Элероны

Общая характеристика системы управления самолетом.

Лекция 5

ПРИГЛАШАЮТСЯ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ

В понедельник, в 15.30, в ауд. Д-5

СИГУРД ОТТОВИЧ ШМИДТ

 

Прочтет лекцию на тему

«Мои университетские учителя. Становление научных школ»

Лекция состоится 8 апреля 2013 года,

 

 

Тема: Система управления самолетом.

Учебные вопросы: 1.Общая характеристика системы управления самолетом.

2. Элероны.

3. Руль направления.

4. Руль высоты.

5 Триммер руля высоты.

6 Стопорение рулей и элеронов.

7. Закрылки.

 

На самолете DA 40 NG для управления самолетом по тангажу используется руль высоты, установленный на стабилизаторе. Управление по крену осуществляется при помощи элеронов, установленных на задней кромке каждого крыла. Управление по углу рыскания обеспечивается рулем направления, установленным на киле. На задней кромке каждого крыла установлены закрылки, улучшающие летные характеристики самолета при взлете и посадке.

У каждого пилота имеется ручка управления самолетом. Для управления триммером руля высоты пилот использует колесо на центральном пульте.

У каждого пилота имеются педали управления рулем направления. Узел педалей управления рулем направления крепится к полу кабины. Каждый пилот может регулировать положение педалей управления рулем направления при помощи ручки регулировки, расположенной на узле педалей управления рулем направления.

Управляющие усилия передаются на элероны и руль высоты при помощи качалок и тяг-толкателей. Руль направления управляется при помощи гибких тросов. Управление закрылками осуществляется при помощи электромеханизма.

При помощи ручек управления самолетом осуществляется управление элеронами и рулем высоты через тяги управления. Тяги управления элеронов присоединяются к нижней части ручек управления. С другой стороны тяги присоединяются к передней качалке управления элеронами на шпангоуте крепления ручек управления. К передней качалке присоединяется короткая тяга, проходящая под центральным пультом.


Рис. Органы управления элеронами в фюзеляже.

Короткая тяга присоединяется к промежуточному рычагу, установленному на переднем лонжероне. Другая тяга соединяет промежуточный рычаг с задней качалкой управления элеронами. Задняя качалка управления элеронами крепится к заднему лонжерону.

К задней качалке присоединяются две тяги, расположенные в центроплане. Каждая из этих тяг присоединяется к длинной тяге, расположенной в соответствующем крыле.

Каждая длинная тяга проходит через три направляющих. Две длинных тяги присоединяются к качалкам элеронов, установленным в каждом крыле на нервюре крепления качалки элерона.

Качалки элеронов соединяются короткими тягами с кабанчиком элерона. Регулировка коротких тяг позволяет смещать диапазон отклонения элеронов вверх или вниз.

Слева от ручки управления первого пилота расположен ограничитель хода элеронов, ограничивающий отклонение ручек управления самолетом вправо (правый элерон вверх, левый элерон вниз). Справа от ручки управления второго пилота расположен ограничитель хода элеронов, ограничивающий отклонение ручки управления самолетом вправо (правый элерон вверх, левый элерон вниз). Роль ограничителя выполняет головка болта. Максимальные углы отклонения элеронов 20 градусов - вверх и 13 градусов – вниз.

Кроме того, перед передней кромкой левого и правого элеронов расположены нерегулируемые ограничители хода. Каждый ограничитель представляет собой блок из стеклопластика с резиновым покрытием, установленный на внутренней поверхности верхней обшивки крыла. При полном отклонении элерона вниз передняя часть элерона отклоняется до упора вверх и упирается в ограничитель.

При отклонении ручки управления самолетом влево происходит следующее:

- тяги, присоединенные к ручке управления, движутся вправо;

- передняя качалка перемещает тягу, проходящую под центральным пультом, назад;

- тяга, проходящая под центральным пультом, отклоняет промежуточный рычаг и перемещает вторую короткую тягу назад;

- вторая короткая тяга отклоняет заднюю качалку, при этом длинные тяги в крыльях перемещаются влево;


Рис. 4.3 Органы управления элеронами в крыле

- качалка левого элерона в левом крыле перемещает короткую тягу, присоединенную к кабанчику левого элерона, назад;

- левый элерон отклоняется вверх;

- тяга в правом крыле тянет качалку элерона, которая перемещает короткую тягу в правом крыле, присоединенную к кабанчику правого элерона, вперед;

- правый элерон отклоняется вниз.

При отклонении ручек управления самолетом вправо происходит следующее:

- левый элерон отклоняется вниз;

- правый элерон отклоняется вверх.

При рассоединении или заклинивании элеронов поперечное управление может осуществляться при помощи руля направления.