существенных признаков, введение термина, формулировка определения и правила. Формулировка может быть составлена самостоятельна или прочитана в учебнике. Дети повторяют онтогенез в филогенезе. Т.е индукция повторяет путь познания учёных в науке, она считается предпочтительнее для обучения. Золотое правило методики: «нечего сообщить ребёнку из того, что он сам может открыть в языке». В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ИНДУКЦИЯ не может быть абсолютно универсальной, так в некоторых случаях она не оправдана затратой по времени. В ряде случаев возможен дедуктивный способ подачи материала: знакомство с термином и определением грамматического явления или орфографического правила, а затем конкретизация явления.

Методические условия, обеспечение эффективность введения нового языкового материала:

- создание положительной мотивации к изучению и усвоению нового:

- активизация умственных действий учащихся;

- формирование лингвистического отношения к слову и предложению (связь грамматики и семантики)

- наглядное изучение языкового понятия (языковая наглядность. Она предполагает создание зрительных опор при изучении темы, рассмотрение всех возможных случаев реализации данного языкового явления в соответствующем контексте)

- раскрытие связи различных языковых категорий и включение нового понятия в систему ранее изученных.

- предупреждение явлений наивного семантизма и наивного формализма.

5) этап первичного закрепления (ПЗ). ПЗ удобно выполнять по составной схеме к о.пределению ими правилу.

Логика закрепления: 1,2 примера учитель разбирает в качестве образца сам, 1-2 разбирается колективно, ещё 1-2 дети самостоятельно разбирают с одновременной проверкой. Только после этого можно давать что-то с последующей проверкой.

6) этап формирования умений и навыков. (выполнение различных типов упражнений. Следует начинать с упр. «по аналогии»). 2 тип – консруктивные. В основе – языковое конструирование. 3 – коррекционные (возможность увидеть ошибку) для них не годяться ситуации, где необходимо запоминание языкового материала, только где есть логическое объяснение. 4 – творческие.

6) этап подведения итогов урока Что мы знаем? Чем мы владеем? Этот этап проводится поставленным целям. Вопросы должны быть корректные. Знания учеников можно проверить, раздав в конце урока небольшую с/р.

7) этап предъявления д\з. (плавающий этап). Лучше его проводить в конце.

Упражнения, их виды и система.

1.По видам действия

· По аналогии

· По конструированию

· По коррекции

· На творческие действия

2.По использованию различного рода мыслительных операций (Добромыслов)

· Аналитические (разборы)

· Синтетические (конструирование: составление из морфем целостного слова)

· Аналитико-синтетические

3.В зависимости от этапа усвоения языкового материала

· Пропедевтические (подготовительные)

· Иллюстративные (даюся на этапе первичного усвоения материала)

· Закрепительные

· Повторительно-обобщающего характера

4.Формирование навыков учащихся по степени самостоятельности действий

· Рецептивные (анализ готового материала)

· Репродуктивные (видоизменение материала)

· Продуктивные (самостоятельное контруирование)

5.По языковым единицам

· Фонетические (чаще фонетико-графические)

- на вычленение звуков в слове без записи

- группировка слов с одинаковыми звуками

- звуко-буквенный и буквенно-звуковой разбор

· Словообразование и морфемика

- аналитические ( словообразовательный разбор и по составу)

- по конструированию слов из готовых морфем (графический диктант)

- по составлению морфемных схем

- распределение слов по словообразовательным гнёздам

- составление словообразовательного дерева

- по определению значения морфем образ.слов. (омонимичные морфемы)

- составление словообразовательных схем для ряда слов

· Морфологические

- морфологический разбор

- работа над морфологическими понятиями (нахождение и выписывание из текста заданных словоформ, частей речи, указание их грамматических признаков, разграничение слов омонимов и др.

- упр. В реконструировании (изменение формы слова, части речи)

- упр. В конструировании (построение словосочетаний, предложений с использованием заданных форм)

- обучающие диктанты

· Синтаксические

- на конструирование (по аналогии, по вопросам, готовым языковым единицам,)

- синонимическая замена синтаксических единиц

- синтаксический разбор

- наблюдение над языковыми единицами, выявление их сущностных характеристик позволяет осмыслить языковое явление, научиться выделять его среди других.

- определение структуры синтаксических единиц (устанавливается строение синтаксических единиц)

- нахождение в конструкции тех или иных структурных частей

- упр, формирующее умение правильно строить словосочетания и предложения (работа по предупреждению и исправлению грамматических ошибок)

 

Проектирование урока русского языка.

1. УМХ – учебник русского языка под ред. Шанского для класса.

2. 7 класс

3. Непроизводные и производные предлоги (общие понятия, 2 урок – закрепление)

4. Урок изучения нового

5. Ученики должны: знать, уметь, владеть. Знать(из теории): 1) классифис.предлоги по происхождению, 2)способы образования производных предлогов, 3) особенности употребления предлогов. Должны уметь: - различать производные и непроизводные предлоги, - определять способ образования производных предлогов, - употреблять предлоги с сущ. В Д.падеже и при необходимости корректировать их употребление. Владеть: - коммуникативной компетенцией, языковедческой.

В ряду служ.частей речи – это 1 тема.

Задачи: 1) проверить то умение, которое формирует д/з (проверка сформированности умения употреблять предлоги); 2) умение формировать написание слов с непроверкой безударных гласных в корне; 3) формирование знаний о произв.предлогах с опорой на чтение текста учебника, 4)составление опорного конспекта по материалу учебника, 5)сформировать умения разл. Произв и непроизв предлоги, ю…………. учебные действия записываются в задачи.

6. Оборудование урока

7. Этап проверки

27 декабря – зачёт. Вопросы теории, коллоквиум. Конспекты уроков 25 декабря. По русскому языку и развитию речи.

Методика изучения орфографии и пунктуации.

1. Орфографическое умение ОУ и навык ОН. Орфографическое действие ОД.

ОУ – умение выбрать правильное написание с опорой на орфографическую норму или правило.

2. Процесс формирования оу и он.

· Этап формирования од: 1. Постановка ор.задачи(ОЗ). Необходимо знать опознавательные признаки орфограмм – те ситуации, в которых возникает орфографическое затруднение. Знание учеником опознавательных признаков орфограмм способствует выработке орфографической зоркости – умение видеть и слышать орфограммы в словах. Упражнения на постановку оз – письмо с пропусками орфограмм. , 2)решение ОЗ. Связана с применением правила. Морфемный разбор, постановка ударения, определение части речи.

Орфографические упражнения.

1. Списывание (предполагает осложнённое и неосложнённое(с пропуском букв(решение орфографической задачи))).

2. Диктант.

По времени написания:

· Предупредительный (объяснение до описания)

· Комментированный ( во время написания)

· Объяснительный (после написания)

По характеру исходного материала

· Выборочные (по выбору диктую предложение, а прошу выписать глагол)

· Распределительный (например в 1 столбик глаголы 1 спряжения, в другой – второго)

Проверяю себя (можно делать пропуски орфограмм, ребёнок может задавать вопросы по написанию)\\

Контрольный диктант (1 раз читает весь текст, 2 – по предложениям, каждое предложение трижды, третий раз целиком для проверки).

Орфорафический разбор может сопровождать разные виды диктанта, а может выступать как самостоятельное упражнение на готовом тексте – объяснение написания отдельных слов\всх слов.

3. Творческое письмо – это орфографическая часть сочинений\изложений (проверка орф.навыков).