Организация проведения конкурса инвестиционных проектов высших учебных заведений.
Проблемы оптимизации системы инвестиционных проектов вузов.
Участники рынка инвестиций в высшие учебные заведения, их интересы и цели.
Тема 5. Совершенствование системы управления инвестиционными процессами в сфере образования.
1. Инвестиционные проекты высших учебных заведений: основные понятия и особенности.
1.Инвестиционные проекты высших учебных заведений: основные понятия и особенности.
Одним из методов управления стратегическим развитием системы образования в целом и высшего образования в частности является создание организационно-экономических механизмов активизации инвестиционной деятельности в сфере образования. Основной целью инвестиций с точки зрения долгосрочного развития должна быть инновационно-технологическая модель потенциала высшей школы. Реализация этой цели возможна лишь при активном и эффективном использовании всех доступных для этого финансовых и материальных и иных ресурсов при условии их сосредоточения на решении наиболее значимых для развития вузов задач и нацеленных на достижение конечных результатов.
При этом государство остается прямым инвестором для некоммерческих проектов высшего образования, одновременно создавая условия для привлечения ресурсов, как самой сферы образования, так и внешних инвесторов.
Специфика системы высшего образования предусматривает возможности инвестирования ресурсов не только в объекты строительства, но и в основную деятельность, т.е. образовательный процесс, включая развитие интеллектуального потенциала. Для таких вложений необходима разработка проектов, которые предусматривали бы комплексное вложение ресурсов во все составляющие образовательной деятельности с учетом их особенностей и были бы направлены на достижение специфических образовательных целей и получение результатов, полезных для отдельных вузов и всей системы высшего образования.
Под инвестициями понимается совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений собственного и заемного капитала. Каждый вид инвестиций характеризуется последовательность платежей (выплат или поступлений) в течение срока эксплуатации объекта инвестирования. Инвестиции направляемые в высшие учебные заведения связаны с инвестиционными проектами.
Инвестиционные проекты классифицируются по различным признакам.
|
|
Рис. 1 Классификационные признаки инвестиционных проектов
По типу инвестиций различают:
1. инвестиции в финансовые активы (доли в фонд недвижимости, депозитные банковские вклады, ценные бумаги);
2. инвестиции в реальные активы: материальные (здания, транспортные средства, оборудование, оргтехника, земля и др.) и нематериальные (лицензии, патенты, ноу-хау и др.);
К области инвестирования относятся:
1. развитие и модернизация учебного и научного процессов;
2. организация подготовки специалистов по новым направлениям, специальностям, специализациям и создание соответствующих учебно-методического обеспечения;
3. разработка и внедрение современных образовательных технологий и их информационное обеспечение;
4. осуществление мероприятий, направленных на улучшение социально-экономических условий для работников высших учебных заведений и обучаемых;
5. развитие материально-технической базы высших учебных заведений, проведение организационно-структурных преобразований и повышение инвестиционной привлекательности;
6. развитие материально-технической базы медицинских, лечебно-оздоровительных и спортивных подразделений высших учебных заведений.
По связности инвестиций различают изолированные (материально-технической базы медицинских, лечебно-оздоровительных и спортивных подразделений) и связные инвестиции, предусматривающие координацию действий (мероприятий) по сопряженным областям вложений в образование и научные исследования, информацию и образование и др.
Принципиальное значение для классификации инвестиций имеет надежность инвестиционных вложений.
Различают инвестиции, осуществляемые в условиях определенности и в условиях риска (вложения в проведение различных организационно-структурные преобразования, которые требуют серьезное экономическое и социальное обоснование).
Под инвестиционным проектом понимается документ, содержащий комплекс мероприятий, в том числе инновационного характера, направленных на достижение социально значимых для вуза и всей системы образования целей. Структура и содержание проекта должны обосновываться средства, сроки и конкретные результаты, получаемые вузом при решении требующих инвестиционного подхода проблем и значимые для него и всей системы. Главное требование к проекту – определение всех необходимых действий и используемых при их осуществлении ресурсов для достижения поставленных целей.
Основные цели предъявляемые к инвестиционному проекту:
1. соответствие целям и задачам развития вуза и системы образования в целом;
2. направленность проекта на реализацию масштабной задачи, связанных с решением первоочередных проблем развития учебного заведения;
3. достаточно значимый объем заявленных в проекте инвестиций;
4. достаточно быстрый срок реализации проекта (на более 3 лет);
5. наличие в составе инвестиций средств, привлекаемых из бюджетов других уровней, внебюджетных средств и/ или собственные средства;
6. соответствие структуры и содержания инвестиционного проекта требованиям к порядку оформления инвестиционного проекта.
Основные принципы финансирования инвестиционной деятельности высших учебных заведений. Учебные заведения, находящиеся в федеральной собственности, финансируются:
1. из средств федерального бюджета, привлеченных средств бюджетов субъектов РФ и местного бюджетов, а также из внебюджетных источников и собственных средств;
2. из средств бюджетов субъектов и привлеченных средств из бюджетов других уровней, а также из внебюджетных источников и собственных средств;
3. из средств муниципальных бюджетов, привлеченных средств из бюджетов других уровней, а также из внебюджетных источников и собственных средств;
4. из средств бюджетов всех уровней, а также из собственных средств при выполнении или инвестиционных проектов, направленных на выполнение государственного заказа на подготовку специалистов и/или на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Инвестиционные проекты должны включать следующие разделы:
1. цели и задачи инвестиционного проекта;
2. описание объектов и видов деятельности, на развитие которых направлен инвестиционный проект;
3. имеющийся задел у высшего учебного заведения-заявителя проекта;
4. партнеры (соискатели), инвесторы проекта, размеры и формы их участия;
5. правовая, технико-экономическая, техническая и технологическая обоснованность проектных решений;
6. объемы и источники финансирования;
7. план-график финансирования инвестиционного проекта;
8. показатели результативности проекта;
9. предполагаемое разделение результатов реализации инвестиционного проекта между участниками;
10. оценка рисков;
11. управление проектом;
12. переподготовка и повышение квалификации кадров в целях реализации проекта (при необходимости);
13. дополнительные сведения о проекте.
Инвестиционные проекты финансируются на конкурсной основе, что позволяет повысить эффективность инвестиционной деятельности в целом и активизировать работу вузов в этом направлении. Конкурсный порядок призван обеспечить:
1.повышение эффективности расходования бюджетных средств;
2. концентрацию бюджетных средств на решении наиболее значимых задач;
3. активизацию деятельности учебных заведений по привлечению средств бюджетов различных уровней и внебюджетных средств;
4.сокращение сроков реализации и повышение результативности инвестиционных проектов.