И контроль за их деятельностью

1. Основные принципы построения системы учреждений и органов

2. Виды учреждений и органов

3. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов

4. Государственный контроль

5. Общественный контроль

1. Основные принципы построения системы учреждений и органов

Наказания разные – исполняются в определённый срок, разовые, воздействующие на личную свободу, на имущество. Соответственно, и органы, исп. эти наказания разные, но у всех у них есть общие принципы.

1) Исполнение наказания возлагается на только государственные органы – в рамках 2-х министерств – Минюст (для гражданских лиц) и Минобороны (для военнослужащих). Суд – 1 наказание – но это как исключение, должны органы исп. власти этим заниматься. А как же трудовые организации? Они просто выполняют требования приговора, а исполнение осуществляет уголовно-исполнительная инспекция!!!

Судьба частных тюрем – вопрос обострился вновь. На Западе есть, но не широко распространены, т.к. не даёт много прибыли. Это как благотворительность.

В МП запрещено извлекать прибыль в пользу частных лиц от труда осуждённых.

2) Исполнение наказаний возлагается, как правило, на специализированные государственные органы – для некоторых наказаний нет спец органов – ограничение по военной службе – воинская часть или тот же суд.

 

2. Виды учреждений и органов

Делится на 2 подсистемы: 1) Минюст и 2) Минобороны.

1. Минюст: 2 федеральные службы – ФСИН и ФССП. ФССП исполняет только 1 вид наказания – штраф. ФСИН – все остальные.

Система ФСИН:

1) Исправительные учреждения – лишение свободы на определённый срок и пожизненное лишение свободы. Подвиды:

а) исправительные колонии: общего режима, строгого и особого (пожизненное лишение свободы и особо опасные рецидивисты);

б) воспитательные колонии;

в) колонии-поселения – т.н. «свободного типа» - открытый режим. Это неосторожные преступления, впервые за неб. и ср. тяжести и осуждённые, положительно зарекомендовавшие себя в исправительных колониях общего и строгого режима.

г) следственные изоляторы – исполняют наказания в отношении лиц, которые оставлены для хозяйственного обслуживания данного изолятора; лиц, осуждённых к лишению свободы и у них срок остался меньше 6 месяцев; транзитно-пересыльные осуждённые.

2) Арестные дома – наказания виде ареста. Но на практике их нет, т.к. арест не применяется!!! Сначала 3 раза откладывали открытие, потом – просто бросили затею! Но в УК и УИК есть!

3) Исправительные центры – с 1 января 2014 года – принудительные работы. Скорее всего, отложат, т.к. ничего не готово! Как в случае с арестами.

4) Уголовно-исполнительные инспекции – наказания без изоляции от общества: исправительные работы, обязательные работы, запрет занимать опред. д. и заниматься опред. деятельностью, ограничение свободы, контролируют поведение условно осуждённых (более чем в 50 % случаев применяется – большой объём работы!).

Они все входят в уголовно-исполнительную систему!!! Есть спец ФЗ. Но это в узком смысле слова система.

 

2. Минобороны:

1) Дисциплинарные воинские части;

2) Гауптвахты – арест ипредварительное нахождение для последующего лишения свободы; В Москве – в Лефортово – памятник культуры, несовременные условия содержания, в МО – в Алабино, современная.

3) Командование воинских частей – ограничение по военной службе.

 

3. Суд: наказания в виде лишения воинского или спец звания, классного чина или спец наград. Противоречит принципу разделения властей!!! Оставили по-старинке.

Нет: ИВС – там подозреваемые и обвиняемые, спец приёмников для иностранных мигрантов.

 

3. Международный контроль за деятельностью учреждений и органов

Нужен постоянный контроль, потому что система расходует деньги федерального бюджета, а их надо экономить. В СССР система полостью окупалась, т.к. 98 % осуждённых были привлечены к труду.

Мы участники межд. конвенций. Пенитенциарная система потенциально опасна нарушениями прав человека!

Контроль за соблюдением прав осуждённых. Формы контроля:

1) Предоставление Россией периодических докладов о соблюдении прав человека в конвенционные органы ООН – Комитет по правам человека и в Комитет по предупреждению пыток.

Межд. конв. о запрете пыток, Пакт о гражданских и полит. правах 1966 года – каждое гос. 1 раз в 5 лет предоставляет доклад. Доклад нужно защищать в Комитетах, приглашаются российские правозащитные организации и эксперты, они могут предоставлять альтернативный доклад. Потом рекомендательная резолюция и контроль а исполнением. Это не потёмкинские деревни!!!

2) Сообщения гос. о случаях нарушений гражданских и полит. прав или о применении пыток или унижающих достоинство или жестокие наказания. Это подают другие гос. Редко используется.

3) Индивидуальные жалобы лиц, находящихся под юрисдикцией России в Комитеты. Чётких механизмов нет, установлено, что применяются субсидиарно, можно от неправительственных организаций или в интересах других.