Тема 4.2 Личность в системе высших ценностей

Студент должен:

- иметь представление о духовности, ступенях духовного развития, социальных нормах и ценностной системе личности, категориях и концепциях справедливости;

- знатьподходы к принятию этических решений с позиций долга, справедливости, пользы, заинтересованных сторон;

- уметь применять этические понятия, концепции и аргументы для выявления (идентификации) моральных проблем, анализировать и обосновывать собственную этическую позицию в ситуации принятия этического решения или морального выбора.

 

Понятие духовного бытия человека. Духовность и нравственность. Ступени духовного роста. Соотношение понятий: личность, индивидуальность, универсум. Личность как социокультурная реальность: позиция, поступки, личностные ценности. Категорический императив (нравственный закон) И. Канта, его принципы. Иные принципы нравственности: «талион», «золотое правило нравственности». Общее представление о концепции заинтересованных сторон. Этапы принятия решения с точки зрения концепции заинтересованных сторон.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

 

ДУХОВНОСТЬ ПОЗИЦИЯ
ЛИЧНОСТЬ ПОСТУПОК
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ НРАВСТВЕННОСТЬ
ДОСТОИНСТВО СОВЕСТЬ

 

Философско-психологической литературе духовное начало человека связывают с общественным и творчески-созидательным характером его жизнедеятельности, с включенностью человека в мир культуры. Именно поэтому ограниченным является только узко психологический взгляд на человека, где он предстает прежде всего как отдельность и выделенность из рода, со стороны своих индивидно - своеобразных свойств и качеств, как внутренняя взаимосвязь множества психологических способностей и механизмов. В действительности же внутренний мир человека имеет многообразные связи и отношения со всем миром человеческой культуры; и именно здесь он обретает свой смысл и духовное измерение.

Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека.

Духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы.

Духовное бытие существует там, где начинается освобождение человека от чужой и, главное, своей собственной самости. Свобода есть модальное (фактически инструментальное), а не предметно-содержательное определение духовного бытия человека; она есть сила, энергия порыва в самоопределении к лучшему и высшему. Дух есть любовь к качеству и воля к совершенству во всех областях жизни. И поэтому само духовное бытие определимо и описываемо лишь в его значении для нас и в его действии на нас, но не в том или ином содержании человеческой культуры самой по себе.

Как способ, как образ бытия в целом духовность открывает человеку путь к любви, совести и чувству долга; к праву, правосознанию и государственности; к искусству и художественной красоте, к очевидности и науке и религии.

Индивидуальный дух человека предстает в различных обликах, раскрывающих не только различные стороны, но и уровни человеческой реальности. Можно говорить о таких обликах субъективного духа, как личностное (целостное), индивидуальное (единично-уникальное) и универсальное (родовое) бытие человека.

Иными словами, становление человека субъектом собственной жизнедеятельности - освоение норм и способов человеческой деятельности, правил и максим общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни людей – и есть предпосылка и пред- история становления индивидуального духа человека.

Человек как личность свободно и осознано принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты.

Понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека –существование его как члена общества, как представителя определённой социальной группы. Близкие к понятию «личность» понятия «индивид» и «субъект» в строго научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека.

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целяхи стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и статуса. Роль-это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный способ его участия в жизни общества. Статус описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений. Место в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция- это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность- это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Формулой личностного поведения выступает заявление человека: «Я лично!». Человек заявляет о своей собственной, полной ответственности за свои действия и поступки. Личностное бытие – это муки выбора, А потому не все люди соглашаются на такой способ жизни. Но отказ от личностного бытия есть согласие на зависимый, безответственный, социально-приспособительный способ жизни. Это не менее тяжкая доля человека.

Пространство личности – это пространство социального поведения человека, его поступки. Поступок в психологии определяется как сознательное действие, акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к самому себе, к обществу и миру в целом.

Личностное поведение всегда оценивается с точки зрения морали. Усвоение правил общества формирует моральность личности. Моральность личности отличается от нравственности.Моральность предполагает ориентацию на частные, исторические конкретные оценки других, сообщества.

Философ И. Кант, обосновывая свою теорию нравственности, в которой мораль рассматривалась как область должного, сформулировал гуманистическое в своей сущности требование, названное категорическим императивом. Категорический императив (безусловное повеление) Канта в одной из формулировок гласит: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относись к нему только как к средству".

Категорический императив провозглашает важнейшее гуманное положение, означающее, что всякий человек заслуживает отношения к нему как к личности, достоин быть в центре внимания других, что никто не вправе использовать человека как орудие, средство для достижения личных или социальных целей, относиться к нему как к своего рода материалу.

Идею категорического императива Канта поддерживали многие мыслители, в том числе в России. Однако ее реализация в жизни, что отмечал и сам Кант, в полном объеме неосуществима.

Картину общества, живущего не в соответствии с идеалами Канта, обрисовал Пушкин в главе второй "Евгения Онегина":

"... все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами себя;

Мы все глядим в Наполеоны;

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно;

Нам чувство дико и смешно".

В истории известны и другие принципы нравственности, например, правило талиона гласит «око за око, зуб за зуб» (обычай кровной мести).

Нравственность – ориентация на самостоятельно принятые абсолютные принципы и ценности. Известно золотое правило нравственности: «поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».Нарушение норм морали переживается в эмоциистыда.Стыд –это всегда стыд перед другим. В отличии от стыда, совестьпредставляет собой способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, производить оценку совершаемых поступков. С моральностью личности связано понятие личного (честного) слова и кодекса чести. Мои обязательства перед другими закрепляются в определенных ритуалах или кодексах как совокупность норм и правил взаимоотношений в данном сообществе. Способность отстоять свою позицию, действовать самостоятельно и ответственно есть достоинство личности. Достоинство личности представляет важнейшую характеристику бытия человека среди людей.

Тайна человека как личности, делающая его потенциально бесконечно богатым и в то же время актуально незавершенным, заключается в той главной (выше отмеченной) способности личности рефлектировать саму себя, возвышаться над собой, за пределами самой себя, вне всякого фактического своего состояния, даже своей фактической общей природы. Работа и культивирование этой способности и поднимает, вводит человека на следующую ступень духовного бытия – на ступеньиндивидуальности. Человек как индивидуальность раскрывается в самобытном авторском «прочтении» социальных норм жизни, в выработке собственного, сугубо индивидуального (уникального и неповторимого) способа жизни, своего мировоззрения, собственного («необщего») лица, в следовании голосу собственной совести. Тайна человека как личности и индивидуальности, таким образом, окончательно раскрывается в его универсальности. Ибо вселенское и бесконечное с максимальной адекватностью получает свое выражение в точке – с ее единственностью и абсолютным своеобразием; как и наоборот: лишь то, что может быть признано истинно личным «бытие – для - себя», может воспринять и выразить бесконечное.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что вы понимаете под духовностью?

2. Какие ступени проходит человек в своем духовном развитии?

3. Что такое личность?

4. Как вы понимаете личностное бытие?

5. Как соотносятся между собой личность, индивидуальность, универсальность