Тема 2.2 Человек как индивид, индивидуальность, личность

Раздел 2. Психология профессиональной деятельности технолога общественного питания

Таблица 1 - Профессиограмма технолога общественного питания

Профессиограмма технолога по приготовлению пищи

 

Наименование профессии технолог по приготовлению пищи
Область базовых знаний № 1 и их уровень химия, физиология и гигиена питания, (теоретический уровень)
Область базовых знаний №2 и их уровень кулинария, технология приготовления пищи, товароведение пищевых продуктов, пищевая санитария, уровень ( уровень практического использования знаний)
Профессиональная область пищевая промышленность
Межличностное взаимодействие частое по типу "вместе" ("напротив")
Доминирующий интерес исследовательский
Дополнительный интерес социальный

Области применения профессиональных знаний:

Бары, рестораны, кафе, столовые, мясоперерабатывающие комбинаты, молочные

комбинаты, пекарни, кондитерские, заготовочные фабрики.

 

Основные подструктуры профессиональной деятельности Основные факторы профессиональной пригодности (психограмма) Критерии профессиональной пригодности (психофизиологические требования к профессии)
Познавательно-прогностическая подструктура 1 фактор: глубокие и прочные профессиональные знания: знание органической и коллоидной химии, молекулярной физики, биологии, товароведения продовольственных товаров, технологии приготовления пищи, Математические способности, хорошо развитый эстетический вкус 2 фактор профпригодности: энергичность, аккуратность в работе, внимательность, сноровка Эрудиция, умственная работоспособность, способность к концентрации и устойчивости, высокий уровень переключения и распределения внимания Быстрое зрительное различие предметов, точный глазомер. Способность различать цвета различных продуктов Быстрое восприятие и переработка информации за единицу времени (с, мин) . Хорошее развитие моторики рук. вкусового восприятия. Счётные способности. Хорошая память, в том числе зрительная, вкусовая, тактильная хорошее развитие обоняния, тактильной чувствительности. Чистоплотность, аккуратность
Коммуникативная подструктура Способность устанавливать и поддерживать деловые контакты в профессиональном общении Уравновешенность характера, доброжелательность, вежливость к людям, умение слушать, эмпатийность, способность к сотрудничеству, развитый самоконтроль над эмоциями
Организационно-управленческая подструктура Организаторские способности, умение работать в команде   Инициативность, выдержка, способность к прогнозированию последствий принимаемых решений, чувство ответственности за свои поступки, мотивация достижений в работе чистоплотность; внимательность (к подчиненным); общительность; ответственность.

 

Требования, которые предъявляет профессиональная деятельность к психике работника общественного питания, его психофизиологическим качествам отражаются в содержании психограммы. В психограмме могут отражаться критерии его профессиональной пригодности (личностные свойства, способствующие эффективной профессиональной деятельности) либо непригодности (личностные свойства, препятствующие эффективной профессиональной деятельности) к работе на предприятиях общественного питания.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

- плохое развитие анализаторов (зрительного, вкусового, обонятельного);

- безынициативность;

- неуверенность в себе;

- косность мышления;

- эмоциональная неуравновешенность;

- агрессивность;

- безответственность;

- нечистоплотность;

- неспособность принимать решения.

 

Анализ личностных особенностей (на основании психодиагностики, анализа анкетных данных и характеристик) кандидатов на работу позволяет не только осуществлять профотбор (исключать лиц, непригодных по своим характеристикам к работе в общественном питании), но и прогнозировать успешность профессиональной карьеры работников, оптимально распределять служебные обязанности.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что представляет собой профессиограмма?

2. Из каких структурных элементов состоит профессиограмма технолога общественного питания?

3. Что представляет собой психограмма личности технолога общественного питания?

4. Назовите факторы профессиональной пригодности технолога общественного питания, раскройте их содержание.

 

Тема 2.1 Социализация личности и профессиональная карьера технолога общественного питания

Структура и специфика среды существования и развития человека. Социализация. Макро и микро-среда. Формирование «Я»-концепции и ролевое поведение. Ступени профессионального и личностного роста. Планирование карьеры.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

 

Я-КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ
МАКРОСРЕДА РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ
МИКРОСРЕДА УСТАНОВКИ
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ
КАРЬЕРНЫЙ УСПЕХ ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ И ВЕРТИКАЛЬНАЯ КАРЬЕРА

 

Каждый конкретный человек является членом определенной социальной среды - рабочей бригады, учебной группы, семьи. Правила поведения, устанавливаемые в том или ином коллективе, порядки, нормы нравственности и обычаи оказывают влияние на формирование личности. Социальная среда и общественные отношения играют огромную роль в развитии психологических качеств личности, в ее становлении (социализации). Одновременно на нас воздействуют и природно-географические условия жизни, окружающая природная среда (биологический фактор).

Становление полноценной личности - процесс длительный и сложный. Начинается он с момента рождения и продолжается в течение всей жизни. Фундаментом личности являются общественные отношения, па основе которых формируются мировоззрение, взгляды на общество.

Выявить динамику процесса детерминации поведения личности позволяет схема 1

 

Схема 1 – Детерминация поведения личности

 
 

Смысл этой схемы заключается в следующем: вполне или отчасти осознанные намерения конкретного индивида преломляются через призму присущих ему социальных стереотипов, формирующихся под воздействием макро- и микросреды, и реализуются в ролевом поведении. Рассмотрим ключевые понятия данной схемы.

Общий культурно-исторический фон, именуемый макросредой в той или иной степени обусловливает поведение индивида.

Из факторов макросреды на человеческое поведение наиболее активно влияю следующие:

-демографический (плотность населения, динамика рождаемости и смертности, миграционные процессы, продолжительность жизни);

-природно-экологический (климат, размеры территории, экологическая обстановка);

-научно-технический (используемые технологии);

-экономический (структура доходов, инфляция, безработица);

политико-правовой (официальная идеология, политический режим, соблюдение прав человека);

-социокультурный (обычаи, традиции, религии).

Я - концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

«Я» - концепция - целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание); эмоциональный - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д. Становление «Я» - концепции происходит в результате взаимодействия людей, в ходе которого субъект,

«смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я. Формирование адекватной Я - к., и прежде всего самосознания, - одно из важных условий воспитания сознательного члена общества.

«Я» - образ обозначает первичное отражение ребенком самого себя, складывается из представления о себе и связанного с ним переживания. «Я» - образ является аффективно-когнитивным комплексом, единством знания о себе, своих возможностях, способностях, качествах и отношениях к себе, самоощущением. «Я» - образ начинает складываться в раннем онтогенезе под влиянием индивидуального опыта и опыта взаимодействия, общения с окружающими людьми в микросреде. Микросреда - та часть социальной среды, с которой непосредственно взаимодействует личность в процессе социальной деятельности. Социальные по своей природе отношения в условиях микросреды выступают в форме межличностного взаимодействия, строящегося на основе либо кооперации, сотрудничества, либо соревнования и конфронтации. Опыт межличностного взаимодействия играет решающую роль в формировании положительного самоощущения, принятия себя.

Сенситивным периодом для оформления первичного положительного эмоционального самоощущения является первое полугодие жизни ребенка, период эмоционального интимно-личностного общения, социальной открытости, базисного доверия в семье. «Я» - образ не является константным на протяжении жизни, он изменяется и развивается. Социальная группа (семья, соседи, детский и трудовой коллективы, группы по интересам) - важный элемент микросреды, в которой формируются социальные стереотипы - устойчивые упрощенные образцы восприятия и поведения для наиболее часто повторяющихся ситуаций. Центральным звеном социальных стереотипов является социальная установка (аттитюд) - готовность к упрочившимся стереотипным действиям в типовых для данной личности обстоятельствах.

Установка состоит из 3 компонентов: описательное значение, отношение, планы и программы поведения. Функции установки: адаптивная, защитная, экспрессивная (выражает индивидуальную значимость культурных ценностей), познавательная и функция координации всей познавательной системы психических процессов. Основной набор поведенческих стереотипов формируется в процессе социализации личности.

Социализация - это процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. С точки зрения психологии социализация не может рассматриваться как простое, механическое отражение личностью непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта субъективно. Одни и те же социальные ситуации по-разному воспринимаются, по-разному переживаются различными личностями. А потому разные личности могут выносить из объективно одинаковых социальных ситуаций различный социальный опыт. Это положение является одним из оснований, лежащих в основе прочной связи двух одновременно и противоположных и единых процессов - социализации и индивидуализации.

Процесс социализации может осуществляться как в специальных социальных институтах, так и в различных неформальных объединениях. К специальным социальным институтам, одной из важнейших функций которых является социализация личности, относятся семья, школа, профессиональные учебные заведения, детские и молодежные организации, объединения, трудовые коллективы. Таким образом, социализация происходит в рамках определённыхсоциальных групп.

Профессиональная карьера - это Ваши активные действия к достижению успехов в профессиональной деятельности. Она тесно связана с профессиональным ростом и мастерством. Это не только сама цель, сколько движение к этой цели. Удачной карьера оказывается в том случае, когда человек заранее не просто знает, что он хочет, но и зачем ему это надо, что он будет делать, добившись цели. Планирование профессионального пути - это процесс создания поэтапного достижения цели с учетом "человеческого фактора" (т. е. закономерностей развития человека, особенностей психики и т. д.). Прежде чем планировать профессиональную карьеру, необходимо выяснить отношение человека к ней, общий эмоциональный настрой, то, что вкладываете в понятие карьеры, ведь сложно, а быть может невозможно, стремиться к цели, которую не знаешь, как назвать. Важно, также знать, каков у Вас уровень мотивации. Уровень мотивации к деятельности зависит от побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его волевой сферы. В качестве психологических факторов, участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие решения могут выступить нравственный контроль, способности, склонности, внешняя ситуация и т. д. Часто бывает, что человек приступает к конкретным действиям, не имея мотивации на достижение успеха. Профессиональная карьера характеризуется тем, что человек в своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: выбор профессионального пути, обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и т. д.Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов.

Фактор 1. Нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.

Фактор 2. Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

Фактор 3. Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

Фактор 4. Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации. Проделав все это, вы сможете наметить свой профессиональный маршрут, и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели.

Горизонтальная и вертикальная карьера.

Различают горизонтальную карьеру – это рост профессионального мастерства. Она может развиваться в двух направлениях: углубление и расширение. В первом варианте Вы будете стараться освоить более сложные формы работы, и в результате сможете выполнять такие операции, которые другим специалистам не по силам. При этом Вас будут уважать, ценить и руководство и коллеги по работе. Если Вы будете расширять профессиональные возможности, Вами могут быть освоены смежные профессии, что придаст Вам независимости от других и универсальности при выполнении работ. Этот путь так же приветствуется руководством и коллегами. Кроме горизонтальной, есть вертикальная карьера или административная – это рост в должности и связан с умением организовывать работу. Качества, которые определяют карьерный успех в профессиях, – это:

- образованность;

- системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие

ситуации, предвидеть результат решения, умение мыслить масштабно и

реалистически одновременно;

- коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия,

проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на

других людей;

- высокий уровень саморегуляции, умение управлять своим состоянием, развитость

самоконтроля, стрессоустойчивость;

- деловая направленность; активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;

- реалистическое восприятие своих возможностей и способностей, высокое самоуважение (реальное восприятие себя, без самоуничижения).

Шаги построения профессиональной карьеры.

Планирование профессиональной карьеры - непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей профессиональной жизни. Какие шаги Вам надо осуществить, чтобы построить свою карьеру?

Первый шаг – это осознанный и самостоятельный выбор профессии, что требует от Вас непрерывного трудового напряжения, творческого поиска самого себя, знания своих индивидуальных возможностей, своего призвания и своих пределов.

Второй шаг - продумывание и составление (самостоятельно или с помощью специалистов) личного профессионального и жизненного плана с учетом Ваших способностей и возможных препятствий и с проработкой запасных вариантов на случай неудачи.

Третий шаг – получение Вами профессионального образования, что оказывает большое влияние на успешность самореализации, успешность карьеры, получение общественного признания, развития своих способностей, в достижении материального благополучия и тому подобное. Кроме того, в современном мире профессиональные знания и умения устаревают крайне быстро. Все настойчивее звучит сегодня требование готовности и способности к переобучению, повышению квалификации. Без этого условия невозможно не только продвинуться, но иногда и просто удержаться на своем месте.

Четвертый шаг – это умение найти и получить работу. При этом важно наличие:

- позитивной установки на трудоустройство;

- умения эффективно искать и находить информацию о рабочих местах;

- навыка грамотно составлять документы, необходимые при поиске работы и

трудоустройстве, умения правильно составить резюме;

-умения предоставить по телефону о себе информацию, чтобы с Вами захотелось

встретиться и познакомиться поближе; умение построить беседу с потенциальным

работодателем так, чтобы вызвать к себе интерес.

Феномен человека. Индивидные свойства человека. Возрастно-половые особенности человека. Индивиду­ально-типические свойства человека. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека. Характер как стержень душевной жизни. Акцентуации характера и психопатии. Учёт особенностей характера в профессиональной деятельности. Способности и задатки.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

 

ИНДИВИДНЫЕ СВОЙСТВА СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ ХАРАКТЕР
ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА
СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ И ЗАДАТКИ
ТЕМПЕРАМЕНТ ЛИЧНОСТЬ

 

Первое, что можно отметить, описывая такое явление (феномен) как человек – это многообразие его свойств. С одной стороны, человек – живое существо и является частью природы. Природные качества человека отражаются в понятии индивид. С другой стороны – человек живёт в сообществе себе подобных и является общественным существом. Общественная сущность человека проявляется в понятии личность. Человек становится личностью, лишь достигнув определенного уровня психического развития и научившись воспринимать себя как единое целое. Личностью является человек, рассматриваемый как член общества, как сознательное разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности и находящееся в определенных отношениях с другими.

Уникальность, самобытность человека отражает понятие индивидуальность.

В понятие «структура личности» входят следующие одинаковые для всех людей компоненты:

-социально обусловленные особенности личности интересы, склонности, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, формируемые путем воспитания;

-уровень развития личности - запас знаний, навыков, умений и привычек, профессиональная подготовленность;

-особенности психических процессов - восприятие, мышление, внимание, память, воля, эмоции, чувства;

-биологические особенности личности задатки, темперамент, способности, характер.

Рассмотрим понятия индивид, индивидуальность, личность подробнее.

Человек как индивид предстаёт в своих природных, биологических особенностях. В понятии индивида содержится указание на подобие человека всем другим людям, на его общность с человеческим родом. Классификация природных свойств человека наиболее полно описана Б.Г. Ананьевым. Индивидные свойства подразделяются на возрастно-половые (возраст и фаза жизни, половой диморфизм) и индивидуально-типические (конституционные свойства и нейродинамические свойства).

Понятие возрастных особенностей человека в психологии связано с описанием изменений во времени его биологических свойств, его природного организма. Биологический возраст предполагает выделение отдельных качественно своеобразных периодов в жизни человека, что влияет на готовность к конкретным видам деятельности, к созданию семьи, сроки выхода на пенсию. Периодизаций возрастного развития довольно много.

В отечественной психологической науке определился следующий подход к возрастной периодизации:

-младенческий возраст (от рождения до одного года);

-раннее детство (от года до трех лет);

-дошкольный возраст (от трех до шести-семи лет);

-младший школьный возраст (от шести-семи до 11-12 лет);

-подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет);

-юношеский возраст (от 16 лет до 20 лет);

-молодость (20-30 лет)

-зрелость (30 лет-50 лет);

-пожилой возраст (51-65),

-старость (от 65 лет)

Переход от одного возрастного периода к следующему сопровождается известными «кризисами» развития, обусловленными возникающими противоречиями между новыми потребностями и условиями их удовлетворения.

Каждому возрастному периоду развития присущи разный круг общения, различные виды ведущих потребностей, отношений с окружающими его людьми, игровой деятельности, увлечений, ценностные ориентации, меняющиеся уровни социального интеллекта и развития, направленности личности.

Половой диморфизм – это фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм- это физическое различие между полами, обусловленное биологически.

Сочетанием хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки определяется генетический (хромосомный) пол будущего ребёнка. При рождении ребёнка на основании генитальных признаков определяют его гражданский (паспортный) пол. В соответствии с этим в дальнейшем строится воспитание ребёнка. Теория полового диморфизма была сформулирована в 60-е годы прошлого столетия В.А. Геодакяном. Суть её состоит не в противопоставлении мужского и женского начал. А в их отношениях и взаимодополняемости. Становление половой идентичности человека -одно из направлений его социализации. В каждом обществе существуют определенные половые роли. Под половой ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

К индивидным особенностям относят также конституцию тела. В психологии описана попытка установить связь между строением тела индивида и его психологическими особенностями. При этом исследователи пытались выделить наиболее характерные, типичные конституции и связать их с типичными проявлениями в поведении индивида. Широкую известность в психологии получили типологии Э Кречмера и У. Шелдона. Э. Кречмер считал, что определённой конституции соответствует определённый психологический склад человека. Он выделял три постоянно повторяющиеся главных типа строения тела, которые назвал астеническим, атлетическим и пикническим.

Астенический тип - это худой, тонкий, с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными костями, с длинной, плоской грудной клеткой, с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами. Атлетический тип характеризуется сильным развитием скелета и мускулатуры. Пикнический тип отличается средним ростом, плотной фигурой, большим животом, круглой головой и маленькой плотной шеей.