Антропогенные опасности. Психология безопасности.
Классификация условий труда
Внешние признаки утомления
Объект | УТОМЛЕНИЕ | ||
Наблюдения | незначительное | значительное | резкое |
При физическом труде | |||
Окраска кожи | незначительное покраснение | значительное покраснение | Резкое покраснение, бледность, синюшность |
Потливость | незначительная влажность на лбу и щеках | значительная (выше пояса) | Особо резкая, выступление солей |
Дыхание | учащенное (30 дых. в мин) | учащенное. Периодически дыхание через рот | Значительно учащенное, поверхностное одышка, глубокие вдохи |
Движения | уверенные и точные | неуверенные, нарушения ритма | Замедлены, дрожание конечностей |
Внимание | безошибочное выполнение указаний и правил | ошибки в работе. Отклонение от правил | Замедленная реакция, отсутствие интереса, неточность, апатия |
Самочувствие | отсутствие жалоб | жалобы на усталость | Жалобы на головную боль, слабость |
При умственном труде | |||
Внимание | Резкие отвлечения | рассеянное, частое отвлечение | Ослабленная реакция |
Поза | непостоянная, потягивание ног и туловища | частая смена поз повороты головы | Стремление положить голову на стол |
Движение | точные | неуверенные, замедленные | Суетливое движение рук и пальцев, почерк изменяется |
Интерес к новому материалу | живой интерес, много вопросов | слабый интерес, много вопросов | Полное отсутствие интереса, апатия |
Условия труда – это совокупность взаимосвязанных психофизиологических, санитарно-гигиенических и эстетических факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность персонала в процессе труда.
Следовательно, условия труда можно классифицировать следующим образом:
1) санитарно-гигиенические условия труда – состояние воздуха в учебных и офисных помещениях; уровень шума; освещенность рабочих мест и т.д.
2) физиологические условия труда – различного рода нагрузки на организм, возникающие в процессе выполнения как физической, так и умственной работы: степень тяжести; степень монотонности работ.
3) эстетические условия труда – интерьеры учебных и офисных помещений, предметная среда, эргономические требования к оборудованию.
4) психологические условия труда – моральный климат в коллективе, характер взаимоотношений между его членами.
Специалистами по гигиене условия труда человека классифицированы:
1) по показателям вредности и опасности факторов производственной среды
4 класса:
· 1-й класс –оптимальные условия труда – условия, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для высокой работоспособности. Оптимальные нормативы устанавливаются только для климатических параметров (температуры, влажности, подвижности воздуха);
· 2-й класс– допустимые условия труда – характеризуются такими уровнями факторов среды, которые не превышают установленных гигиеническими нормативами для рабочих мест, при этом возможные изменения функционального состояния организма проходят за время перерывов на отдых или к началу следующей смены и не оказывают неблагоприятного воздействия на состояние здоровья работающих и их потомство;
· 3-й класс –вредные условия труда – характеризуются наличием факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих воздействие на организм работающего и (или) его потомство.
4 степени вредности:
ü 1-я степень – характеризуется такими отклонениями от допустимых норм, при которых возникают обратимые функциональные изменения и возникает риск развития заболевания;
ü 2-я степень – характеризуется уровнями вредных факторов, которые могут вызвать стойкие функциональные нарушения, рост заболеваемости с временной потерей трудоспособности, появление начальных признаков профессиональных заболеваний;
ü 3-я степень – характеризуется такими уровнями вредных факторов, при которых, как правило, развиваются профессиональные заболевания в легких формах в период трудовой деятельности;
ü 4-я степень – условия производственной среды, при которых могут возникнуть выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечаются высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
К вредным условиям труда можно отнести условия, в которых трудятся металлурги, шахтеры, работающие в условиях повышенной загрязненности воздуха, шума, вибрации, неудовлетворительных параметров микроклимата, тепловых излучений; регулировщики движения на магистралях с интенсивным движением, находящиеся в течение всей смены в условиях высокой загазованности и повышенного шума.
· 4-й класс – опасные (экстремальные) условия труда – характеризуются такими уровнями вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены и даже ее части создает угрозу жизни, высокий риск тяжелых форм острых профессиональных заболеваний.
К опасным (экстремальным) условиям труда можно отнести труд пожарных, горноспасателей, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС. Экстремальные условия создаются, например, при превышения ПДК вредных веществ более чем в 20 раз, ПДУ шума – более чем на 50 дБ.
Тяжелый и напряженный труд оказывает неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека. Пока человек не может отказаться от таких видов деятельности, но по мере развития технического прогресса необходимо стремиться к уменьшению степени тяжести и напряженности труда путем механизации и автоматизации тяжелых физических работ, передачи функций контроля, управления, принятия решений и выполнения стереотипных технологических операций и движений автоматам и электронно-вычислительным машинам.
Трудовая деятельность человека должна осуществляться в допустимых условиях производственной среды. Однако при выполнении некоторых технологических процессов в настоящее время технически невозможно или экономически крайне затруднительно обеспечить непревышение норм для ряда факторов производственной среды. Работа во вредных условиях должна осуществляться с применением средств индивидуальной защиты и при сокращении времени воздействия вредных производственных факторов (защита временем).
Работа в опасных (экстремальных) условиях труда (4-й класс) не допускается за исключением ликвидации аварий, проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций. Работа должна проводиться с применением средств индивидуальной защиты и при строгом соблюдении режимов, регламентированных для таких работ.
Классификация условий труда по факторам производственной среды
2) по степени тяжести и напряженности трудового процесса
Факторы трудового процесса, характеризующиетяжесть физического труда,– это в основном мышечные усилия и затраты энергии: физическая динамическая нагрузка, масса поднимаемого и перемещаемого груза, стереотипные рабочие движения, статическая нагрузка, рабочие позы, наклоны корпуса, перемещение в пространстве.
Труд по степени тяжести трудового процесса подразделяется на следующие классы:
· легкий (оптимальные по физической нагрузке условия труда),
· средней тяжести (допустимые условия труда)
· тяжелый(вредные условия труда) - три степени.
Факторы трудового процесса, характеризующиенапряженность труда, – это эмоциональная и интеллектуальная нагрузка, нагрузка на анализаторы человека (слуховой, зрительный и т. д.), монотонность нагрузок, режим работы.
Труд по степени напряженности трудового процесса подразделяется на следующие классы:
· оптимальный – 1-й класс,
· допустимый – 2-й класс,
· напряженный– 3-й класс – труд трех степеней.
Таким образом, физический труд классифицируется по тяжести труда, умственный – по напряженности.
Классификация условий труда по тяжести и напряженности
Критериями отнесения труда к тому или иному классу являются:
o степень интеллектуальной нагрузки, зависящая от содержания и характера выполняемой работы, степени ее сложности;
o нагрузка на анализаторы: длительность сосредоточенного внимания, количество сигналов за час работы, число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на зрение, определяемая в основном величиной минимальных объектов различения, длительностью работы за экранами мониторов;
o эмоциональная нагрузка, зависящая от степени ответственности и значимости ошибки, степени риска для собственной жизни и безопасности других людей;
o монотонность труда, определяемая продолжительностью выполнения простых или повторяющихся операций;
o режим работы, характеризуемый продолжительностью рабочего дня и сменностью работы.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ст. 209 ТК РФ).
Тема: Психофизиологические основы безопасности. Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность.
Большой практический интерес представляет выяснение психологических причин несчастных случаев.
ü Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самосохранения и самозащиты, часто сами становятся причиной собственных травм?
ü Почему люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и, стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев?
ü Почему одни люди часто травмируются, а другие — редко или никогда?
Ответ на эти и многие подобные вопросы следует искать в человеческой психике.
Психологические процессы в обеспечении безопасной деятельности человека играют важную роль.
В психологии выделяется несколько отраслей, в том числе психология труда, инженерная психология, психология безопасности.
Психология безопасности изучает психологические, т. е. зависящие от человека, причины несчастных случаев и разрабатывает методы и средства защиты от них.
В классификации ЧС по природе возникновения те ситуации, которые являются следствием ошибочных действий людей, называются антропогенными. Психология безопасности – это основополагающий аспект антропогенных опасностей. Она рассматривает проблему роли человека как основного участника несчастных случаев и аварий.
Опыт свидетельствует, что в основе аварийности и травматизма (до 60—90% случаев) часто лежат не инженерно-конструкторские дефекты, а организационно-психологические причины:
· низкий уровень профессиональной подготовки по вопросам безопасности,
· слабая установка специалиста на соблюдение правил безопасности,
· допуск к опасным видам работ лиц с повышенным риском травматизма,
· пребывание людей в состоянии утомления, беспокойства, нервозности и т. д.
2. Ошибочные действия: нарушения и ошибки. Причины ошибок и профилактика нарушений.
Ошибочные действия – это отклонения от нормальных, ожидаемых, предусмотренных и подобных действий, которые приводят к тяжелым последствиям (травмам, материальному ущербу, гибели людей).
Если опасные и неадекватные действия осуществляются осознанно, умышленно, они классифицируются как нарушения. Если же человек не осознает, что выполняет опасное действие, то это ошибка.
Причины ошибок бывают:
· непосредственные (зависят от психологических возможностей человека и принятия им оптимальных действий),
· главные (связаны с рабочим местом, организацией труда, подготовкой специалиста, его психологическим состоянием)
· способствующие (зависят от особенностей личности, состояния здоровья, внешних условий, обучения и т. п.)
Причины ошибок также можно классифицировать следующим образом:
1. Нарушение мотивационной части действий (нежелании выполнять определенные действия (операции)). Может быть относительно постоянным и временным. Профилактика нарушений: пропаганда и воспитание.
2. Нарушение ориентировочной части действий (незнание правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда). Профилактика нарушений: обучение и отработка навыков.
3. Нарушение исполнительной части действий (невыполнение правил (инструкций, норм и т. д.) из-за несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы). Профилактика нарушений: профотбор, медицинское обследование.
Временная склонность к несчастному случаю вызвана возрастом и стажем. Травматизм имеет два пика: 1 – у молодых работников и 2 – у лиц, имеющих стаж работы 10-15 лет (из-за выработки устойчивого стереотипа и привыкания к опасности – «вторичная беспечность»).