Требования к знаниям и умениям
· понимать роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;
· знать основы физической культуры и здорового образа жизни. Владеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершенствование психофизических способностей и качеств (с выполнением установленных нормативов по общей физической и спортивно-технической подготовке);
· приобрести личный опыт использования физкультурно-спортивной деятельности для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.
Все требования Государственного стандарта к обязательному минимуму содержания и требованиям к знаниям и умениям в учебной программе соблюдены.
4. Содержание физического воспитания в вузах
Учебная дисциплина "Физическая культура" включает в качестве обязательного минимума следующие дидактические единицы (соответствует обязательному минимуму содержания – см.выше):
· физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов;
· социально-биологические основы физической культуры;
· основы здорового образа и стиля жизни;
· оздоровительные системы и спорт (теория, методика и практика);
· профессионально-прикладная физическая подготовка студентов.
Учебный материал каждой дидактической единицы распределяется по теоретическому, практическому и контрольному разделам программы.
Теоретический раздел предусматривает формирование мировоззренческой системы научно-практических знаний и отношения к физической культуре. Содержание теоретического раздела излагается в курсе лекций и предполагает усвоение студентами упорядоченной системы знаний по физической культуре и спорту.
Практический раздел предусматривает повышение уровня функциональных и двигательных способностей, формирование и совершенствование профессионально важных качеств, овладение средствами и методами физкультурной и спортивной деятельности, приобретение опыта самостоятельного целенаправленного использования средств физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности. Практический раздел состоит из методико-практического и учебно-тренировочного подразделов.
Методико-практический подраздел направлен на освоение основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненно важных умений и навыков средствами физической культуры.
Учебно-тренировочный подраздел содействует приобретению опыта творческой практической деятельности, развитию самодеятельности в физической культуре и спорте в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленному формированию качеств и свойств личности.
Контрольный раздел определяет дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Данный раздел обеспечивает оперативную, текущую и итоговую информацию о степени освоения студентами учебного материала.
Критерием эффективности освоения учебного материала студентом является оценка результатов соответствующих разделов программы.
В процессе занятий осуществляется оперативный и текущий контроль за ходом овладения учебным материалом.
Итоговый контроль (зачет) проводится в конце семестра, учебного года.
Итоговая аттестация (экзамен) - в конце прохождения всего курса дисциплины.
Примерные общие зачетные требования
Зачетные требования включают:
· знание соответствующего теоретического и методико - практического разделов;
· владение жизненно необходимыми умениями и навыками;
· выполнение тестов для оценки общей физической и спортивно-технической подготовленности;
· посещение не менее 90% занятий;
· участие в основных спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях, проводимых кафедрой физического воспитания.
Обязательные тесты для оценки общей физической подготовленности приведены в соответственной таблице (Приложение 2).
Тесты по спортивно-технической подготовленности студентов, занимающихся в спортивном учебном отделении тем или иным видом спорта, разрабатываются кафедрой физического воспитания.