И контроль за их деятельностью
1. Основные принципы построения системы учреждений и органов
2. Виды учреждений и органов
3. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов
4. Государственный контроль
5. Общественный контроль
1. Основные принципы построения системы учреждений и органов
Наказания разные – исполняются в определённый срок, разовые, воздействующие на личную свободу, на имущество. Соответственно, и органы, исп. эти наказания разные, но у всех у них есть общие принципы.
1) Исполнение наказания возлагается на только государственные органы – в рамках 2-х министерств – Минюст (для гражданских лиц) и Минобороны (для военнослужащих). Суд – 1 наказание – но это как исключение, должны органы исп. власти этим заниматься. А как же трудовые организации? Они просто выполняют требования приговора, а исполнение осуществляет уголовно-исполнительная инспекция!!!
Судьба частных тюрем – вопрос обострился вновь. На Западе есть, но не широко распространены, т.к. не даёт много прибыли. Это как благотворительность.
В МП запрещено извлекать прибыль в пользу частных лиц от труда осуждённых.
2) Исполнение наказаний возлагается, как правило, на специализированные государственные органы – для некоторых наказаний нет спец органов – ограничение по военной службе – воинская часть или тот же суд.
2. Виды учреждений и органов
Делится на 2 подсистемы: 1) Минюст и 2) Минобороны.
1. Минюст: 2 федеральные службы – ФСИН и ФССП. ФССП исполняет только 1 вид наказания – штраф. ФСИН – все остальные.
Система ФСИН:
1) Исправительные учреждения – лишение свободы на определённый срок и пожизненное лишение свободы. Подвиды:
а) исправительные колонии: общего режима, строгого и особого (пожизненное лишение свободы и особо опасные рецидивисты);
б) воспитательные колонии;
в) колонии-поселения – т.н. «свободного типа» - открытый режим. Это неосторожные преступления, впервые за неб. и ср. тяжести и осуждённые, положительно зарекомендовавшие себя в исправительных колониях общего и строгого режима.
г) следственные изоляторы – исполняют наказания в отношении лиц, которые оставлены для хозяйственного обслуживания данного изолятора; лиц, осуждённых к лишению свободы и у них срок остался меньше 6 месяцев; транзитно-пересыльные осуждённые.
2) Арестные дома – наказания виде ареста. Но на практике их нет, т.к. арест не применяется!!! Сначала 3 раза откладывали открытие, потом – просто бросили затею! Но в УК и УИК есть!
3) Исправительные центры – с 1 января 2014 года – принудительные работы. Скорее всего, отложат, т.к. ничего не готово! Как в случае с арестами.
4) Уголовно-исполнительные инспекции – наказания без изоляции от общества: исправительные работы, обязательные работы, запрет занимать опред. д. и заниматься опред. деятельностью, ограничение свободы, контролируют поведение условно осуждённых (более чем в 50 % случаев применяется – большой объём работы!).
Они все входят в уголовно-исполнительную систему!!! Есть спец ФЗ. Но это в узком смысле слова система.
2. Минобороны:
1) Дисциплинарные воинские части;
2) Гауптвахты – арест ипредварительное нахождение для последующего лишения свободы; В Москве – в Лефортово – памятник культуры, несовременные условия содержания, в МО – в Алабино, современная.
3) Командование воинских частей – ограничение по военной службе.
3. Суд: наказания в виде лишения воинского или спец звания, классного чина или спец наград. Противоречит принципу разделения властей!!! Оставили по-старинке.
Нет: ИВС – там подозреваемые и обвиняемые, спец приёмников для иностранных мигрантов.
3. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов
Нужен постоянный контроль, потому что система расходует деньги федерального бюджета, а их надо экономить. В СССР система полостью окупалась, т.к. 98 % осуждённых были привлечены к труду.
Мы участники межд. конвенций. Пенитенциарная система потенциально опасна нарушениями прав человека!
Контроль за соблюдением прав осуждённых. Формы контроля:
1) Предоставление Россией периодических докладов о соблюдении прав человека в конвенционные органы ООН – Комитет по правам человека и в Комитет по предупреждению пыток.
Межд. конв. о запрете пыток, Пакт о гражданских и полит. правах 1966 года – каждое гос. 1 раз в 5 лет предоставляет доклад. Доклад нужно защищать в Комитетах, приглашаются российские правозащитные организации и эксперты, они могут предоставлять альтернативный доклад. Потом рекомендательная резолюция и контроль а исполнением. Это не потёмкинские деревни!!!
2) Сообщения гос. о случаях нарушений гражданских и полит. прав или о применении пыток или унижающих достоинство или жестокие наказания. Это подают другие гос. Редко используется.
3) Индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России в Комитеты. Чётких механизмов нет, установлено, что применяются субсидиарно, можно от неправительственных организаций или в интересах других.