Учение о бытии.
Учение о Боге
Учение о человеке
Учение о бытии.
- материя несотворима и неуничтожима;
- одна материя живет смертью другой: земля – смертью воды, вода – смертью воздуха, воздух – смертью огня, огонь – смертью земли;
- изменения природы в направлении земля – вода – воздух – огонь – Это «путь вверх», а обратно – «путь вниз»;
- мир и праматерия, в том числе Логос, существуют объективно, то есть независимо от человеческого сознания.
- человеческое сознание, душа (психе) – подчинена Логосу;
- к истине приобщаются немногие, большинство обладают «варварскими душами», неспособными к восприятию Логоса;
- чем более душа чиста, тем более она сухая (пр.: у мудрецов в состоянии предельной сухости, душа излучает свет, что показывает огненную природу души; пьяницы обладают влажными душами).
Несмотря на то, что некоторое время Гераклит был жрецом, он мало интересуется богами и Богом как объектами философского познания.
III. Парменид –ок. 540 – 470 г. до н.э. (70 лет). Как астроном, известен тем, что первым обнаружил, что Земля – шар. Друг и ученик Ксенофана. Наиболее яркий представитель Элейской школы. Был идейным противником, антагонистом Гераклита: мудрец не должен доверять своим чувствам – истинное знание достигается лишь разумом, то есть теоретическим мышлением. Зрением и слухом мудреца должна стать мысль; кто не идет за ней, уподобляется слепому и глухому, запутывается в многочисленных противоречиях (как это и было свойственно Гераклиту).
Парменид разрешил яростный спор между теми, кто считал, что мир состоит из множества всевозможных веществ (Анаксагор) и тех, кто считал, что мир состоит из единого вещества (вода, огонь и т.д.). В этом непримиримом споре победил Парменид: он просто не обратил на него никакого внимания. По Пармениду, тот мир, который нам известен, - это всго лишь ОБМАН ЗРЕНИЯ. Наши рассуждения о том, из чего состоит мир, не имеют никакого значения, потому что сам-то он не существует. Единственная реальность – это вечное Божество, неизменное, неделимое. Для этого Божества нет прошлого и будущего, оно включает в себя всю вселенную и все то, что вообще в ней может произойти. «Все в одном» – таков был ОСНОВНОЙ ПРИНЦИП Парменида. Вечно преходящая множественность, которую мы наблюдаем – всего лишь видимость этого неизменного Божества. Именно поэтому Сократ, повстречавшись со стареющим Парменидом, и «многому у него научившись», стал противником науки. Ведь, получается, наука имеет дело с иллюзией.
Проблема бытия – центральная, Парменида называют бытийственным философом. «Бытие существует, а небытия не существует, ибо если бы небытие существовало, мы могли бы его помыслить, но так как помыслить его не можем, то значит оно не существует» То есть базовое утверждение Парменида: «Мыслимо только сущее», другими словами, мышление – это и есть бытие.
Поэтому движения также не существует, так как, чтобы переместить один предмет в другое место, необходимо допустить, что в этом месте есть небытие, а так как небытия не существует, то значит, и движения как такового не существует (Зенон затем на этом построит свои апории, доведя идею до абсурдизма).
ПРИМЕРЫ:
- «Чертово колесо» - когда едешь в самом колесе, то явно движешься (потому что чувство погружены в созерцание подъема и спуска – иллюзия), но если долго наблюдать со стороны (чувства отстранены), то «все время одно и то же», ничего не меняется, даже станет непонятно зачем на это люди деньги тратят;
- Пляж – люди загорают и купаются 100 и 200 лет – одно и то же, но это другие люди, если присмотреться;
- Антропология циклическая концепция антропогенеза: кажется, что великое изменение от обезьяны к человеку за 5 млн. лет, но с точки зрения 100 млн. лет – одно и то же, один и тот же «палец» человека (см. фильм);
- Синдром «уже виденного».
Бытия не может быть ни чуточку больше, ни чуточку меньше, оно однородно и непрерывно. Парменид утверждает, что сущее (бытие) материально и не только вечно, но также и неизменно.
Итак, Парменид дает три характеристики Бытию:
А) не имеет начала и конца во времени;
Б) не может соседствовать ни с чем другим и делиться на части;
В) неподвижно и совершенно, едино, неуничтожимо, представляет собой огромный сплошной шар, неподвижно покоящийся в центре мира.