ПРИНЦИП УЧАСТИЯ НАРОДА В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ

 

Ч. 5 ст. 32 Конституции РФ

Статья 32

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

 

Этот принцип наряду с предыдущими - демократический принцип правосудия. Демократизм правосудия в том числе требует преодоление закрытого, жреческого характера правосудия (решение судьбы человека не может доверено определенной «касте» людей). Для того, чтобы правосудие опиралось на общественное доверие (а правосудие невозможно без доверия общества и личности), оно должно быть демократичным в том смысле, что к нему должно быть причастно и само общество. Тогда правосудие становится реальной социальной ценностью.

 

Исторически различают две формы участия народы в отправлении правосудия:

 

- Суд присяжных– такая форма участия народа в отправлении правосудия, при которой присяжные не образуют с профессиональным судьей единой коллегии (в известном смысле это два состава суда), при этом присяжные решают вопросы факты, а профессиональный судья решает вопросы права.

Характерен для англо-саксонской системы.

 

- Суд шеффенов – такая форма участия народа в отправлении правосудия, при которой представители общественности (шефффены) образуют с профессиональным судьей единую коллегию (состав) и соответственно обладают нераздельной компетенцией решать и вопросы факта, и вопросы права.

Характерен для континентальной системы.

 

В России с 1864 года (судебная реформа) учреждается суд присяжных.

В Советском Союзе на смену присяжным приходит суд с участием народных заседателей (почти все дела по первой инстанции во всех судах РСФСР слушались с участием народных заседателей). Состав такова суда: председатель - профессиональный судья и два народных заседателя.

В 2002 году институт народных заседателей был упразднен. Параллельно с 1993 года возрождается суд присяжных (постепенно на всей территории РФ). В настоящее время он функционирует на всей территории РФ. Одновременно в 1995 году начинается эксперимент по рассмотрению дел с участием арбитражных заседателей в арбитражных судах.

В настоящее время в России две формы участия народа в отправлении правосудия:

- суд присяжных,

- суд шеффенов (суд арбитражных заседателей)

 

Гражданские дела в судах общей юрисдикции слушаются без участия представителей общественности.

 

ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ» от 30 мая 2001 г. № 70-ФЗ

 

Статья 1. Арбитражные заседатели

 

1. Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (далее - арбитражные заседатели) являются граждане Российской Федерации (далее - граждане), наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации (далее также - арбитражные суды) в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

2. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

4. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. (суд шеффенов)

5. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

 

Статья 2. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям

 

1. Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

2. Арбитражными заседателями не могут быть:

1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном законом порядке судимость;

2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, а также лица, замещающие выборные должности в органах местного самоуправления;

5) прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

 

Статья 3. Формирование и утверждение списков арбитражных заседателей

 

1. Списки арбитражных заседателей формируют арбитражные суды субъектов Российской Федерации на основе предложений о кандидатурах арбитражных заседателей, направленных в указанные суды торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями.

2. Списки арбитражных заседателей представляются арбитражными судами субъектов Российской Федерации в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

 

Статья 4. Срок полномочий арбитражного заседателя

 

1. Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет.

 

Основания приостановления и прекращения арбитражных заседателей аналогичны основаниям приостановления и прекращения полномочий судей. (ст. 5 ФЗ «Об арбитражных заседателях…»)

 

 

Статья 6. Вознаграждение арбитражного заседателя за участие в осуществлении правосудия

 

1. Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации.

 

 

Статья 7. Гарантии независимости и неприкосновенности арбитражных заседателей

 

1. На арбитражного заседателя и членов его семьи в период осуществления им правосудия распространяются гарантии неприкосновенности судей и членов их семей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом "О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

 

Цель привлечения арбитражных заседателей – это принесение в зал суда знания тонкостей коммерческого быта. Предпринимательский оборот специфичен (есть деловые обыкновения, обычаи правил совершения сделок, ведения переписки, есть определенные устоявшиеся модели поведения в предпринимательском быту в отношениях между коммерсантами, которые профессиональный судья не знает). И именно арбитражные заседатели должны приблизить правосудие к жизни, сделать его не оторванным от реальной предпринимательской практики.

 

 

ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в РФ» от 20 августа 2004 года № 113-ФЗ

 

Право гражданина на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей гарантировано Конституцией РФ:

Статья 47

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Это право обвиняемого, поэтому дело не автоматически рассматривается с участием присяжных заседателей, а по ходатайству обвиняемого (по делам определенных категорий).

 

Судом с участием присяжных заседателей является:

 

- суд субъекта федерации,

- Верховный Суд

 

ФЗ «О присяжных заседателях…»

 

Статья 1. Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей

 

Рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции (далее - присяжные заседатели) проводится в Верховном Суде Российской Федерации, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах (далее - суды).

 

Статья 2. Участие граждан Российской Федерации в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей

 

2. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

 

Статья 3. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям

 

1. Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

2. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

3. К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

 

 

К присяжному заседателю не предъявляется требование образования, требования стажа работы, требование безупречной репутации!!!

 

Статья 5. Порядок и сроки составления списков кандидатов в присяжные заседатели

 

3. Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан. При этом из числа отобранных граждан исключаются лица, которые не могут быть присяжными заседателями в соответствии с частью 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

4. О составлении списков кандидатов в присяжные заседатели исполнительно-распорядительный орган муниципального образования извещает граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а также уведомляет граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, и в течение двух недель предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправлении в них неточных сведений о кандидатах в присяжные заседатели.

6. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании поступивших от исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований списков кандидатов в присяжные заседатели составляет общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации, который подписывается руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и скрепляется печатью.

Статья 4. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели

 

1. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации.

2. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

 

Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели

 

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях:

1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона;

2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:

а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;

б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;

в) лицом, достигшим возраста 65 лет;

г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;

д) военнослужащим;

е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

ж) священнослужителем.

 

Статья 9. Кандидаты в присяжные заседатели Верховного Суда Российской Федерации

 

Кандидаты в присяжные заседатели для участия в рассмотрении уголовных дел Верховным Судом Российской Федерации отбираются путем случайной выборки аппаратом Верховного Суда Российской Федерации из общих и запасных списков кандидатов в присяжные заседатели, составленных для судов в субъектах Российской Федерации.

 

Статья 10. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного заседателя

 

1. Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, один раз в год на десять рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

 

Статья 11. Материальное обеспечение присяжных заседателей

 

1. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.

 

Статья 12. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного заседателя

 

1. На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.

 

 

Муниципалитет отбирает случайной выборкой из списка избирателей. Далее всех, муниципалитет отправляет эти списки в высший исполнительный орган субъекта федерации. Составляется общий и запасной списки.

 

· Постановление Конституционного Суда РФ №3-П от 6 апреля 2006 года (вынесено по запросу президента Чечни в связи с тем, что преступления военных на Кавказе слушал окружной военный суд северо-кавказского военного округа, а присяжных брали из Ставропольского края; Конституционный Суд признал, что окружной суд формирует суд присяжных из граждан, постоянно проживающих на территории того субъекта, где было совершено преступление).

· Постановление Конституционного Суда Рф №3-П от 2 февраля 1999 года (связано с тем, что во время эксперимента по введению суда присяжных нарушалось равенство всех перед законом и судом, т.к. жители субъектов, где были введены суды присяжных могли пользоваться ими по делам, за которые может быть назначена смертная казнь, а остальные нет; Конституционный Суд постановил, что впредь до введения на всей территории РФ суда присяжных ни один суд не может назначать наказание в виде смертной казни).

 

Посвящены функционированию суда присяжных в современной России.

Ключевой вопрос – это вопрос беспристрастности суда присяжных (в национальном, расовом, половом, религиозном аспекте).

 

ПРИНЦИП ГЛАСНОСТИ (ПРИНЦИП ТРАНСПАРЕНТНОСТИ)

Конституция РФ

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Принцип состоит в обеспечении общественного контроля за правосудием. Общество имеет право знать, как осуществляется правосудие, почему так, а не иначе (лучшая гарантия от коррупции и произвола).

 

 

Ограничения:

 

Ст. 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод:

Каждый имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела. Судебное решение объявляется публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебное заседание в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон или в той мере, в какой это по мнению суда строго необходимо при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия.

 

У нас:

- Ст. 241 УПК

- Ст. 11 АПК

- Ст. 10 ГПК

Эти статьи устанавливают, что разбирательство в судах гражданских, арбитражных и уголовных дел является открытым. Публика имеет права посещать зала судов.

 

Ограничения (на примере 241 статьи УПК):

- государственная или иная охраняемая законом тайна;

- о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими 16 лет;

- дела о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- другие дела, когда гласность может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников судопроизводства;

- когда этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства.

 

В арбитражном процессе ограничения допускаются в интересах сохранения коммерческой тайны.

В гражданском в интересах сохранения личной, семейной тайны, интересов несовершеннолетних. Некоторые дела слушаются заведомо в закрытом режиме (дела об усыновлении).

 

Гласность – механизм доступа общественности в зал суда. Но в современных условиях это нечто большее. Это еще и информация (в том числе информация о деятельности судов в сети Интернет).

Гласность превращается в неотъемлемый элемент нормального рынка.

 

1 элемент - доступ в зал суда.

2 элемент - информация о слушаемых делах (какие дела, с чьим участием, где и когда рассматриваются).

3 элемент - информация об итогах рассмотрения дел (открытость решений).

Возникает проблема опубликования решений по закрытым делам (как и в каком объеме обозначать участников, свидетелей и т.д.). Возникает вопрос о выборочной публикации, о публикации с изменением имен и т.д.

ФЗ №149-ФЗ от 27.07.06 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»:

Провозглашает открытость информации о деятельности государственных органов, свободу поиска и получения информации и неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет право на получение от государственных органов информации непосредственно затрагивающей его права и свободы. Ст. 8 этого закона – к информации о деятельности государственных оргнав не может быть ограничен доступ!!! Гос. органы обязаны обеспечивать доступ к информации о своей деятельности, а лицо пытающееся получить такую информацию не должно обосновывать, зачем она ему нужна. à

 

 

4 элемент - доступ к материалам дела.

Согласно процессуальному законодательству (как к уголовному, так и гражданскому) доступ к материалам дела имеют участники процесса (у нас только участник процесса может получить информацию по материалам дела).

 

ФЗ №262-ФЗ от 22.12.2008 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» специальным образом регулирует вопросы доступа к информации о деятельности судов. Вступает с 1-го июля 2010 г.:

Статья 4. Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

 

Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности судов являются:

1) открытость и доступность информации о деятельности судов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) достоверность информации о деятельности судов и своевременность ее предоставления;

3) свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности судов любым законным способом;

4) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации; соблюдение прав и законных интересов участников судебного процесса при предоставлении информации о деятельности судов;

5) невмешательство в осуществление правосудия при предоставлении информации о деятельности судов.

 

 

Статья 6. Способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов

 

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

1) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

2) обнародование (опубликование) информации о деятельности судов в средствах массовой информации;

3) размещение информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет);

4) размещение информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях;

5) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах;

6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

 

 

Статья 8. Права пользователей информацией

 

Пользователь информацией имеет право:

1) получать достоверную информацию о деятельности судов;

2) не обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации о деятельности судов, доступ к которой не ограничен;

3) обжаловать в установленном законом порядке действия (бездействие) должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности судов и установленный порядок его реализации;

4) требовать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к информации о деятельности судов.

 

Статья 15. Особенности размещения в сети Интернет текстов судебных актов

 

3. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции, за исключением текстов судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в целях обеспечения безопасности участников судебного процесса из указанных актов исключаются персональные данные, кроме фамилий и инициалов судей (судьи), рассматривавших (рассматривавшего) дело, а также прокурора и адвоката, если они участвовали в судебном разбирательстве. Вместо исключенных персональных данных используются инициалы, псевдонимы или другие обозначения, не позволяющие идентифицировать участников судебного процесса.

4. При размещении в сети Интернет текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, эти положения исключаются из текстов судебных актов.

5. Не подлежат размещению в сети Интернет тексты судебных актов, вынесенных по делам:

1) затрагивающим безопасность государства;

2) возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

3) о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

4) об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

5) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

6) о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

7) об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

 

 

Гласность в современных условиях не исчерпывается только присутствием на судебных заседаниях, а открытость всей информации о деятельности органов судебной власти. Это естественный элемент демократического государственного режима. Доверие к правосудию возможно только в условиях открытого доступа к соответствующей информации.

 

 

Закон РФ №2124-1 от 27.12.1991

закрепляет право граждан получать информацию о деятельности государственных органов через средства массовой информации (СМИ).

 

Гласность опосредуется и деятельностью СМИ. Авторитет суда вещь слишком важная и поэтому то, как освещается деятельность суда в прессе имеет исключительно важное значение.

 

Европейский суд по правам человека неоднократно указывал, что недопустимо втягивание в суд через прессу (искажение мнения пресяжных, судьи). Отсюда вопрос: а как в СМИ должна освещаться информация о деятельности судов?

Решение Европейского суда по правам человека по делу Санди Таймс против Соединенного королевства 1979 год: газета Санди Таймс начала ряд публикаций о том, чтоб потерпевшие не соглашались на подписание мирового соглашения по делу фармацевтической кампании. Прокурор обратился с требованием в суд запретить публикацию этих материалов. Суд его удовлетворил. Палата Лордов указала, что право на распространение информации не может соотноситься с интересами правосудия. А Европейский Суд указал, что в данном случае ограничение свободы слова не пропорционально.

 

Ст. 6 Европейской конвенции – единственная статья, в которой указано, что право может быть ограничено в интересах правосудия.:

«пресса и публика могут не допускаться на судебное заседание… в той мере, в какой это по мнению суда строго необходимо при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия».

 

5 элемент - Проблема взаимоотношения прессы и суда.

 

Барфорд против Дании 1989 год. Заявитель написал статью в газету, что шеффены потому голосовали за взыскание с него налогов, что они являются чиновниками муниципалитета, а взыскивались именно муниципальные налоги. За это высказывание он был подвергнут наказанию (штрафу). Европейский суд с этим согласился (допустимое вмешательство в свободу слова).

 

«Надо учитывать особую роль судей в обществе. Как гарант правосудия, фундаментальной ценности в правовом государстве, судья должен пользоваться доверием общества, чтобы успешно выполнять возложенные на него задачи. Следовательно, это доверие необходимо защищать от разрушительных и большой степени необоснованных нападок, особенно учитывая тот факт, что юрисдикционная функция судьи лишает его права на ответ.

Почему юрисдикционная функция лишает его права на ответ: судьи не могут через суд отстаивать свои честь и достоинство, «рука руку моет», «честь мундира», «корпоративная солидарность».