Тема 3.2 Рабочая группа. Трудовой коллектив

Студент должен:

- знать структуру трудового коллектива, факторы, влияющие на эффективность трудовой деятельности работников;

- знать типы коммуникативного поведения, влияющие на совместимость

работников

Социально-психологические особенности рабочей группы. Удовлетворенность трудом и эффективность деятельности коллектива. Социально-психологический климат. Психологическая совместимость как взаимное принятие партнеров по совместной деятельности. Ценностные ориентация и основные типы коммуникативного поведения: индивидуалисты, лидеры, приспосабливающиеся, коллективисты. Влияние психологической совместимость на эффективность деятельности коллектива. Психологические аспекты подбора и расстановки кадров.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ СПЛОЧЕННОСТЬ
СОЦИАЛЬНЫЕ ЧУВСТВА СРАБАТЫВАЕМОСТЬ
ТРУДОВАЯ ДИСЦИПЛИНА СОВМЕСТИМОСТЬ

 

Психология рабочей группы - это совокупность определенных социально-психологических явлений, которые оказывают сильное влияние на поведение членов группы. В их числе выделяются:

- общественное мнение (коллективные взгляды, установки, суждения);

- социальные чувства и коллективные настроения;

- коллективные привычки, обычаи, традиции;

- различные явления, возникающие в процессе взаимообщения людей (взаимные

оценки, требования, авторитет).

Психология группы очень сильно влияет на поведение людей в группе. От того, как члены коллектива проявляют себя в труде, общении и познании, складывается характер межличностных отношений в коллективе, формируются групповые интересы, нормы поведения, создается общественное мнение о коллективе (дружный, инициативный, склочный и т.п.).

Основными социально-психологическими характеристиками коллектива можно считать его информированность, дисциплинированность, активность, организованность и сплоченность.

Информированность является одним из основных условий сознательного поведения человека в соответствии с его целями и состоянием коллектива. От уровня информированности коллектива зависят результаты работы членов коллектива и всего коллектива.

Хорошо организованная информация, адресованная всем и доходящая до каждого, делает человека сопричастным к жизни коллектива, к его целям. В таких случаях меньше остается равнодушных, пассивных работников. Гласность и сближение экономических интересов всех членов коллектива повышает стремление работающих к участию в управлении коллективом. Никакой руководитель не может рассчитывать на поддержку коллектива, если он не использует или слабо использует все каналы информации - устные и печатные.

Дисциплина - это установленный порядок поведения людей, отвечающий существующим в коллективе нормам морали и права. Она позволяет регулировать поведение в коллективе и обеспечивать согласованность действий внутри него.
Дисциплинированность личности в коллективе – это, прежде всего, показатель социального развития и ответственности человека, его отношения к работе. Высокое сознание и понимание своей роли в коллективе определяют добросовестное отношение к выполняемой работе. Соблюдение дисциплины (производственной, общественной, бытовой) предполагает обязательное установление и выполнение людьми определенных норм (правовых, технологических, моральных) и правил поведения. Степень установленности этих норм и правил прямо влияет на качество выполнения тех или иных производственных и социальных функций.
Способы поддержания дисциплины бывают самые разнообразные: прямое государственное и должностное вмешательство, общественное мнение, личная сознательность людей. Формами общественной дисциплины является мораль, а также обычаи, нравы, традиции. Под активностью понимается деятельность, которая совершается личностью не столько в силу необходимости выполнения служебно-должностных обязанностей, сколько как свободное самовыражение. В этом случае активность личности есть стремление к удовлетворению потребности в труде и познании.
Человек стремится полнее реализовать и раскрыть свои способности и наклонности, и этим осуществляется его всестороннее, целостное развитие как личности. Степень проявления активности и развития инициативы человека в значительной мере зависит от того, действует ли он наедине с собой или в условиях прямого контакта с другими членами коллектива. И чувства, и моральное состояние, и сознательная активность человека на людях заметно отличаются от его поведения в одиночестве. Отношение людей к труду, их производственная и общественная активность находятся в прямой зависимости от характера взаимоотношений руководителя и коллектива и внутри коллектива. Организованность обеспечивается четким определением и упорядочением функций, прав и ответственности членов коллектива. Она проявляется в характере реакций данного коллектива на изменения внешней среды, на внутреннюю и внешнюю информацию. От организованности трудового процесса зависит отношение работников к труду и состояние трудовой дисциплины. В понятие «психологический микроклимат в коллективе» входят характеристика взаимоотношений между людьми, а также способы поведения работников, преобладающие настроения в процессе совместного труда. Симпатии и антипатии, привязанность и недружелюбие, взаимная требовательность и попустительство - все эти проявления чувств и настроений формируют психологическую атмосферу в коллективе и моральное самочувствие каждого его члена. И от этого во многом зависят организованность» работоспособность коллектива, дисциплина труда.

В коллективе люди контактируют не только между собой, но и с руководителями - бригадирами, заведующими производством, метрдотелем, директором и его заместителем.

Социально-психологический климат коллектива зависит и от психологической совместимости работников - способности и предрасположенности их к совместной деятельности на основе оптимального сочетания психологических свойств.

Психологическая совместимость бывает двух видов:

-психофизиологическая (подразумевается сходство в направленности психофизиологических реакций и типах психической деятельности людей);

-социально-психологическая (основывается на общности интересов, потребностей и ценностных ориентации работников).

Руководителю легче работать в высокоорганизованном коллективе, но для создания такого коллектива от руководителя требуются большие усилия и высокая квалификация. Дело в том, что на организованность коллектива влияет очень много объективных и субъективных факторов: и ролевая особенность личности, и общее состояние дисциплины в коллективе, и другие. Но даже идеально организованный коллектив (в его формализованном виде) в процессе его работы испытывает сбои в силу ролевых особенностей его членов как субъектов труда, общения и познания.
Для укрепления функциональных) связей в коллективе нужно учитывать интересы членов коллектива и использовать экономические и социальные методы воздействия.
Сплоченность - это психическое образование, которое объединяет всех членов коллектива в их совместной деятельности и создает целостное единство коллектива. Это мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу. Это непременное качество любого трудового коллектива.

Необходимость движения к общей цели предполагает наличие определенной общности взаимодействия между членами коллектива. И если общность цели и взаимодействие захватывают всех членов коллектива, если они вовлекаются в процесс движения, то за бортом остаются многие неурядицы, личные неприязни, антипатии и т.п. У сплоченного коллектива меньше проблем в общении, меньше напряженности и недоверия. Ненормальные межличностные и межгрупповые отношения внутри коллектива, несправедливое распределение работ между членами коллектива, недостатки в способах начисления зарплаты, в использовании материальных и моральных стимулов, в ритмичности производства и т.д. снижают сплоченность коллектива, приводят к конфликтам внутри коллектива.
На состояние сплоченности коллектива большое влияние оказывает психическая совместимость его членов. Под совместимостью понимается степень сочетания в коллективе личных качеств его членов. Потенциальным отрицательным последствием высокой сплоченности является групповое единомыслие, когда из-за чувства солидарности снижается активность деятельности отдельных членов коллектива.
Обеспечение психологической совместимости достигается в первую очередь правильным подбором кадров. Руководитель может укрепить сплоченность, делая упор на глобальные цели коллектива, показывая вклад коллектива в общую цель учреждения.
Совокупность социально-психологических характеристик дает представление о состоянии коллектива, которое называется моральным климатом коллектива. Для оценки морального климата коллектива можно использовать такие косвенные показатели, как сведения о текучести кадров, качестве изготовляемой продукции, результативности труда и т.п. Благоприятный моральный климат коллектива - непременное условие его работоспособности и развития. Дух сотрудничества, поддержки и взаимной требовательности, четкость организации и согласованность усилий работников - вот те резервы, которые позволяют повысить эффективность трудовой деятельности коллектива.

Психологи рекомендуют формировать трудовой коллектив бригады, подбирая людей разных темпераментов и характеров. При этом условии настроение в коллективе будет бодрым, легче переносится монотонность процессов труда. Как правило, более всего совместимы люди, имеющие одинаковую потребность в общении. В то нее время люди с сильной нервной системой более успешно решают трудные проблемы, чем те, у кого слабая нервная система. В трудовом процессе они как бы дополняют друг друга, и те и другие работают более эффективно и с повышенным интересом.

Замечено, что работники разного возраста в коллективе тоже дополняют друг друга, они легко общаются и усваивают полезный опыт.