Последователи атомизма – Эпикур

Две величайшие новые школы эллинистического периода – стоики и эпикурейцы – были основаны одновременно Зеноном и Эпикуром, которые родились примерно в одно время, возглавляя в Афинах соответствующие секты.

Эпикур (341 – 270) – юность прошла на Самосе, пристрастился философией уже с 14 лет. В 18 лет уехал в Афины для установления гражданства, но когда вернулся, афинских переселенцев изгнали из Самоса, его семья нашла прибежище в Малой Азии. Там в Таосе познакомился с последователем Демокрита Навзифаном, которого Эпикур не уважал и даже презирал, хотя к учению Демокрита примкнул на всю жизнь.

В 311 году до н. э. основал школу в Митилене, затем в Лампсаке, с 307 года – в Афинах, где и умер в 270 году. После бурной юности в Афинах уже жил спокойно, его покой нарушался болезнями, страдания от которых он философски трансформировал в счастье. Именно Эпикур, а не стоики впервые сказал, что человек может быть счастлив даже на дыбе. Он доказал это на своем примере: в день своей смерти он пишет письмо такого содержания: «В этот счастливый и вместе с тем последний день моей жизни я пишу вам следующее. Страдания при мочеиспускании и кровавый понос идут своим чередом, не оставляя своей чрезмерной силы. Но всему этому противоборствует душевная радость при воспоминании бывших у нас рассуждений. А ты, достойно твоего с отроческих лет расположения ко мне и к философии, заботься о детях Метродора».

Обладал исключительной способностью к дружбе; писал милые письма детям членов своей общины. В них не было помпезной важности, характерной для философов той поры, он был прост и естественен.

Из принципа жизнь общины была очень проста: пища преимущественно из хлеба и воды, советовалось избегать всего, что могло бы нарушить ГЛАВНОЕ – СПОКОЙСТВИЕ жизни, то сеть чрезмерные наслаждения, власть, богатство и пр. не советовались.

УЧЕНИЕ: является разработкой раздела ЭТИКИ (нравственность, правильный образ жизни) атомизма Демокрита. В атомистике правильная жизнь – это жизнь «ката фюсеос», то есть жизнь в согласии с атомами собственного тела. В здоровом теле отношения атомов достигают гармонии и жизнь должна быть такой, чтобы никогда эту гармонию не нарушать.

Субъективное ощущение от этой гармонии – это «безмятежное состояние духа», которое поддерживается способностью получать удовольствие от жизни при самой простой ее организации и в любых условиях. Например, мы хотим получить удовольствие от еды, но наш стол небогат. Что делать? – Нужно поголодать, тогда корочка хлеба покажется медом. Голодать же тоже не нужно страдая, сцепив зубы. Нет, надо погулять, пойти на пляж и покупаться долго. Аппетит уже славный, можно есть с наслаждением даже корочку хлеба. Что потом? Потом можно заняться новым удовольствием, поспать например, потом погулять, философствуя с друзьями, потом побалагурить с друзьями и подругами, за рюмкой вина. Ночью тоже должны быть сбалансированные наслаждения.

Смысл жизни – избегать страданий и получать от жизни наслаждения.

«Наслаждение – есть начало и конец счастливой жизни»