Органы выявления и расследования преступлений

 

Предварительное расследование – деятельность уполномоченных государством органов по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного, возмещению причиненного ущерба.

 

 

Задачи предварительного расследования:

 

- Раскрытие преступления (быстро и полно);

- Собрать, проверить и оценить доказательства;

- Изобличить и привлечь лицо, совершившее преступление, в качестве обвиняемого, обеспечить его защиту,

- Определить размер ущерба, причиненного преступлением и принять меры по обеспечению его возмещения,

- Выявить обстоятельства, способствующие совершению преступления и принять меры по их устранению.

 

 

Предварительное расследование осуществляется в двух формах:

 

- предварительное следствие;

- дознание.

 

Основной является форма предварительного следствия. Предварительное следствие осуществляется по всем уголовным делам кроме тех, по которым осуществляется дознание. Дознание осуществляется по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Прокурор вправе любое дело, по которому должно осуществляться дознание, передать для осуществления предварительного следствия.

 

Следствие ведет следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие.

 

Следователь вправе:

- возбуждать уголовное дело,

- самостоятельно направлять ход расследования,

- давать поручения органу дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий,

- принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий

и т.д.

УПК:

Статья 38. Следователь

 

1. Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

2. Следователь уполномочен:

6) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

 

Дознаватель – должностное лицо органа дознания.

Следователи не вправе сами осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, в отличие от дознавателей. А дознаватели вправе заниматься оперативно-розыскной деятельностью.

 

Единого следственного аппарата (единого органа предварительного следствия) в России нет. У нас существуют четыре следственных аппарата:

 

§ Аппарат следственного комитета при прокуратуре (предварительное следствие по делам о преступлениях, совершенных должностными лицами, сотрудниками правоохранительных органов).

§ Следственный аппарат ФСБ (государственные преступления: терроризм, нарушение государственной тайны и т.д.).

§ Следственный аппарат органов внутренних дел.

§ Следственный аппарат Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ГосНаркоКонтроля).

 

 

Подследственность – компетенция следователей ведомств, в которых создан следственный аппарат.

 

Вопрос о создании единого следственного аппарата дискутируется. Резко обострился, когда был создан Следственный комитет при прокуратуре.

 

Указ Президента №1004 от 1. 08. 2007.

До создания Следственного комитета прокуратура имела собственный следственный аппарат (Главное следственное управление Генеральной прокуратуры), а следователи являлись следователями прокуратуры.

Теперь это не следственный комитет прокуратуры, а следственный комитет при прокуратуры. Смысл этой реформы: ослабить связь между прокуратурой и следственным аппаратом. à изменения в УПК, направленные на ослабление роли прокурора в части надзора за органами предварительного следствия. à повышение самостоятельности следователей на стадии предварительного следствия. Но прокурор остался лицом, поддерживающим обвинение в суде и по-прежнему утверждает обвинительное заключение.

 

Возглавляет Следственный комитет (СКП) – Первый заместитель Генерального прокурора – председатель следственного комитета при прокуратуре, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента.

 

Органов дознания еще больше, чем органов предварительного следствия (перечислены в УПК):

- дознаватели органов внутренних дел (ОВД),

- дознаватели пограничной службы ФСБ,

- дознаватели службы судебных приставов,

- дознаватели таможенных органов,

- дознаватели органов пожарного надзора,

- дознаватели ГосНаркоКонтроля

 

Кроме того, органами дознания являются органы оперативно-розыскной деятельности!

ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» №144-ФЗ от 12 августа 1995 года.

Статья 13. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

 

На территории Российской Федерации право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям:

1. Органов внутренних дел Российской Федерации.

2. Органов федеральной службы безопасности.

4. Федеральных органов государственной охраны.

6. Таможенных органов Российской Федерации.

7. Службы внешней разведки Российской Федерации.

8. Федеральной службы исполнения наказаний.

9. Органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Единого органа дознания также нет. Множественность органов дознания.

 

Основные направления процессуальной деятельности органов дознания:

- проведение дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие необязательно;

- выполнение неотложных следственных действий (ст. 157 УПК) по тем уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

 

Различия между дознанием и предварительным следствием:

 

Уголовные дела делятся на два вида:

- дела, возбуждаемые по факту совершения преступления,

- дела, возбуждаемые против конкретного лица.

 

До 2007 года главное отличие в том, что дознание осуществлялось только в отношении конкретного лица. Теперь дознание может осуществляться по уголовному делу, которое возбуждено по факту совершения преступления. à Утрачена принципиальная грань между предварительным следствием и дознанием.

 

Сокращенный срок:

Предварительное следствие – 2 месяца (по общему правилу),

Дознание – 30 суток.

По окончании:

Предварительно следствия – обвинительное заключение,

Дознания – обвинительный акт.