Внимание

 

Внимание и его психологические особенности. Свойства и виды внимания. Учёт закономерностей внимания в профессиональной деятельности.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

 

СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ВНИМАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ

 

Внимание - это психическое явление, состоящее в сосредоточенности сознания, отельных психических процессов на определенном объекте с одновременным отвлечением от посторонних раздражителей.

Первоначально внимание возникает как настороженность, своего рода готовность к восприятию того или иного объекта, постепенно перерастающая в его созерцание и дальнейшее углубленное изучение.

Внимание проявляется в различных психических (восприятие, мышление), двигательных процессах. Не имея своего особого содержания, внимание сопутствует всякой деятельности как составной элемент этих процессов. Характеризуя динамику (направленность, избирательность) познавательных процессов, внимание неотделимо от них. С одной стороны, оно предстает как сложный познавательный процесс, тесно связанный с психическими процессами, особенно с восприятием, памятью, мышлением. С другой стороны, внимание является психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За ним всегда стоят потребности, интересы, желания, установки, направленность личности.

В условиях профессиональной деятельности технолога общественного питания значение внимания особенно велико. Оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Факторы, обеспечивающие избирательный характер познавательных процессов, объем и устойчивость сознательной деятельности, могут быть объединены в две основные группы.

Внешние факторы, определяющие направленность внимания. К ним, прежде всего, относятся интенсивность, сила раздражителя. Любой сильный раздражитель (резкий звук, яркий свет, неприятный запах и т.д.) привлекает внимание человека. Особую роль в привлечении внимания играет контраст раздражителей. Поэтому, если субъект утверждает, что он не обратил внимание на какой-либо сильный раздражитель, то это может свидетельствовать о том, что он либо находился и каком-то необычном психофизиологическом состоянии, или просто не желает по какой-то причине говорить правду.

Другим внешним фактором, влияющим на качество внимания, может быть новизна раздражителя (абсолютная или относительная) либо вовсе полное отсутствие привычного раздражителя.

На уровень внимания в значительной степени влияют: общее состояние здоровья человека, психофизиологические расстройства, усталость, приводящие к снижению объема внимания, к появлению рассеянности.

Объем внимания. Объем внимания определяется количеством изолированных элементов, одновременно воспринимаемых субъектом. Для взрослого человека объем внимания соответствует числу Миллера – от 5 до 9 элементов. Если между этими элементами устанавливаются смысловые связи, то объем внимания возрастает. Однако чрезмерное увеличение объема внимания может отрицательно отразиться на его интенсивности и, следовательно, отрицательно повлиять на результаты деятельности. Концентрированность и распределяемость внимания. Концентрированность внимания выражается в том, что при необходимости сознание человека, как правило, направляется на один объект или контролирует один вид деятельности.

Распределяемость внимания позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами.

Устойчивость внимания. Данное качество внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колебаниям. Периоды таких колебаний в среднем составляют от 2 до 12с. Они связаны с утомлением и адаптацией органов чувств. Это еще раз подтверждает, что внимание в своей физиологической основе неустойчиво.

С точки зрения решения практических задач нас больше интересуют колебания внимания, которые имеют место при продолжительных занятиях человека какой-либо деятельностью. Замечено, что в этих условиях непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15-20 мин.

Наиболее простым способом поддержания устойчивости внимания является волевое усилие. Но оно действует до тех пор, пока не будут исчерпаны возможности психики, после чего неизбежно появляется состояние утомления, которое можно предупредить кратковременными перерывами в работе, особенно если она однообразна и сопряжена со значительными психофизиологическими перегрузками.

Можно также продлить устойчивость внимания на определенное время, если попытаться отыскать в том или ином предмете новые признаки, посмотреть на него как бы со стороны, под другим углом зрения.

Переключаемость внимания. Устойчивость внимания не исключает его гибкости, переключаемости, лежащей в основе способности субъекта быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, перестраиваться по ходу запланированной работы.

Весьма распространенным приемом, позволяющим в течение всего рабочего дня поддерживать на должном уровне внимание, является смена действий (видов деятельности). Внимание лежит в основе таких значимых в профессиональном отношении свойств, как любознательность, наблюдатель­ность, высокая работоспособность и творческая активность.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое внимание? Перечислите характеризующие его признаки и виды.

2 Какие факторы влияют на объем и качество внимания?

3 Роль внимания в профессиональной деятельности юриста.

4 Используя таблицу 2, дайте сравнительную характеристику познавательным процессам.

5 В каких слу­чаях от технолога общественного питания требуется проявление внимания? Определите сущность этою психического процесса.

Таблица 2- Познавательные процессы: сущность, классификация, закономерности, индивидуально-типологические особенности

 

Познава­тельный процесс (определение) Классификации явлений (в пределах каждого познавательный процесса) Закономерности Индивидуально-типологические особенности
I. Ощущение - психический процесс отраже­ния элемен­тарных физико-химических свойств действительности, непосредственно воздействующих на орга­ны чувств   Но расположению рецепторов: 1)экстерорецеп-тивные 2)проприорецеп-тивные 3) интерорецептив-ные   По взаимодействию рецепторов с раздражителем: 1) дистантные. 2) контактные   По органам чувств: зрительные, слуховые, кинестезические, тактильные обои и тельные, вкусовые, температурные, болевые, орга­нические, статистические, вибрационные I. Пороги чувствительности: 1) нижний порог абсолютный чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для проникновения ощущения); 2) верхний порог абсолютной чувствительности (максимальная величина доболевой) интенсивности воздействия); 3) разностный порог (минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения)   II. Закономерности измене­ния чувствительности: 1) адаптация. 2) сенсибилизация, десенсибилизация, 3) контраст. 4) синэстезия 1) Сензитивность - природно-обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов, 2)сенсибилизированность - повышение чувствительности под влиянием опыта, профессиональной деятельности. 3) сенсорная организация - комплекс врожденных и приобретенных особенностей индивида, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора в скорости развития нервных процессов и длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона  
II. Восприятие - психический процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде на основе опознания их отличительных признаков По форме психической активности: преднамеренное и непреднамеренное   По анализаторам: зрительные, слуховые, осязательные   По специфичности отражаемой формы существования материи: восприятие пространства и времени По структуре: симультанное, сукцессивное 1) Осмысленность (категориальная идентификация объекта). 2) целостность. 3) предметность. 4) структурность. 5) избирательность, 6) апперцептивность, 7) константность 1) Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида; 2) обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности - синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пространственного различения, эмоциональность восприятия
III. Мышление психический процесс опосредованного и обобщенного отражения закономерных связей, существенных для решения проблемных задач По операционным компонентам: сравнение, обобщение. абстракция, классификация, систематизация", конкретизация   Но формам мышления: суждение, умозаключение, понятие   По видам: практически-действенное, наглядно-образной, теоретически-абстрактное   По содержанию: практическое, научное, художественное   По стандартности-нестан­дартности и операциональным процедурам: алгоритмическое, эвристичес­кое, дискурсивное (рассудоч­ное), интуитивное   В зависимости от глубины обобщенности: эмпирическое, теоретическое 1) Проблематичная направленность, 2) анализ через синтез, 3) обобщенность, 4) селективность, 5) антиципированность, 6) рефлексивность, 7) взаимосвязь осознанного И неосознанного. 8) структурность 1} Особенности динамики сигнальных систем (мыслительный, художественный или смешанный тип высшей нервной деятельности); 2) сочетание и уровень развития различных видов мышления. Развитость отдельных мыслительных операций. Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса; 3) креативные возможности личности - способность видеть проблемы; 4) целенаправленная организованность» — способность подчинять поисковые действия цели; 5) антиципационные и селективные возможности - способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно анализировать необходимые знания; 6) импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений; 7) глубина мышления - способность к обобщениям высокого ранга, раскрывающим сущность явлений; 8) широта мышления — способность интегрирования сведений из различных областей знаний; 9) гибкость или ригидность ума – способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения; 10) критичность — адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий
IV. Воображение - психический процесс конструирования новых образов при включении опыта в новые ситуации По способам активности: активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное   По результатам: воссоздающее и творческое   По глубине синтетичности: агглютинация, аналогия, гиперболизация, заострение. схематизация, типизация 1) Активизация в ситуации неопределенности, эвристичность, 2) реконструкция элементов опыта, 3) синтезирование новых отношений 4) схематизация, 5) типизация, 6) антиципация посредством интерполяции, экстраполяции и рефлексии 1) Образность воссоздающего воображения (взаимосвязь сигнальных систем); 2) рефлексивные возможности; 3) способность к интерполяции и экстраполяции, к высоковероятностным предположениям; 4) способность предвидения событий и их эмоционального переживания; 5) подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность, 6) творческие возможности индивида  
V. Память - психическое отражение прошлого взаимодей­ствия чело­века с действитель-ностью, переходящее и информации-норегуляци-онньй фонд поведения По форме психической ак­тивности: произвольная и непроизвольная   По процессам: эапечатление, сохранение, воспроизведение, забывание   По видам: a) пo анализаторам: зрительная, слуховая, двигательная, органическая и др.; б) по сигнальным системам и роли подкорковых образований: образная, логическая, эмоциональная; в) по способам запоминания: прямая и опосредованная   По системам: сенсорная, кратковременная, оперативная, долговременная I. Закономерности (условия) непроизвольного запомина­нии: 1) зависимость от силы раздражители, повышенная ориентация па его начало и конец; 2) зависимость от индивидуальной значимости раздражителя; 3) зависимость от эмоциогенных свойств раздражителя; 4) зависимость от включенности объекта в структуру деятельности   II. Закономерности (условия) произвольного запоминания: 1) осознание значимости, цели запоминания; 2) осознание смысла воспринимаемого; 3) установление структурно-логических взаимосвязей в материале запоминания; 4) логическая реконструкция материала - обобщение, систематизация, схематизация, установление смысловых ассоциаций 1) Ведущий вид памяти -зри­тельная, слуховая, двигатель­ная, словесно-логическая, образная, эмоциональная; 2) быстрота запоминания; 3) прочность сохранении. 4) объем и точность запоминания; 5) мобилизационная готовность к правильному воспроизведению; 6) суггестивность-асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения; 7) профессиональная направленность