Внешняя и внутренняя среда предприятия

Классификация субъектов хозяйственной деятельности

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Предпринимательской называется самостоятельная деятельность лиц, направленная на систематическое получение прибыли. Перечислим основные признаки предпринимательской деятельности, предусмотренные ст. 2 ГК РФ:

- предпринимательская деятельность проводится на свой страх и риск;

- лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке;

- прибыль в ходе предпринимательской деятельности можно получать от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Таким образом, предпринимательская деятельность - это деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, для чего индивидуальному предпринимателю как субъекту данной деятельности необходимо совершать сделки с целью получения прибыли. Если же совершается единичная сделка, то она не может быть квалифицирована как предпринимательская деятельность, даже если она принесла некую прибыль, поскольку такая сделка не имеет систематического характера.

Под юридическим лицом в соответствии со ст. 48 ГК РФ [11] понимается организация, отвечающая в совокупности следующим требованиям:

- имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом;

- может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

- имеет самостоятельный баланс или смету;

- зарегистрирована в уполномоченном государственном органе в порядке, определенном Федеральным законом [2].

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятий: предпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства или иных лиц.

Под юридическим лицом, являющимся коммерческой организацией, признается такая организация, основной целью создания и деятельности которой является насыщение рынка своими товарами (работами, услугами) с целью извлечения прибыли, которую после уплаты установленных законодательством налогов она сможет распределить между своими учредителями (участниками), распорядится ей иными способами в соответствии с личными пожеланиями, потребностями, нуждами и (или) требованиями законодательства.

Коммерческие организации могут создаваться в форме:

- хозяйственных товариществ;

- хозяйственных обществ;

- производственных кооперативов;

- государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с уставным (складочным) капиталом, разделенным на доли (вклады) участников (учредителей).

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полных товариществ и товариществ на вере (коммандитных).

Полное товарищество имеет следующие основные признаки:

1. Два и более участников (предпринимателей или юридических лиц), являющихся полными товарищами;

2. Действует на основании учредительного договора, подписанного всеми участниками;

3. Участники несут солидарную субсидиарную ответственность по обязательствам товарищества, принадлежащим им имуществом.

Солидарность ответственности означает единую ответственность для всех членов товарищества независимо от того на кого обращено взыскание.

Субсидиарность ответственности означает дополнительную ответственность по долгам всех участников (пропорционально размеру их вклада в складочное имущество), если имущества товарищества недостаточно для погашения долгов.

4. Управление полным товариществом осуществляется по общему согласию всех участников. Каждый участник имеет один голос. Решение принимается, как правило, большинством голосов;

5. Члены товарищества принимают непосредственное участие в деятельности товарищества.

В товариществе на вере (коммандитном товариществе) имеется два вида участников:

- полные товарищи (комплементарии), которые участвуют в работе товарищества;

- вкладчики (коммандисты), которые только вносят вклады в имущество товарищества, но не участвуют в его работе, не имеют право голоса, имеют право знакомиться с финансовой деятельностью товарищества, получают прибыль в пределах сумм вкладов, отвечают по долгам или несут риск убытков в пределах вкладов в имущество товарищества.

Товарищества, как организационно-правовая форма организации предпринимательской деятельности имеют недостатки:

- каждый товарищ несет полную и неограниченную ответственность по долгам всем своим имуществом;

- риск распада товарищества в случае нарушения доверительных отношений между товариществами;

- неустойчивость данной организационной формы, так как, выбывая из товарищества, участник забирает свою долю из складочного капитала.

Хозяйственными обществами называются коммерческие организации с уставным капиталом, разделенным на доли (вклады) учредителей: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО), акционерное общество (АО).

В обществе с ограниченной ответственностью:

1. Участниками могут быть одно лицо или несколько лиц, число участников не должно превышать 50;

2. Уставный капитал разделен на доли, величина которых отражена в уставных документах. Величина уставного капитала – это минимальный размер имущества, который гарантирует интересы кредиторов. Объединение капиталов не требует личного участия членов общества в его работе. Минимальный размер уставного капитала 100 МРОТ.

3 Учредительными документами является учредительный договор и устав или только устав, если общество организовано одним участником;

4. Участники общества не отвечают по обязательствам общества и несут ограниченную ответственность по долгам в пределах вклада в уставный капитал;

5. Высшим органом управления является общее собрание. Текущее руководство осуществляет исполнительный орган, который подчинен общему собранию;

6. Участник может выйти из общества в любое время, ему должна быть выплачена стоимость части имущества в размере доли его вклада в уставный капитал.

В обществе с дополнительной ответственностью расширена ответственность его участников:

1. Участники несут субсидиарную ответственность по долгам общества;

2. Размер ответственности ограничен одинаковым для всех участников кратным размером к стоимости сделанных вкладов;

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих одинаковые права участников общества (акционеров) по отношению к обществу:

1. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры вправе отчуждать принадлежащие им акции и покупать новые;

2. Общество несет ответственность по своим обязательствам и не несет ответственности по обязательствам акционеров;

3. Акции могут покупаться и продаваться на фондовом рынке, что позволяет перемещать капиталы в эффективные отрасли в соответствии с рыночной конъюнктурой.

4. Акционер имеет право продавать или передавать свои акции и не может требовать своей доли уставного капитал при выходе из общества, что делает данную организационную форму одной из наиболее устойчивых;

5. Органами управления акционерного общества являются: общее собрание акционеров (высший орган), правление (дирекция), наблюдательный совет, председатель правления, генеральный директор.

Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми.

В открытом акционерном обществе (ОАО):

1. проводится открытая подписка на выпускаемые акции;

2. акции могут свободно продаваться и покупаться на фондовом рынке;

3.Акционеры могут отчуждать принадлежащие им акции бес согласия других акционеров;

4. Минимальный размер уставного капитала не может менее 1000 МРОТ;

5. Годовой отчет, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках ежегодно публикуется для всеобщего сведения.

В закрытом акционерном обществе (ЗАО):

1 Акции распространяются только среди его учредителей или среди работников данной организации;

2. Акционеры имеют преимущественное право приобретения акции;

3. Минимальный размер уставного капитала может быть не менее 100 МРОТ;

4. Годовой отчет, бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках может публиковаться только по решению самого общества.

Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности: производство, переработка, сбыт продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.

Организация производственного кооператива основана:

1. На личном трудовом или ином участии членов кооператива в его деятельности;

2. В объединении его членами имущества в виде паевых взносов;

3. Количество членов в кооперативе не должно быть менее 5;

4. Предусмотрено участие в деятельности кооператива юридических лиц;

5. Члены кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива;

6. Учредительным документом является устав, который утверждается общим собранием, которое является высшим органом управления кооператива;

7. Прибыль распределяется в соответствии с трудовым участием, после ликвидации кооператива имущество распределяется аналогично.

Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество:

1. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками организации Имущество находится в государственной или муниципальной собственности и принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

2. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом и не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества;

3. органом управления унитарного предприятия выступает руководитель (директор), который назначается собственником, либо уполномоченным органом.

Унитарные предприятия бывают двух видов: предприятие, основанное на праве полного хозяйственного ведения и на праве оперативного управления.

Унитарное предприятие, основанное на праве полного хозяйственного ведения:

1. Создается по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления;

2. Учредительным документом является устав;

3. Может создать другое унитарное предприятие в качестве юридического лица путем передачи ему части своего имущества в полное хозяйственное ведение.

Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие):

1. Создается по решению правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2. РФ несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества;

3. Может быть реорганизовано или ликвидировано только по решению Правительства РФ.

Некоммерческие организации создаются для достижения иных целей, среди которых можно выделить: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, религиозные и иные общественно-полезные цели. При этом следует иметь в виду то, что некоммерческая организация тоже может осуществлять предпринимательскую деятельность, если это не запрещено ей законом либо учредительными документами, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она была создана, и соответствует этим целям.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме:

- потребительских кооперативов;

- общественных и религиозных организаций;

- фондов;

- учреждений.

 

Существуют другие признаки, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:

- используемые ресурсы,

- отраслевая принадлежность,

- местоположение,

- размер предприятия,

- форма собственности,

В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:

- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),

- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),

- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).

В соответствии с отраслевой принадлежностью ПП подразделяются на:

1) промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров;

2) торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции;

3) банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты;

4) транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств;

5) страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков;

6) предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.

Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.

Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:

- Ориентация на материалы - с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.

- Ориентация на трудовые ресурсы - учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы

- Ориентация на продажу товаров и налоги - в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.

- Ориентация на транспортные средства - выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов (портов, аэропортов, автомагистралей).

- Ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.

- Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.

- Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.

- Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.

- Ориентация на зарубежных партнеров - в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.

Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основного капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов.

Признаки малых предприятий

Суммарная доля участия государства, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%

(за исключением активов акционерных и паевых инвестиционных фондов).

Доля, принадлежащая одной или нескольким организациям, которые не являются субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25%

Средняя численность работников за предыдущий календарный год не превышает:

- 15 человек - для микропредприятий;

- 16 - 100 человек - для малых предприятий;

- 101 - 250 человек - для средних предприятий

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства <3>.

Начиная с 2008 г. установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС:

- 60 млн руб. - для микропредприятий;

- 400 млн руб. - для малых предприятий;

- 1000 млн руб. - для средних предприятий

 

 

Деятельность современного предприятия можно представить в виде следующей принципиальной схемы:

 

Процесс производства, существующий на любом предприятии объединяет

1) труд,

2) привлечённые материальные и финансовые ресурсы,

3) капитал (средства, предоставленные собственниками и вложенные в основные средства и прочие внеоборотные активы).

В результате осуществления процесса производства по определённой технологии создаётся продукт.

Ресурсы, необходимые для процесса производства предприятие получает извне и на возмездной основе.

Поставщиком труда являются домохозяйства, ценой труда является заработная плата. Поставщиками материальных и финансовых ресурсов являются другие предприятия, а так же финансовые институты, получающие за них оговоренную плату вне зависимости от результатов деятельности предприятия. Поставщиками капитала являются другие предприятия, финансовые институты, домохозяйства которые получают взамен право на участие в прибыли заработанной предприятием, а также возможность влиять на процесс управления.

Произведённый на предприятии продукт поставляется покупателям, в качестве которых могут опять же выступать другие предприятия, финансовые институты, домохозяйства и которые обязаны уплатить за него оговоренную цену.

Таким образом, между предприятием и его контрагентами постоянно движутся материальные и финансовые потоки. Однако это еще не все. Для того, чтобы эти потоки пришли в движение – необходимо всё организовать, то есть нужны люди которые знают: как произвести необходимый продукт, где взять необходимые ресурсы и персонал, как использовать имеющиеся ресурсы и технологии наиболее эффективно, а также люди, умеющие рассчитывать прибыль, налоги.

Таким образом, предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

 

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории;

макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

- производителей (организации, приобретающие продукцию производственно-технического назначения);

- промежуточных продавцов, приобретающих товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя;

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);

- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров среди клиентов. К ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.

Контактные аудитории - это организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывающие влияние на его способность достигать поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Демографические факторы. Для демографической среды характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих.

Снижение рождаемости уменьшает потребность в товарах на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Изменение структуры населения по возрастным группам привело к сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах оказалась меньшая часть населения. Это требует от предприятий разработки стратегии экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса рубля относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы. Для этой среды характерны: рост загрязнения окружающей среды и усиление вмешательства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к которым можно отнести интернационализацию мировой экономики, изменение стоимости доллара и евро на мировом рынке, рост экономической мощи отдельных государств, становление международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность.

Внутренняя среда фирмы является по существу реакцией на внешнюю среду.

Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике – прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и внутренняя среда фирмы, и внешняя. Все многообразие внутренней среды предприятия можно свести к следующим укрупненным сферам:

- производство,

- маркетинг,

- НИОКР,

- финансовое управление,

- общее управление.

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.